Файл: Теоретические особенности системы социального страхования рф.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальное страхование отличается от личного рядом признаков:
-
оно обязательно для плательщиков страховых взносов; -
страхование производится автоматически, помимо воли и желания застрахованного; -
страхование связано с трудовыми отношениями (работой по найму) и должно охватывать только трудящихся. Выплаты, не связанные со стажем работы по найму, относятся к соцобеспечению. Главная задача соцстраха - предоставить работнику средства для существования на то время, на которое он лишается заработка; -
государство курирует фонд социального страхования, т. к. гарантирует бесперебойное поступление в него отчислений от учреждений и предприятий (в том числе государственных) и с помощью законов определяет порядок страховых выплат.[25, 152]
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;
3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;
4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.[4,10]
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
-
устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; -
всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий; -
государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; -
государственное регулирование системы обязательного социального страхования; -
паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; -
обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; -
ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; -
обеспечение надзора и общественного контроля; -
автономность финансовой системы обязательного социального страхования.[4,51]
Социальная политика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального страхования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являются ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в случаях наступления для них социальных рисков.
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.
ПФР обеспечивает:
-
аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем; -
контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств; -
международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; -
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР направляются на:
-
выплату государственных пенсий; -
выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; -
оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; -
обеспечение деятельности ПФР.
В России осуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам. [22,142]
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Обязательное медицинское страхование введено с 1993 года, в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).
Согласно закону, граждане России имеют право на:
-
выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача; -
медицинскую помощь на всей территории России; -
предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Деятельность Фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.
Средства ФОМС направляются на:
-
финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами; -
осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС; -
выравнивание ресурсов городов, районов для проведения обязательного медицинского страхования; -
направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг; -
создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования; -
текущее содержание. [22, 131]
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Основные задачи Фонда:
-
обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей; -
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; -
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда; -
разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов; -
подготовка и повышение квалификации специалистов системы государственного социального страхования; -
сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
В состав фонда социального страхования входят:
-
региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; -
центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики; -
филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.
1.2 Доходы и расходы ФСС
В России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.
Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства Фонда социального страхования формируются за счет:
-
страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; -
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; -
страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; -
доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда; -
добровольных взносов граждан и юридических лиц; -
ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; -
прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).
Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.
Плательщиками взносов являются:
-
организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно - правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства; -
граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.