ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Будылка В. Региональное нормотворчество // Российская юстиция. 2001. № 5.
Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.
Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская Юстиция. 1997. № 7.
Как готовить законопроекты (полезные советы) // Журнал российского права. 1998. № 4-5.
Координация правотворчества в Российской Федерации. М., 1996.
Костенников М.В., Куракин А.В. Принципы кодификации административного права России // Право и политика. 2001. № 6.
Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. 1997. № 10.
Кубатаев М.Г. Правотворческая деятельность Президента Российской Федерации // Юрист. 2000. № 5.
Морозова Л.А. Конфликт закона и правовая реформа («Круглый стол» в ИГП РАН) // Государство и право. 1997. № 12.
Мурашин А.Г. Прямое правотворчество: особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2.
Надеев Р. Правовая экспертиза законопроектов // Российская юстиция. 1998. № 1.
Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974.
Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
Поленина С., Колдоева Н. Свод законов РФ как форма систематизации нормативных актов // Российская юстиция. 1996. № 12.
Проблемы правотворчества в Российской Федерации. М., 1993.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2001. № 9.
Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. 2003. № 1.
Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства: Проблемы теории и практики. Саратов, 1993.
Системность законодательства как фактор повышения его качества // Государство и право. 2002. № 8.
Тихомиров Ю.А. Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 1.
Ткаченко В.Г. Федеральное Собрание РФ в законодательном процессе: содержание, проблемы и перспективы // Право и политика. 2001. № 2.
Цалиев А. Бесполезные законы вредны для общества // Российская юстиция. 2001. № 4.
Лекция 26. Правовые отношения
Рекомендуемые источники по теме.
Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. 1997. № 10.
Гранат Н.Л. Правовые отношения // Юрист. 1998. № 10.
Иванов Н., Брыка И. Ограниченная вменяемость // Российская юстиция. 1998. № 10.
Лекция 27. Реализация права
Рекомендуемые источники по теме.
Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
Колбаев Р. Нет преступления без указания на то в законе // Законность. 1998. № 3.
Кузнецова Н.Ф. О криминогенности пробелов уголовного законодательства // Вестник МГУ. 1996. Серия 6. № 3.
Черданцев А. Применение закона по аналогии // Российская юстиция. 1998. № 6.
Лекция 28. Толкование права
Рекомендуемые источники по теме.
Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Государство и право. 1994. № 1.
Соцуро Л.В. Различие между неофициальным и официальным толкованием права // Юрист. 1999. № 7.
Лекция 29. Механизм правового регулирования
Рекомендуемые источники по теме.
Бахтина К. Правовое просвещение граждан с использованием СМИ // Российская юстиция. 1996. № 9.
Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8.
Лекция 30. Законность, правопорядок, дисциплина
Рекомендуемые источники по теме.
Кононов А.М. Роль и место местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка (вопросы теории и практики) // Государство и право. 1997. № 12.
Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.
Малиновский А.А. Злоупотребление правом: теоретические аспекты // журнал российского права. 1998. № 7.
Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок (раздел «Правопонимание») // Государство и право. 1994. № 1.
Основные понятия и их определения
Абсолютные права — такие субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от нарушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности).
Абсолютные правоотношения — такое урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов.
Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная государственная власть, принадлежащая одному лицу — монарху.
Автономия — форма самоуправления части территории государства, характеризующаяся правом самостоятельного ре
шения внутренних вопросов.
Автономная область в составе Российской Федерации — область, самостоятельно осуществляющая государственную власть на соответствующей территории, отличающаяся особенностями быта и национального состава и входящая непосредственно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная область).
Автономный округ в составе Российской Федерации — национальное государственное образование, входящее в область или край и отличающееся особым национальным составом и бытом населения (например, Корякский автономный округ).
Авторитарный режим — один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т. д.) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом (промежуточное состояние между тоталитарным и демократическим политическими режимами).
Административно-территориальная единица Российской Федерации — структурный элемент административно-территориального деления, в качестве которого выступают край, область, район, город, район города, поселок и сельский населенный пункт.
Административно-территориальное деление — это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.
Административно-территориальное устройство Российской Федерации — разделение территории России на определенные части (районы, города, районы города, поселки, сельские населенные пункты), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.
Администрация — система исполнительно-распорядительных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.
Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
Акт применения права (правоприменительный акт) — правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате ре
шения конкретного юридического дела.
Акт толкования права (интерпретационный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится специальными компетентными органами.
Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.
Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, даваемое тем же органом, который принял данную норму.
Бездействие преступное — разновидность преступного деяния, представляющая собой общественно опасное и противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении общественно ценного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него юридических обязанностей.
Буквальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением.
Важнейшие полномочия — установленные Конституцией и законами специальные права для конкретных государственных органов и должностных лиц, позволяющие оптимальным путем достигать наиболее значимые социальные цели.
Вето — отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.
Вина — психическое состояние, характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию (см. умысел и неосторожность).
Власть социальная — присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влекущие юридические последствия.
Вменяемость — нормальное психическое состояние лица, при котором оно способно оценить свое место в обществе и отдавать отчет своим действиям.
Внешняя функция государства - это деятельность государства в качестве суверенного субъекта международных отношений.
Воинская дисциплина — соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, уставами, приказами.
Воля народа — концентрированное выражение интересов
большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме).
Вотум — решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству).
Временное правительство — центральный орган исполнительной власти, созданный в переходный период конкретного государства в условиях его экономической или политической нестабильности.
Временное правление — система высших органов государства, осуществляющая в определенный промежуток времени политическую власть в обществе.
Всенародное голосование (референдум) — принятие непосредственно гражданами управленческого решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.
Всенародное обсуждение — форма демократии, заключающаяся в непосредственном участии граждан в процессе управления государством, выработке и принятии оптимальных государственных решений путем выражения мнений и оценок по наиболее общественно значимой проблеме (например, при обсуждении законопроектов с целью выявить самый широкий спектр предложений и рекомендаций, поступающих от различных групп, слоев, отдельных граждан общества).
Всеобщее избирательное право — признак демократии и избирательной системы, означающей предоставление активного (быть избранным) и пассивного (избирать) права всем дееспособным гражданам страны независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий.
Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Гипотеза правовой нормы — элемент нормы права, указывающий на условия при которых норма права вступает в силу (предполагаемые конкретные юридические факты, жизненные обстоятельства, события, место, время, субъектный состав).
Глава государства — высшее должностное лицо в государ