Файл: Теоретические особенности системы социального страхования рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретические особенности системы социального страхования РФ

1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования

1.2 Доходы и расходы ФСС

Глава 2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования

2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования

2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008 году
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

Создание эффективного правового механизма социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи, очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.


В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

- пенсионным;

- обязательного медицинского страхования;

- социального страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.

Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.

Предметом исследования данной курсовой работы являются система социального страхования РФ.

Объектом исследования выбран Фонд социального страхования, являющийся специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.



Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность и все основные составляющие системы социального страхования в России.

2. Определить роль и значение социального страхования

3. Проанализировать основные проблемы системы социального страхования и возможные пути их устранения.

4. Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социального страхования.

5. Выработать пути увеличения доходов и направления оптимизации расходов Фонда социального страхования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в статье 7 Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». [1, 6] В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. [1, 13]

Социальное страхование — это установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. С другой стороны, социальное страхование как финансовая категория — это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам. [13, 47]


Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. [22, 135]

Объектом социального страхования является все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Существующая система обязательного социального страхования в России включает в себя следующие виды:


  • пенсионное страхование работающих от социальных рисков — старости, инвалидности и утраты кормильца; страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;

  • страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;

  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;

  • медицинское страхование; страховщики — федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. [21, 42]

Система социального страхования имеет свои особенности. Она финансируется за счет средств внебюджетных фондов. Государство регулирует деятельность фондов социального страхования, определяют их виды и финансирование этих фондов, для чего они предназначаются и где применяются. Но главной особенностью социального страхования является величина страховых рисков. Они носят массовый характер, выражаются в больших масштабах и имеют существенные последствия.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

  • необходимость получения медицинской помощи;

  • временная нетрудоспособность;

  • трудовое увечье и профессиональное заболевание;

  • материнство;

  • инвалидность;

  • наступление старости;

  • потеря кормильца;

  • признание безработным;

  • смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.[19, 58]

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.