Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для подачи воздушно-механической пены насос оборудован автоматической системой дозирования пенообразователя, позволяющей эжектировать пенообразователь в количестве 3-6 процентов за счет проходящей через пеносмеситель струи.
Для доставки к месту пожара воды, автоцистерна оборудована цистерной продольного расположения.
Цистерна имеет для присоединения водопенных коммуникаций. Для доставки к месту пожара пенообразователя, автоцистерна оборудована пенобаком. Пенобак - пластиковая емкость, расположенная в заднем правом отсеке с горловиной и уровнемером. Водопенные коммуникации позволяют производить все необходимые операции, при тушении пожара. Система управления служит для управления двигателем
(подача топлива, включение муфты сцепления), включением и выключением КОМ, насосной установкой, а также для дистанционного управления лафетным стволом.
Дополнительное электрооборудование служит для освещения отсеков ПТВ, насосного отсека, сигнализации о произвольном открывании дверей отсеков, а также для питания дополнительных световых, контрольных и звуковых сигналов. Сигнальное громкоговорящее устройство служит для подачи специальных световых и звуковых сигналов, как на стоянке, так и в движении АЦ. Для организации оперативной связи на
АЦ применяется профессиональной мобильной радиостанции Motorola GM360 фирмы
Motorola.Для передачи в автоматическом режиме информации о состоянии и местоположении АЦ в центр оперативного управления на АЦ установлен комплект бортового навигационно-связного оборудования GSM/ГЛOHACC/GPS «M2M-Cyber
GL.X» Пожарное оборудование, инструмент и принадлежности автоцистерны размещены в отсеках и на крыше кузова. Автоцистерна оборудована кабиной водителя, образующей с кабиной боевого расчета единый салон, вентилируемый через оконные проемы. Обогрев кабины в зимнее время производится штатным отоплением от системы охлаждения двигателя, а также дополнительным автономным отопителем, с питанием от штатного топливного бака.
Кабина водителя представляет собой безопасный комфортный отсек с хорошо настроенной подвеской. Современная конструкция обеспечивает хороший круговой обзор. Кабина имеет соответствующую изоляцию против шума, вибрации, высоких и низких температур (от -40С
0
до +40С
0
). Все надписи на ярлыках и бирках в кабине выполнены на русском языке. Двери кабины оборудованы опускающимися стеклами, предназначенными для вентиляции. Кабина водителя имеет две двери, открывающиеся по ходу движения автомобиля.
Д.30.1.20.02.02.00.110
Лист
13
Изм Лист № документа Подпись Дата
Двери кабины имеют запорный механизм изнутри. Лобовое стекло выполнено из триплекса.
Приборная панель оборудована измерительными приборами, контрольными лампами и переключателями:
1.спидометр;
2.указатель давления масла;
3.указатель уровня топлива в баке;
4.указатель температуры охлаждающей жидкости;
5.индикатор зарядки аккумуляторной батареи;
6.указатели давления воздуха в тормозных контурах;
7.подсветка приборов управления;
8.сигнальная лампа тормозной системы.
Все органы управления и переключатели система сигнализации и общего оповещения смонтированы на приборной панели и находятся в пределах досягаемости водителя и командира пожарного расчета. Прочие:
1.Стеклоочистители и омыватели
2.Освещение внутри кабины
3.Обогрев и вентиляционная установка, включая обогреватель лобового стекла
4.Два зеркала заднего вида, зеркало переднего обзора, боковые зеркала
5.Два солнцезащитных козырька
Кабина боевого расчета (КБР) служит для размещения боевого расчета и части ПТВ, представляет собой единый салон с кабиной водителя. КБР рассчитана на четыре человека боевого расчета и обеспечивает возможность оперативной посадки и высадки личного состава. Она имеет две двери, открывающиеся по ходу движения автомобиля. Двери имеют запорный механизм изнутри, оборудованы опускающимися стеклами, служащими для вентиляции КБР.
Кабина оборудована дополнительным автономным отопителем. Конструкция КБР позволяет разместить в ней часть пожарно-технического вооружения и оборудования. Все сидения расположены по направлению движения и оборудованы креплениями для дыхательных аппаратов. Крепление подходит для одно- и двух баллонных дыхательных аппаратов (стальные и композитные баллоны). Детали крепления сделаны из нержавеющих материалов (пластмасса, нержавеющая сталь). Все сидения для боевого расчета оборудованы ремнями безопасности, выполнены съемными, благодаря чему можно легко произвести их чистку.
Д.30.1.20.02.02.00.110
Лист
14
Изм Лист № документа Подпись Дата
Поверхность пола покрыта нескользящими резиновыми пластинами или противоскользящей краской. Автоматически выдвигающиеся ступеньки и поручни, установленные с учетом эргономических требований, обеспечивают свободный вход и выход даже при надетом дыхательном аппарате.
Пожарная надстройка представляет собой независимую конструкцию, изготовленную из алюминиевого листа, с применение AT2 технологии, разработанной и запатентованной компанией Rosenbauer. Надстройка устанавливается на подрамник, который крепится к раме шасси специальными болтами с набором пружинных шайб. Все панели согнуты и отформованы, что увеличивает их устойчивость к скручиванию. Панели соединены вместе с помощью технологии склеивания, а также скреплены болтами там. где это необходимо. Подобная конструкция увеличивает подвижность пожарной автоцистерны, снижает ее вес, что повышает полезную нагрузку, снижает центр тяжести и обеспечивает лучшую устойчивость к коррозии. Ряд элементов кузова изготавливаются из панелей, усиленных стекловолокном.
Пожарная надстройка имеет отсеки для размещения насосной установки и пожарно- технического вооружения. Отсеки служат для размещения пожарного оборудования и одновременно придают автоцистерне законченный вид. В машине имеются шесть боковых отсеков оборудования, по три с правой и левой сторонах пожарной автоцистерны. Все они закрыты водо- и пыленепроницаемыми шторными дверьми.
Шторные двери представляют собой пыле- и влагонепроницаемые рольставни из легкого сплава. Двойная конструкция обеспечивает открытие шторной двери во всех случаях.
Профили вложены в специальный пластиковый материал для бесшумного и плавного открывания. При открытии шторной двери автоматический включатель обеспечивает включение освещения соответствующего отсека.
Отсеки оборудования, встроенные в нижнюю часть, закрываются откидывающимися вниз площадки, которые используются как подножки для доступа к
ПТВ из верхних отсеков.
Поворотно-откидные панели для крепления ПТВ расположены в отсеках оборудования. Панели легко поворачиваются и позволяют осуществить последующую перестановку с учетом индивидуальных требований по хранению. Кронштейны для хранения индивидуальных принадлежностей обеспечивают оптимальное использование отсеков оборудования. Надстройка сделана из твердых пластин поперечного сечения легкого сплава, что позволяет добиться исключительной прочности. Надстройка устанавливается на подрамник, который крепится к раме шасси.
Д.30.1.20.02.02.00.110
Лист
15
Изм Лист № документа Подпись Дата
Все пластины согнуты и отформованы, что увеличивает их устойчивость к скручиванию.
Пластины соединены вместе с помощью технологии склеивания, а также скреплены болтами там, где это необходимо.
Подобная конструкция увеличивает подвижность пожарной автоцистерны, снижает ее вес, что повышает полезную нагрузку, снижает центр тяжести и обеспечивает лучшую устойчивость к коррозии.
Ряд элементов крова изготавливаются из пластика, усиленного стекловолокном.
Насосная установка
На автоцистерне установлен насос центробежный пожарный комбинированный
Rosenbauer NH-30. который предназначен для подачи воды и водных растворов пеннообразователя. Пожарный насос состоит из:
— насоса высокого давления ВД;
— напорного коллектора НД;
— коллектора для подключения катушки высокого давления;
— необходимых коммуникаций
— пеносмесителя и контрольных приборов.
Водопенные коммуникации включают в себя линии предназначенные для:
— заполнения цистерны водой через пожарный насос от водоисточника;
— заполнения цистерны водой через дополнительную линию от гидранта;
— заполнение пенобака пенообразователем через разъем на крыше АЦ и через разъем слива/наполнение пенобака дополнительным насосом;
— забора воды из цистерны пожарным насосом;
— забора воды из водоисточника через заборный патрубок пожарного насоса и от гидранта.
— забора пенообразователя от постороннего резервуара и штатного пенобака автоцистерны
— подачи воды и пены через патрубки в выкидные рукавные линии нормального давления;
— подачи воды и пены в рукавную катушку высокого давления;
— промывка насоса и водопенных коммуникаций после применения пенообразователя;
— слива и продувки насоса, патрубков и катушки ВД от воды по окончанию работы
К напорным задвижкам присоединены напорные трубы с соединительной арматурой на концах.
Задний отсек служит для размещения насосной установки с водопенными коммуникациями. Отсек снабжен цельнометаллической дверью, которая в открытом положении образует защитный козырек над оператором, защищая его от дождя, пыли и солнечного света.
Д.30.1.20.02.02.00.110
Лист
16
Изм Лист № документа Подпись Дата
В насосном отсеке установлен воздушный обогреватель воздуха (отопитель) фирмы
Eberspachcr типа AIRTRONIC D2, 24V. Отопитель работает независимо от двигателя автомобиля и подключен к топливному баку и электрической сети автомобиля.
Управление отопителем осуществляется с пульта управления из кабины водителя, установленного на дополнительной панели за сидением водителя. Все основные средства управления противопожарными системами обслуживаются пневматической системой дистанционного управления. Питание системы осуществляется за счет компрессора машины. Для обеспечения абсолютной надежности предусмотрено техническое обслуживание и текущий ремонт спускного отверстия системы подготовки воздуха PREP-
AIR.
2. АЦ-40 (ЗИЛ-130) (Рис.5)
Рисунок 5 — АЦ-40 (ЗИЛ-130).
АЦ-40(130)-63Б - Один из наиболее массово выпускавшихся советских пожарных автомобилей. Автоцистерна пожарная АЦ-40(130) модель 63Б предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной. Автомобиль-цистерна АЦ-40(130)-63Б среднего класса предназначен для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ (воды и пенообразователя) и для тушения пожара водой и воздушно-механической пеной.
АЦ-40(130) модель 63Б является модернизированным вариантом автоцистерны АЦ-
30(130) модель 63А. Документацию на неё была разработана в 1977 году, а со второй половины 1978 года, выпуском установочной партии из 20 машин начинается серийный выпуск. До 1982 года обе модели (-63А и -63Б) выпускались параллельно. Причём утверждённый ежегодный план выпуска АЦ-40(130)-63Б всё это время постоянно
Д.30.1.20.02.02.00.110
Лист
17
Изм Лист № документа Подпись Дата
срывался, и завод компенсировал "недовыпущенные" машины перевыполняя план по старой модификации АЦ-30(130)-63А. Только к 1983 году выпуск -63Б удаётся стабилизировать. Далее, на протяжении нескольких лет, рост производства только увеличивался, достигнув во второй половине 1980-х порядка 2000 штук в год. АЦ-40(130)-
63Б получила новую увеличенную цистерну объёмом 2350 литров, вместо 2100 л. у модели 63А, и увеличенный пенобак ёмкостью 170 л. вместо 150 л. у -63А. В результате этих изменений надстройка (кузов) стала зачетно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок, на колёсные арки, которые ранее устанавливались на модель 63А.
Ещё одним заметным отличием модели -63Б от -63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. Машины выпуска 1978-1982 гг. имели так называемую "низкую юбку", образовавшую колёсную арку, от которой потом отказались. С 1990 года задняя стенка стала прямая, без изгиба. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека.
Были изменения и в шасси. Так, с февраля 1984 года, завод ЗИЛ перешёл на выпуск шасси
ЗИЛ-130 с так называемой "камазовской" тормозной системой. Но что хорошо для обычного грузовика, стало большой проблемой для пожарной машины. Теперь перед каждым выездом приходилось ждать пока накачается воздух, необходимый для работы тормозной системы. На это уходило несколько 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗИЛ-130 получают новый индекс ЗИЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось
- до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗИЛ прекратил выпуск шасси ЗИЛ- 431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.
Пожарный автомобиль АЦ-40(130)-63Б оснащается:
— цистерной для воды вместимостью 2360 л и баком на 170 л (187 кг) пенообразователя;
— двухрядной четырёх дверной цельнометаллической кабиной боевого расчёта с панорамным лобовым остеклением;
— металлическим кузовом с отсеками для размещения пожарно-технического вооружения и пеналами для всасывающих рукавов на крыше;
— центробежным одноступенчатым пожарным насосом ПН-40УА заднего расположения.
Двигатель автомобиля - четырёхтактный, жидкостного охлаждения, бензиновый, карбюраторный, восьмицилиндровый. V-образный, модели ЗиЛ-130 или ЗиЛ-508.10. номинальной мощностью 110 кВт.
Д.30.1.20.02.02.00.110
Лист
18
Изм Лист № документа Подпись Дата
63Б получила новую увеличенную цистерну объёмом 2350 литров, вместо 2100 л. у модели 63А, и увеличенный пенобак ёмкостью 170 л. вместо 150 л. у -63А. В результате этих изменений надстройка (кузов) стала зачетно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок, на колёсные арки, которые ранее устанавливались на модель 63А.
Ещё одним заметным отличием модели -63Б от -63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. Машины выпуска 1978-1982 гг. имели так называемую "низкую юбку", образовавшую колёсную арку, от которой потом отказались. С 1990 года задняя стенка стала прямая, без изгиба. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека.
Были изменения и в шасси. Так, с февраля 1984 года, завод ЗИЛ перешёл на выпуск шасси
ЗИЛ-130 с так называемой "камазовской" тормозной системой. Но что хорошо для обычного грузовика, стало большой проблемой для пожарной машины. Теперь перед каждым выездом приходилось ждать пока накачается воздух, необходимый для работы тормозной системы. На это уходило несколько 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗИЛ-130 получают новый индекс ЗИЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось
- до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗИЛ прекратил выпуск шасси ЗИЛ- 431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.
Пожарный автомобиль АЦ-40(130)-63Б оснащается:
— цистерной для воды вместимостью 2360 л и баком на 170 л (187 кг) пенообразователя;
— двухрядной четырёх дверной цельнометаллической кабиной боевого расчёта с панорамным лобовым остеклением;
— металлическим кузовом с отсеками для размещения пожарно-технического вооружения и пеналами для всасывающих рукавов на крыше;
— центробежным одноступенчатым пожарным насосом ПН-40УА заднего расположения.
Двигатель автомобиля - четырёхтактный, жидкостного охлаждения, бензиновый, карбюраторный, восьмицилиндровый. V-образный, модели ЗиЛ-130 или ЗиЛ-508.10. номинальной мощностью 110 кВт.
Д.30.1.20.02.02.00.110
Лист
18
Изм Лист № документа Подпись Дата
Для подвода воздуха к двигателю в капоте оборудован воздушный канал, соединяющийся гофрированным патрубком с воздушным фильтром ВМ-16 или ВМ-21 инерционно-масляного типа (с масляной ванной и смоченными маслом фильтрующими элементами), имеющим патрубок отбора воздуха в компрессор тормозной системы.
Конструкция базового шасси использует в качестве несушей системы лонжеронную клёпаную раму с лонжеронами переменного швеллерного сечения, штампованными из стальных нормализованных полос толщиной 6.35 мм. Материал лонжеронов - сталь ЗОТ.
Лонжероны соединены между собой пятью штампованными поперечинами из стали 20 с толщиной стенки профиля 5.5 мм. задняя часть рамы усилена раскосами. В зоне контакта с центральным буфером передних рессор и над балкой заднего моста лонжероны снабжены усилительными вставками. В передней части на удлинителях рамы установлен буфер с закреплёнными на нём буксирными крюками. Трансмиссия автомобиля включает в себя фрикционное сухое однодисковое сцепление, механическую трёхвальную синхронизированную коробку передач схемы 5 + 1 и двухвальную карданную передачу с промежуточной опорой. Задний ведущий мост автомобиля выполняется либо с двухступенчатой главной передачей, либо с одноступенчатой гипоидной.
Подвеска колёс - зависимая, на продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двойного действия в подвеске передней оси и подрессорниками в задней подвеске. Крепление передних концов рессор - фиксированное, при помощи кованого отъёмного ушка; крепление задних концов рессор - со скользящей опорой. Крепление обоих концов подрессорников –скользящее.
Колёса автомобиля – дисковые, с бортовыми и разрезными замочными кольцами.
Размер обода 7,0-20. размер шин 260-508. Ошиновка колёс задней оси выполнена двускатной. Рулевой механизм имеет передачу винт – шариковая гайка – поршень-рейка
– зубчатый сектор, оборудован встроенным гидроусилителем. Насос гидроусилителя - пластинчатый, двойного действия, с клиноременным приводом от коленчатого вала двигателя.
Тормозная система на автомобилях раннего выпуска – с пневматическим одноконтурным приводом рабочих тормозов и трансмиссионным стояночным тормозом с механическим приводом; на автомобилях позднего выпуска – с раздельным пневматическим приводом на тормозные механизмы переднего и заднего мостов и пружинными энергоаккумуляторами задних тормозных камер (стояночная тормозная система использует тормозные механизмы рабочей тормозной системы заднего моста).
Колёсные тормозные механизмы – барабанного типа с двумя внутренними колодками и
Д.30.1.20.02.02.00.110
Лист
19
Изм Лист № документа Подпись Дата