Файл: Теоретические особенности системы социального страхования рф.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 2.2. Динамика изменения доходов и расходов ФСС за 3 года.
Наибольший рост доходов наблюдался в 2007 году. Это обусловлено увеличением сбора ЕСН и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Среди факторов, повлиявших на увеличение доходов от ЕСН, выделяется увеличение по сравнению с 2006 годом фактически сложившегося фонда оплаты труда по сравнению с расчетной величиной, рост коэффициента сбора с учетом пеней и штрафов, фактическое увеличение численности работников и увеличение удельного веса первого интервала шкалы социального налога, имеющего максимальную ставку 2,9%. В итоге в 2007 году по этой статье доходы по отношению к запланированной величине выросли на 10,98 млрд. рублей. Коэффициент сбора по ЕСН в 2007 году составил 100,2%.
Одной из причин, также повлиявших на дисбаланс бюджета ФСС РФ, является непродуманное проведение Правительством РФ манипуляции с основным источником поступлений в бюджеты внебюджетных фондов — единым социальным налогом (ЕСН). С целью уменьшить общий налоговый пресс на работодателей, вывести зарплаты из «тени» и тем самым расширить общую базу налогообложения, чтобы не потерять, а увеличить суммарные объемы сбора налогов, с 1 января 2005 г. ставка ЕСН была снижена с 35 до 26%. Однако это оказалось лишь чисто механическим действием, полумерой и не принесло ожидаемого эффекта (бизнес из тени так и не вышел, а все социальные внебюджетные фонды понесли огромные финансовые потери, которые поставили под сомнение возможность выполнения ими основных уставных функций), поскольку должно было поддерживаться серьезными мероприятиями по модернизации всей системы социального страхования.
Кроме того, на сегодняшний момент влияние на снижение наполняемости доходной части бюджета ФСС оказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии с нормативными документами освобождаются от уплаты ЕСН, так как применяют специальный режим налогообложения. В данном случае возникли обоснованные возражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС ни в коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникам пособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговой суммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту. Поэтому для предприятий, перешедших на специальный режим налогообложения, в большинстве случаев Фонд социального страхования является дотационным.
С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются (согласно 125-ФЗ от 24.07.1998). В отличие от ЕСН, при расчете которого в настоящее время применяется регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единой ставке.
Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Следует отметить, что сумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такая «зачетная система» позволяет повысить размер среднегодового уровня сбора единого социального налога на 1% против предусмотренного размера среднегодового уровня сбора единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет (97 %).
Расчет страховых тарифов осуществлялся на принципе эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования
Анализ расходов может быть двух видов: горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный анализ - это деление каждой расходной статьи отчетного года на соответствующую статью расходов базисного года для выявления направлений и закономерностей изменений относительной значимости статей расходов в течение определенного периода.
Вертикальный анализ отчетности подразумевает представление всех статей отчетности в виде относительных показателей. Он позволяет получить наглядное представление о том, какую долю составляют те или иные расходы предприятия в общей сумме расходов, что позволяет судить о степени их влияния на деятельность предприятия.
В таблицах 2.3. и 2.4. представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части Фонда социального страхования.
Таблица 2.3. Горизонтальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСС
Статьи расходов | Сумма расходов на 2006 г., тыс. руб | Сумма расходов на 2007 г., тыс. руб | Темп роста, % | Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб | Темп роста, % |
1) Общегосударственные вопросы | 3427,8 | 3164,4 | 92,3 | 3218,4 | 101,7 |
Международные отношения и международное сотрудничество | 3427,8 | 3164,4 | 92,3 | 3218,4 | 101,7 |
2) Образование | 17123502 | 17120287,5 | 99,9 | 18147507,1 | 106 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 578307,1 | 615897 | 106 | 652850,9 | 106 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров | 42465,9 | 45226,1 | 106 | 47939,7 | 106 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 16545194,9 | 16504390,5 | 99,8 | 17494656,2 | 106 |
3) Социальная политика | 430857672,8 | 338943928,1 | 95 | 371312882 | 109 |
Социальное обеспечение населения | 429365054,8 | 337356400,7 | 95 | 370236459,6 | 109 |
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации | 8989699 | 9680090 | 108 | 10387050 | 107 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию | 34351125,6 | 16795276,2 | 49 | 17169184,8 | 102 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию | 45220082,2 | 52220719,8 | 115 | 59032339,6 | 113 |
Пособия при рождении ребенка | 14723016 | 13772000 | 87 | 14062400 | 102 |
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию | 134059547 | 128267460 | 95,7 | 143236160 | 111,7 |
Пособия по беременности и родам | 39697020 | 33901200 | 85,4 | 38798085 | 114,4 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде | 16600000 | 17000000 | 102 | 17000000 | 100 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 2395877,4 | 1768181,8 | 74 | 1801006,2 | 102 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников | 4383536,5 | 4189187,7 | 96 | 4440538,9 | 106 |
Другие вопросы в области соц. полит. | 1411508,2 | 1501145,4 | 106 | 984857,4 | 66 |
Итого расходов | 30312355,8 | 365067380,1 | 94,8 | 389463607,5 | 109,4 |
Как видно из таблицы, общая сумма расходов на 2006 год составляла 303112355,3 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2005 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).
На 2007 год расходы Фонда составляли 365067380,1 тыс. рублей (120 % к уровню 2006 года), из них: на обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 %).
На 2008 год расходы Фонда составляли 389463607,5 тыс. рублей (107% к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
Наибольший темп роста наблюдался в период 2006-2007 гг. на пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц.страхованию. Он составил 115%. Наименьший наблюдался в тот же период и составил 49% на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию.
Рис. 2.5. Расходы ФСС за период 2006-2008 гг.
Таким образом, расходы на социальную политику на протяжении рассматриваемого периода имели наибольшие темпы роста. За период 2006-2007 гг. они были сокращены, а с 2007 по 2008 гг. наблюдалось их увеличение.
Таблица 2.5. Вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСС
Статьи расходов | Сумма расхо- дов на 2006 г., тыс. руб | Уд. вес, % | Сумма расходов на 2007 г., тыс. руб | Уд. вес, % | Сумма расхо-дов на 2008 г., тыс. руб | Уд. вес, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1) Общегосударственные вопросы | 3427,8 | 0,001 | 3164,4 | 0,001 | 3218,4 | 0,001 |
Международные отношения и междунар. сотрудничество | 3427,8 | 0,001 | 3164,4 | 0,001 | 3218,4 | 0,001 |
2) Образование | 17123502 | 4,56 | 17120287,5 | 4,8 | 18147507,1 | 4,67 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 578307,1 | 0,15 | 615897 | 0,17 | 652850,9 | 0,17 |
Учебные заведения и курсы по переподго- кадров | 42465,9 | 0,01 | 45226,1 | 0,01 | 47939,7 | 0,01 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 16545194,9 | 4,4 | 16504390,5 | 4,64 | 17494656,2 | 4,49 |
3) Социальная политика | 213549151,4 | 95,44 | 338943928,1 | 95,19 | 371312882 | 95,34 |
Социальное обеспечение населения | 212056533,4 | 95,04 | 337356400,7 | 94,75 | 370236459,6 | 95,06 |
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации | 8989699 | 2,39 | 9680090 | 2,72 | 10387050 | 2,67 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию | 34351125,6 | 9,15 | 16795276,2 | 4,72 | 17169184,8 | 4,41 |
Пособия по уходу за ребенком до полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию | 45220082,2 | 12,04 | 52220719,8 | 14,67 | 59032339,6 | 15,16 |
Пособия при рождении ребенка | 14723016 | 3,92 | 13772000 | 3,87 | 14062400 | 3,61 |
Пособия при временной нетрудосп-ти по обязательному соц. страхованию | 134059547 | 35,7 | 128267460 | 36 | 143236160 | 36,78 |
Пособия по беременности и родам | 39697020 | 10,57 | 33901200 | 9,52 | 38798085 | 9,96 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде | 16600000 | 4,42 | 17000000 | 4,77 | 17000000 | 4,36 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний | 2395877,4 | 0,64 | 1768181,8 | 0,5 | 1801006,2 | 0,46 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников | 4383536,5 | 1,17 | 4189187,7 | 1,18 | 4440538,9 | 1,14 |
Другие вопросы в области соц. политики | 1411508,2 | 0,38 | 1501145,4 | 0,42 | 984857,4 | 0,25 |
Итого расходов | 303112355,3 | 100 | 365067380,1 | 100 | 389463607,5 | 100 |