Файл: 1. Определите предметы и задачи морфемики и сопоставьте с предметами и задачами словообразования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Определите предметы и задачи морфемики и сопоставьте с предметами и задачами словообразования.

Словообразование – создание новых слов с помощью словообразовательных средств. Выделяется производная основа и формант.

«Словообразование в качестве особого раздела науки о языке 1 изучает родственные связи и структурные типы слов, а также их деривацию (т. е. словопроизводство). Поэтому конкретным предметом словообразования являются лексические единицы с точки зрения их морфемного состава, структуры и способов деривации, т.е. производные слова». (Шанский)

Отдельные слова как значимое целое изучаются в словообразовании не «сами по себе» и «для себя», а как единицы языка, путем анализа которых лингвисты познают словообразовательную систему в целом, общие законы ее функционирования и развития, правила и нормы словопроизводства. (Шанский)

Словообразование – и процесс, и результат. Каждое слово имеет словообразовательную структуру (мотив. основа и формант). По форманту определяют способ словообразования.

Словообразовательная система изучается в двух аспектах:

Диахронический подход рассматривает изменения в системе на протяжении времени. Может изучать отдельные элементы системы. Выявляет истинные словообразовательные связи между однокоренными словами. (детина – детеныш)

Синхронный подход описывает словообразовательную систему на определенном этапе существования языка.

Как самостоятельный раздел активно изучался в 70 – е гг. 20 в. В словообразовании изучалась также морфемика (структура слова).

Есть две точки зрения на морфемику как раздел науки. 1- я, точка зрения Шанского, что морфемика – раздел словообразования, 2-я, Земской, морфемика – отдельный раздел.

Теория складывалась в 40-50 – е гг. 20 в. Один из основоположников – Виноградов. Современные исследователи: Земская, Тихонов, Лопатин, Уханов.

Морфемика – база словообразования. Имеет свой предмет исследования. Основная единица – морфема. Морфемика изучает морфемный состав слова.

Морфема – наименьшая по форме часть слова, имеющая значение.

В качестве основной единицы языка слово всегда выступает перед нами как единство плана выражения и плана содержания. Поэтому оно если делится, то только на значимые части — морфемы.


Подавляющее большинство слов русского языка выступает как структурное целое, состоящее из определенным образом связанных между собой морфем.

Морфема реализуется в словоформах в виде конкретных морфов.

Отсюда предмет изучения словообразования – производное слово, а морфемики – морфема.

Задачи словообразования:

1. изучить родственные и структурные типы слов, их деривацию.

2. изучение словообразовательной системы языка путем изучения слов как части этой системы. установление правил, норм этой системы.

3. в диахроническом аспекте выявление истинной словообразовательной связи между отдельными словами.

4. словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности, закономерности современного словообразования.

Основной задачей морфемики является изучение морфемной структуры слова как объекта словообразования и морфологии, его морфемный анализ. Т.о., морфемика занимается изучением общей характеристики морфем, их классификации по разным признакам; основы слова, разных видов основ; связи основ со служебными морфемами; особенностей сочетаемости морфем в слове и т.д.

Т.е. и словообразование, и морфемика рассматривают морфемы, но с разных точек зрений. Морфемику интересует морфема как компонент слова, виды морфем, а словообразование – морфема как участник словотворческого процесса. (например, от морфемы зависит, каким способом было образовано слово).

2. Соотнесите признаки морфа и морфемы. Определите принципы морфемного отожествления морфов, приведя док-ва и примеры.

Морф – наименьшая формальная часть слова, имеющая значение. Это представители морфемы, обнаруживаемые при членении слова. Каждое слово состоит хотя бы из одного морфа (вчера, там, где). Для русского языка типичны двух- и трехморфные слова (рек-а, стен-к-а). Самые длинные семь-восемь (по-на-вы-пис-ыва-ли)

Признаки: двусторонны, их деление приводит к выделению фонем, составляют словоформу.

Морфема – наименьшая по форме значимая часть слова. Это языковая единица, которая реализуется в виде конкретных морфов.

Признаки: двусторонна, минимальна по форме, реализуется в словоформах по-разному, делится на морфы.



звать, зов, зовет
Отожествление морфем – их объединение в одну морфему. Когда морфема состоит из двух или более морфов, то появляются алломорфы или варианты.

Алломорфы - тождественные по значению морфы, формальное различие между которыми объясняется только их позицией в слове, являются по отношению друг к другу. Их признаки:

тождественное значение

формально близки –чик-, -щик-

обладают дистрибутивными свойствами – возможны позиционные распределения, каждый в своей морфолог. позиции, эти морфы невзаимозаменяемые.

г/ж – творог творожный (не творогный)

к/ч – песок песочный (не песокный)

саратов-ец – саратов-ц-а (не саратов-ец-а)

Могут выступать в разных словоформах одного слова ленинград-ец-ленинград-ц-а, книг-а – книж-ный.

Варианты – тождественные по значению морфы, имеющие стилистическую окраску. раздумье – раздумие

Их признаки:

тождественны по значению

тождественны по позициям

взаимозаменяемы в любых позициях.

свободное варьирование

Вариантных морфем немного –охонек/ошенек (краснёшенек-краснёхонек).

Алломорфы и варианты это разновидности морфем, являются вариациями формальной стороны морфемы (в плане выражения), по значению (в плане содержания) между ними различий нет.

Морфы имеющие различие в фонетической позиции [дуп] – [дубы] отношений к алломорфам и вариантам не имеют.
3. Выделите признаки, на основании которых строится классификация морфем в СРЯ. Особенности приставок и суффиксов.

Признаки:

  1. роль морфем в слове,

  2. их значение,

  3. место в составе слова,

  4. происхождение.

Роль морфем в слове: корни и аффиксы. Корневые морфемы обязательны, с вещественным значением, не бывает слов без корня. Аффиксальные – факультативные, с реляционным значением, могут быть не в каждом слове.

Корни используются самостоятельно или сопровождаются флексиями. Аффиксальные морфы иногда в контексте могут быть самост. Никакому «псевдо» не должно быть места в искусстве. Превращение в существительное.

Различия:

  1. корни и аффиксы выражают одни и те же значения, но различаются по способу выражения: корни выраж самостоятельно, аффиксы – только в сочетании с корнями.

  2. корни единичны, аффиксы нет, входя в слово, они относят его к какой-то разновидности. Важное св-во аффиксов – постоянная повторяемость в аналогично построенных и обладающих общим элементом значения словах.


Виды аффиксов:

  1. роль морфем в слове по отношению к корню:

а) префиксы

б) постфиксы.

2. функции в языке и характер значения:

а) словообразовательные (деривационные)

б) словоизменительные.

3. способ выражения

а) материально-выраженные

б) нулевые

4. степень повторяемости

а) регулярные

б) нерегулярные

5. способ участия в преобразовании других слов

а) продуктивные

б) непродуктивные

Словообр. могут располагаться перед корнем (при-летать, рас-красавица, сверх-человек) и после корня (артист-к-(а), газет-чик, журнал-ист).
Особенности суффиксов и приставок в том, что они являются основными видами словообразовательных морфем. Они обладают целым рядом специфических черт.

  1. грамматические св-ва языка выражаются флексиями, нередко, суффик, находящийся рядом с флексией, спаивается с нею, так что указание на суффикс должно включать в себя указание на систему флексий. Слова с –ость- и нулевой флексией И.п., ед.ч. выражают сущ. женского рода, 3го склонения. умеренность. Приставки более автономны и свободны. независимы от флияния флексий и не несут информации и грамм. св-вах.

  2. приставка не изменяет принадлежность слова к части речи, а суффикс может оставит слово в пределах той же части речи. дом – дом-ик, артист – артист-к-а.

  3. суффиксы не производят слова из разных частей речи –лив(ый) – суффикс производящий только прилаг., -ец только сущ. (счастлив-ец). Для приставки не обязательна тесная связь со словами какой-либо части речи. Есть приставки, которые присоединяются к словами различных частей речи, сохраняя одно и то же значение.

раз: раз-ухабистый

пре: пре-веселый

со: со-автор

  1. по характеру выражаемых значений, суффиксы и приставки различны. Присоединение к слову приставки не меняет его значения, лишь добавляет оттенок значения. улететь, прилететь, подлететь обозначают одно действие лететь. Приставка лишь показывает направление движения. Суффиксы колеблются от широких и отвлеченных значений до большой конкретности. автобус-н-ый, книж-н-ый, колхоз-н-ый, мор-ск-ой, обозначают признак через отношение к тому, что названо существительным. Суффиксы более конкретны тигр – тигренок, обозначают узкую сферу явлений или предметов. Среди суффиксов сущ. имеются абстрактные (-ость – веселость, прыгучесть, ласковость) и с конкретным значением.

  2. суффиксы вызывают изменения в строении конца основы (чередование фонем), т.к. на границе происходит взаимоприспособление основы и суффикса горох – горо-шек – горош-ин-а. Приставки не влияют на строение начала слова, они ведут себя как элементы формально более отъединенные, самостоятельные, чем суффиксы.

  3. приставки могут иметь побочное ударение в составе слова (анти-демократичный), у суффиксов этого нет. Наличие особого ударение приводит к тому, что позиционные изменения гласных распространяются на все морфемы и не затрагивают приставки.

  4. универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются более продуктивными морфемами, чем суффиксы. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.



Нулевые словообразовательные суффиксы подобны флексиям, они не выражены звуками. думал, брат – нулевой суффикс выражает мужской род, ед.ч. При выделении нулевых словообраз. аффиксов нужно учитывать строение всей словообразовательной системы.

Условия для выделения:

  1. деривационное значение обычно выражается с помощью словообр. аффиксов, т.е. нулевой суффикс имеет синонимичные ненулевые аффиксы. гам (И.п., ед. ч., м. р.) сравнить с гам-ом, гам-у.

  2. имеется однокоренное слово, юолее простое по смыслу, которое могло быть производящим для анализируемого в том случае, если бы деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом.

Процессуальное значение – разрыв-ать – разрыв. В словах какаду, колибри нет оснований для выделения нулевого суффикса, т.к. мы не можем приписать деривац. значение (птица или живое существо). Нет производящих основ.

Нулевые аффиксы считаются суффиксами. т.к. они входят в парадигматические ряды с производными, имеющие нулевые суффиксы. Нулевых приставок нет, в их отсутствие обнаруживается резкое различие между приставками и суффиксами. Это свидетельствует о неоднородности суффиксов и приставок, последние имеют большую близость к самостоятельным словам.

Различия между приставками и суффиксами оказывают влияние на различие между способами словообразования, в которых есть аффиксы.
4. Разные определения корня. Доказать, что все слова русского языка имеют корень.

Корневая морфема – обязательная часть слова. Корни могут использоваться в речи самостоятельно (без аффиксов).

Корень несет основную часть лексического значения По словарю Брокгауза и Ефрона, корень – главная часть слова, повторяющаяся неизменно или с незначительными изменениями в ряде родственных этимологически слов.

Ломоносов говорил, что в слове есть неразделимая часть – это в современном понимании корень.

Пешковский:знач-е корня конкретнее, уже,специфичнее, знач-е аффиксов отвлечённе,шире,общее.

Словарь лингвистических терминов. Корень слова – это непроизводная основа, являющаяся носителем вещественного значения слова.

Земская- важное различие аффиксов и корней – повторяемость аффиксов в аналогично построенных и облад.общ.элементом знач-я словах и безразличие к этому св-ву корня.