Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нам на объединение в общественные организации, использова­ние ими широких политических свобод: слова, печати, собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и за­конные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов. Отношения государства и общественных организаций двусто­ронние. Большинство отношений опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер: государственно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и др. Нормативная регламентация деятельности общественных организаций способству­ет их укреплению и развитию на принципе законности. Общественные органи­зации - самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои функции, собственное со­циальное назначение. Стабильность функционирования поли­тической системы общества может гарантировать­ся только в том случае, если она будет основана на политиче­ской культуре и компромиссе политических и неполитических организаций, государственных и общественных организаций. В этом большая роль принадлежит личности, ее умению формировать индивидуальные и групповые интересы, представить и реализовать их через государство, чья деятельность направлена на более эффективное обеспечение потребностей общества.

Проблемный аспект темы

Государство и церковь. Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе общества.

Лекция 17. Право в системе нормативного регулирования
Вопросы:

1. Понятие системы нормативного регулирования

2. Влияние международного права на систему регулирования отношений

3. Место права в системе нормативного регулирования
1. Понятие системы нормативного регулирования

Система нормативного регулирования - это совокупность всех социальных норм, регламентирующих поведение людей в об­ществе. Система нормативного регулирова­ния обеспечивает в целом упорядоченность отношений в обществе. Возникновение социальных норм и их развитие выражают
тенденцию общества к самоорганизации и поддержанию порядка в процессе обмена материальными и нематериальными благами. Наиболее повторяющиеся и общеодобряемые отношения при­обретают нормативный характер, который находит внешнее, устойчивое выражение в праве, морали, чести, представлений о справедливости, обычаях, религиозных нормах. Существующее многообразие социальных норм обусловлено уровнем развития обще­ственных отношений. Признаки социальных норм: 1) возникают из объективной потребно­сти общества в саморегуляции, упорядочении отношений; 2) неотделимы от человеческой деятельности, детерминированы в нее; 3) имеют общепринятый, сознательно-волевой характер.

Право не единственный социальный регулятор, регулирование повседневной жизни людей происходит на основе различных норм. К ним относятся в первую очередь правовые нормы. Однако помимо правовых норм регулирование общественных отношений происходит еще и на основе религиозных, корпоративных, моральных, этических норм и обычаев, традиций, ритуалов, обрядов. Все указанные нормы входят в систему нормативного регулирования, но право играет основную, ключевую роль, поскольку лишь оно официально обеспечено к исполнению принуждением со стороны государства. Остальные нормы применяются для упорядочивания связей людей в той мере, в которой они сами этого желают. Например, в демократическом государстве нельзя принуждать к исполнению религиозных норм того человека, у которого отсутствует вера в религию. Невозможно обеспечить исполнение таких моральных норм, как особое уважение к женщине, старшим по возрасту. Данные нормы являются добровольными регуляторами различных жизненных ситуаций, где не всегда право способно проникнуть и тотально воздействовать. К тому же у современных государств и не стоит такой задачи, его деятельность строится на основах самоуправления и демократии.


2. Влияние международного права на систему регулирования отношений

Современный мир насчитывает около 200 государств, причем у каждого существует свое законодательство, особая правовая система. Предметом регулирования на международном уровне выступают такие отношения, которые «недосягаемы» для норм национального права. Например, порядок международной защиты прав и свобод человека и гражданина. Национальное и международное право - две различные правовые системы, действующие в соответствующих областях. В вопросе о соотношении международного и национально права в науке права есть три научных направления. Первое, дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право - относительно изолированные и независимые друг от друга системы. Второе и третье направления, монистические, основываются на том, что международное и внутригосударственное право - составные части единой системы права. Второе направление утверждает приоритет национального права над международным. Данная теория получила широкое распространение в XIX - начале XX в. в немецкой юриспруденции. Третье направление, напротив, отстаивает приоритет международного права, над национальным. Начало данной концепции было положено в трудах основателя нормативистской школы права - Г.Кельзена. Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая международное право и национальное право всех без исключения государств. При этом истинность норм национального права определяется нормами международного.

Современная политическая ситуация такова, что происходит сближение и взаимодействие этих двух систем. Эволюция государственно-правовой жизни имеет тенденцию к признанию за нормами международного права особой юридической силы, имеющей межгосударственное, первостепенное значение. Интернационализация отношений в различных областях (личная жизнь, экономические отношения, политика, поддержание мира, обеспечение экологической стабильности) придают всевозрастающее значение международному регулированию отношений, а также их детерминацию во внутренне право государств, отдельных народов и частную жизнь человека. Современное международное право стано
вится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты. Применительно к России проблема соотношения международ­ного и национального права официально решена в п. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федерации яв­ляются составной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные прави­ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила меж­дународного договора».

3. Место права в системе нормативного регулирования

Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, регулирующих общественные отношения. Взаимосвязь права с государством является характерным признаком, выделяющим право из системы нормативного регулирования общественных отношений. В этой связи, например стоит отметить мораль, нравственность, совесть, справедливость являются мировоззрением людей, выражающиеся в их взглядах, убеждениях без принудительного обеспечения со стороны государства. Взаимодействие права с другими социальными регуляторами является сложным общественным процессом.

Право и мораль не равнозначные явления и по-разному воздействуют на общественные отношения. Право устанавливается государством, а мораль обществом. Право состоит из законодательных актов, а мораль включает в себя представления об идеале, чувства, желаемые эмоции. Право устанавливается от имени всего народа, а мораль формируется в зависимости от общественного мнения конкретной группы людей (нормы морали могут не совпадать у разных социальных групп населения). Мораль­ные требования отличаются от права тем, что дают больший простор для их толкования. Действие норм права гарантировано силой государства, а действие моральных норм обеспечено силой общественного мнения и добровольным осуществлением в силу осознания долга, привычки, совести.

Нормы права и нормы морали в некоторых случаях могут даже противоречить друг другу. Примеры: 1. Правовые нормы не запрещают семье с низким уровнем дохода рожать четвертого и пятого ребенка, а морально это осуждается (т.к. дети обрекаются на нищенское существование). 2. Каждая пятая семейная пара в России бездетна и сточки зрения морали было бы верно упростить систему усыновления (удочерения), однако с правовой позиции существуют весьма высокие барьеры, препятствующие осуществлению этого желания. 3.
Введение новых налогов, ужесточение, увеличение сборов, отмена льгот и заслуженных преимуществ аморально, но с правовой точки законно. 4. Распитие спиртных напитков в общественных местах наказывается штрафом, а сточки зрения морали вполне допустимо.

Учитывая противопоставление право и морали необходимо отметить их взаимосвязь. Противоречия между правом и моралью не является однозначно негативным, оно выступает объективным стимулятором к преодолению разногласий и совершенствованию обоих явлений, как путем вы­работки новых нравственных принципов, так и путем внесения изменений в действующее законодательство. Взаимодействие права и морали выражается в том, что мораль влияет на формирование права, право влияет на формирование нравственных норм, право охраняет моральные ценности граждан, нравственные нормы учитываются при формировании законодательства. Характерной чертой демократического права является его моральная обоснованность. Устанавливая правовую норму, законодатель подразумевает наличие определенной справедливости, морали в отношениях людей которые приобрели официальное выражение. Заложенный в праве содержательный смысл активно не только выражает, но и воздействует на устоявшиеся социальные нормы, оказывая на них развивающее воздействие. Таким образом, развитие права ведет к развитию морали. В свою очередь эволюционирующие моральные нормы, имеющие общепринятый характер находят отражение в законодательстве государства и стимулируют его совершенствование.

Взаимодействие права и морали носит преимущественно созидательный, конструктивный харак­тер. Примеры: 1. Ряд правовых норм нацелен на охрану моральных интересов общества – правовая защита деловой репутации предпринимателя, организации, защита интересов несовершеннолетнего, вплоть до лишения родительских прав в случаях постоянного аморального поведения, привлечение к уголовной ответственности за хулиганство, оскорбление и клеве­ту, унижение чести и достоинства гра­ждан. 2. Законодатель, зная что Россия занимает второе место в мире по экспорту детей за границу (после Китая), предусмотрел особый усложненный порядок усыновления (удочерения) для иностранцев. В этом случае мораль и право носят единую смысловую направленность.