Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 416

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы:

1. Понятие правовой системы

2. Классификация правовых семей
1. Понятие правовой системы

Правовая система и система права разнопорядковые понятия. Система права - это строение права, его структура, включающая совокупность отраслей, подотраслей, институтов, подинститутов и норм права. Пра­вовая система – историческисложившаяся совокупность системы права, системы законодательства, юридической практики и господствующей идеологии, выражающие вместе правовую действительность конкретного государства. Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем, каждая из которых имеет свою правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты, отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру). Между разными государствами можно проследить некоторую общ­ность. Например: национальных законодательств, источников права, исто­рических корней и правовых традиций различных государств и др. все это вместе дает возможность говорить об относительном единстве различных правовых систем и их принадлежности к одной правовой семье. Правовая семья – совокупность правовых систем, позволяющая говорить об их относительном единстве на основе общности источников права, системы права и исторического пути их формирования. Основные правовые семьи следующие: романо-германская, англо-саксонская (общего, прецедентного права), религиозно-традиционная.

2. Классификация правовых семей

Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания, Россия) сложилась в Европе.Истоки схожести данных правовых систем следует искать в римском праве, рецепция которого наглядно прослеживается во всех названных государствах. Римское право считается классическим, так как в нем наиболее подробно были закрепле­ны нормы, касающиеся частной собственности. Начиная с 19 века основным источником (формой) права в этих странах является закон. Во всех государствах романо-германской семьи есть конституции, за нормами которых признаётся высшая юридическая сила. Конституция – основной закон государства, разграничивающий компетенцию различных государственных органов. В законодательной практике различают три разновидности закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Среди источников права этой правовой семьи отмечается тенденция к возрастанию роли подзаконных нормативных актов в регулировании общественных отношений (регламентов,
административных циркуляров, постановлений правительства). Характерной особенностью рассматриваемой правовой семьи является гибкость, юристы стремятся к общему идеалу поведения, достижению компромисса по каждому вопросу, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания различных интересов, как частных, так и всего общества. Правовая действительность позволяет отнести роль судебной практики к числу вспомогательных источников права, не затрагивающих исходного принципа господства закона.

Англо-американская правовая семья или система общего права (США, Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, государства членов Британского содружества). Основным источником права считается судебный или адми­нистративный прецедент – решение по конкретному спору, имеющее нормативную силу при решении схожих дел. Господствует идеологический принцип – право там, где есть его защита. Отсутствует деление права на публичное и частное, нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». Общее право - основной источник, «право справедливости» – дополняющее, конкретизирующее по отношению к «общему», а также «статутное» - право парламентского происхождения.

Судебный прецедент имеет разную юридическую силу в зависимости от места суда в иерархической судебной системе. При современной организации судебной системы это означает следующее. Решения высшей инстанции (палаты лордов) обязательны для всех других судов. Аппеляционный суд (состоящий из двух отделений гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. Используя в качестве примера США, отметим, что различия связаны с федеральной структурой государства и возможностью отдельных штатов осуществлять законодательную деятельность, что делает систему США сложной. Штаты в пределах своей компетенции создают своё законодательство и свою систему прецедентного права. За одно и тоже правонарушение в различных штатах юридические санкции могут значительно отличаться. Значительный массив права на уровне штатов вынуждает ежегодно публиковать около 300 томов судебной практики, и несмотря на широкое развитие компьютерной техники, средств мобильного и Интернет общения поиск прецедентов является нелёгким делом. Это наибольшая сложность как для юристов, так и для правопослушных граждан.



Религиозно-традиционная правовая семья основывается на группировании государств, в зависимости от принципов двух видов. Первый принцип - признаётся большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место взаимопроникновение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права). Второй, игнорируется сама идея права, утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться другим методом (страны Дальнего Востока, Африки, Магадаскара).

Мусульманское право – система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на исламе (Афганистан, Иран, Ирак и др.). Ислам исходит из того, что существующее право в определённый момент истории открыл Аллах, через своего пророка Мухаммеда. Это право и религия основана на необсуждаемых догмах (вере) и определенном поведении верующих предписанном шариатом. Мусульманское право имеет четыре источника: коран (священная книга ислама); сунна (традиции связанные с посланцем Бога); иджма (единое соглашение мусульманского общества); кийас (суждение по анологии). Характерные черты: архаичность существующих институтов, казуистичность судебных решений, пренебрежение систематизацией, дуализм судебной организации. Вместе со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и суды, законодательные акты (регламанты) власти.

Индусское право входит в религиозно-традиционную правовую семью и относится к древнейшим в мире. Это право верующей общины, которая исповедует буддизм (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия, Танзания, Уганда, Кения). Буддизм предполагает не только верить определённым религиозным догмам, но и иметь определенное мировоззрение. Характерная идеологическая черта права: люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории (касты), каждой категории принадлежит своя система прав, обязанностей, морали. Каждый человек должен вести себя так, как это предписано в социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Правительству разрешается законодательствовать. Однако, судебные прецеденты и законодательство не являются источниками права. При наличии законодательного регулирования отношений, судья не должен применять его по всей строгости, а стараться достичь примирения справедливости и власти. В 1950 г. Конституция отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности, однако Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам индии.


Раздел 5. Взаимосвязь государства, права и общества
Лекция 16. Государство в политической системе общества
Вопросы:

1. Понятие политической системы общества

2. Место и роль государства в политической системе

3. Государство и общественные организации
1. Понятие политической системы общества

Система - это целостное единство элементов и их структуры. По­литическая система - совокупность взаи­мосвязанных государственных органов, общественных организаций, политических партий и органи­заций, призванных выявлять и выражать различные интересы общества в политических решениях государства. Рассмотрение «политической системы» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разо­браться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти инте­ресы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производ­ство и распределение благ ( в широком смысле слова) между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борь­бы за нее.

Функции политической системы: обеспечение политической власти для определенной группы людей, законное управление различными сферами жизни людей, мобилизация средств и ресурсов для достижения программных целей осуществляющих власть, выявление и «отсеивание» чуждых политических интересов, представительство и распределительное удовлетворение определенных политических интересов, интеграция в обществе противоборствующих политических сил (их подконтрольность), политическая социализация людей (формирование политической позиции, политического сознания, поведения), легитимация политической власти (стремление к соответствию реальной политической жизни официаль­ным политическим и правовым нормам).

Политическое управление как целостная система нашла обстоятельную разработку в трудах Д.Истона и Г.Алмонда. Важной особенностью политической систе­мы является наличие в ней интегральных качеств, не свойст­венных образующим ее частям. Структура - спо­соб упорядочения элементов системы, характеризующийся совокупность устойчивых отношений между элементами.

В