Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Будылка В. Региональное нормотворчество // Российская юстиция. 2001. № 5.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская Юстиция. 1997. № 7.

Как готовить законопроекты (полезные советы) // Журнал российского права. 1998. № 4-5.

Координация правотворчества в Российской Федерации. М., 1996.

Костенников М.В., Куракин А.В. Принципы кодификации административного права России // Право и политика. 2001. № 6.

Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. 1997. № 10.

Кубатаев М.Г. Правотворческая деятельность Президента Российской Федерации // Юрист. 2000. № 5.

Морозова Л.А. Конфликт закона и правовая реформа («Круглый стол» в ИГП РАН) // Государство и право. 1997. № 12.

Мурашин А.Г. Прямое правотворчество: особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2.

Надеев Р. Правовая экспертиза законопроектов // Российская юстиция. 1998. № 1.

Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974.

Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Поленина С., Колдоева Н. Свод законов РФ как форма систематизации нормативных актов // Российская юстиция. 1996. № 12.

Проблемы правотворчества в Российской Федерации. М., 1993.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2001. № 9.

Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. 2003. № 1.

Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства: Проблемы теории и практики. Саратов, 1993.

Системность законодательства как фактор повышения его качества // Государство и право. 2002. № 8.

Тихомиров Ю.А. Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 1.

Ткаченко В.Г. Федеральное Собрание РФ в законодательном процессе: содержание, проблемы и перспективы // Право и политика. 2001. № 2.

Цалиев А. Бесполезные законы вредны для общества // Российская юстиция. 2001. № 4.

Лекция 26. Правовые отношения

Рекомендуемые источники по теме.

Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. 1997. № 10.

Гранат Н.Л. Правовые отношения // Юрист. 1998. № 10.


Иванов Н., Брыка И. Ограниченная вменяемость // Российская юстиция. 1998. № 10.


Лекция 27. Реализация права

Рекомендуемые источники по теме.

Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.

Колбаев Р. Нет преступления без указания на то в законе // Законность. 1998. № 3.

Кузнецова Н.Ф. О криминогенности пробелов уголовного законодательства // Вестник МГУ. 1996. Серия 6. № 3.

Черданцев А. Применение закона по аналогии // Российская юстиция. 1998. № 6.

Лекция 28. Толкование права

Рекомендуемые источники по теме.

Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Государство и право. 1994. № 1.

Соцуро Л.В. Различие между неофициальным и официальным толкованием права // Юрист. 1999. № 7.

Лекция 29. Механизм правового регулирования

Рекомендуемые источники по теме.

Бахтина К. Правовое просвещение граждан с использованием СМИ // Российская юстиция. 1996. № 9.

Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8.


Лекция 30. Законность, правопорядок, дисциплина

Рекомендуемые источники по теме.

Кононов А.М. Роль и место местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка (вопросы теории и практики) // Государство и право. 1997. № 12.

Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.

Малиновский А.А. Злоупотребление правом: теоретические аспекты // журнал российского права. 1998. № 7.

Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок (раздел «Правопонимание») // Государство и право. 1994. № 1.

Основные понятия и их определения
Абсолютные права — такие субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от на­рушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности).

Абсолютные правоотношения — такое урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количе­ство пассивно обязанных субъектов.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная го­сударственная власть, принадлежащая одному лицу — мо­нарху.

Автономия — форма самоуправления части территории государства, характеризующаяся правом самостоятельного ре­

шения внутренних вопросов.

Автономная область в составе Российской Федерации — область, самостоятельно осуществляющая государственную власть на соответствующей территории, отличающаяся особен­ностями быта и национального состава и входящая непосредст­венно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная область).

Автономный округ в составе Российской Федерации — на­циональное государственное образование, входящее в область или край и отличающееся особым национальным составом и бытом населения (например, Корякский автономный округ).

Авторитарный режим один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным ли­цом (класс, партия, элитная группа и т. д.) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом (промежуточное состояние между тоталитарным и демократическим поли­тическими режимами).

Административно-территориальная единица Российской Федерации — структурный элемент административно-терри­ториального деления, в качестве которого выступают край, область, район, город, район города, поселок и сельский населен­ный пункт.

Административно-территориальное деление — это сис­тема территориальной организации государства, на основе ко­торой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

Административно-территориальное устройство Россий­ской Федерации — разделение территории России на опреде­ленные части (районы, города, районы города, поселки, сель­ские населенные пункты), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.

Администрация — система исполнительно-распорядитель­ных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.

Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъ­ектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Акт применения права (правоприменительный акт) — пра­вовой акт, который содержит индивидуальное властное пред­писание, вынесенное компетентным органом в результате ре­
шения конкретного юридического дела.

Акт толкования права (интерпретационный акт) — пра­вовой акт, который содержит разъяснение смысла юридиче­ских норм и выносится специальными компетентными орга­нами.

Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, даваемое тем же органом, кото­рый принял данную норму.

Бездействие преступное — разновидность преступного дея­ния, представляющая собой общественно опасное и противо­правное пассивное поведение, выражающееся в несовершении общественно ценного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него юридических обя­занностей.

Буквальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением.

Важнейшие полномочия — установленные Конституцией и законами специальные права для конкретных государствен­ных органов и должностных лиц, позволяющие оптимальным путем достигать наиболее значимые социальные цели.

Вето — отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

Вина — психическое состояние, характеризующееся отно­шением правонарушителя к совершенному им деянию (см. умы­сел и неосторожность).

Власть социальная — присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опи­рающееся на принуждение.

Властные решения — правовые акты, принимаемые госу­дарственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влеку­щие юридические последствия.

Вменяемость — нормальное психическое состояние лица, при котором оно способно оценить свое место в обществе и от­давать отчет своим действиям.

Внешняя функция государства - это деятельность госу­дарства в качестве суверенного субъекта международных от­ношений.

Воинская дисциплина — соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, уставами, приказами.

Воля народа — концентрированное выражение интересов
большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме).

Вотум — решение, принятое большинством голосов изби­рательного корпуса или представительного учреждения по оп­ределенному вопросу (например, вотум недоверия правитель­ству).

Временное правительство — центральный орган исполни­тельной власти, созданный в переходный период конкретного государства в условиях его экономической или политической нестабильности.

Временное правление — система высших органов государ­ства, осуществляющая в определенный промежуток времени политическую власть в обществе.

Всенародное голосование (референдум) — принятие непо­средственно гражданами управленческого решения по наибо­лее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.

Всенародное обсуждение — форма демократии, заключаю­щаяся в непосредственном участии граждан в процессе управ­ления государством, выработке и принятии оптимальных госу­дарственных решений путем выражения мнений и оценок по наиболее общественно значимой проблеме (например, при об­суждении законопроектов с целью выявить самый широкий спектр предложений и рекомендаций, поступающих от различ­ных групп, слоев, отдельных граждан общества).

Всеобщее избирательное право — признак демократии и избирательной системы, означающей предоставление активно­го (быть избранным) и пассивного (избирать) права всем дее­способным гражданам страны независимо от их происхожде­ния, социального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отно­шения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий.
Гарантии законности — средства и условия, обеспечи­вающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепят­ственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Гипотеза правовой нормы — элемент нормы права, ука­зывающий на условия при которых норма права вступает в силу (предполагаемые конкретные юридические факты, жизнен­ные обстоятельства, события, место, время, субъектный состав).

Глава государства — высшее должностное лицо в государ­