Файл: 1. Определите предметы и задачи морфемики и сопоставьте с предметами и задачами словообразования.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Очень сильно отличаются мутационные типы тем, что отношения часто непредсказуемы, связаны с фразеологичностью. Пр., дождь- является мотивирующей базой для образования слова «дождевик»: 1) плащ; 2) гриб( семантика связана с фразеологичностью).
В основе мотивации может быть случайный признак: мясорубка( сложение + формант –к-; -к- значение предмета) принцип мотивации случайный.
Тип деривации нужно указать в словообразовательном анализе.
-
* Примеры с относительными прилагательными вне контекста. : автомобильный - относящийся к автомобилю, но часто такие прилагательные приобретают качественное значение и в таком случае они являются лексическими дериватами : автомобильные деньги - деньги, которые копили на автомобиль
Деревянный (деревянное лицо - прилагательное с качественным значением, лексический дериват)
Отглагольные существительные. : заявление - это может быть конкретный предмет (заявление в полицию на бумаге), а может быть (я сделал заявление перед аудиторией - в смысле "заявили"), и это будет синтаксическая деривация -
Да, синтаксический дериват может стать лексическим -
Пример: ёмкость (я купил набор ёмкостей - конкретный предмет, посуда) или (кастрюля ёмкостью 2 литра - это другое значение, не предметное, ёмкий - ёмкость, здесь это синтаксический дериват)
26. Понятие словообразовательного гнезда, охарактеризуйте структуру словообразовательного гнезда на конкретном примере. Теоретическая и практическая ценность метода словообразовательного гнездования.
Понятие словообразовательного гнезда. Пример.
Словообразовательное гнездо – это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации ( словарь А.Н. Тихонова). Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. Все цепочки объединяются в словообразовательное гнездо. Словообр. цепи и парадигмы являются составными частями гнезда. Они взаимодополняют др. др. и реализуют парадигматические и синтагматические отношения в гнезде. В гнезде все слова семантически связаны. Отношениями мотивации в гнезде связаны лишь те слова, значения которых определяются через значение другого( стол- столик; ключ- ключик) или лексическое значение одного слова равно лексическому значению другого, но отличаются принадлежностью к части речи( пр. бег- бежать; радостный- радостно).
Все парадигмы входят в гнездо. Пример- гнездо «книга».
1 ступень: книга, книжный, книжка, книжник, книжечка, книгоиздатель, книгохранилище; 2 ступень от слова «книжный»- книжность, книжно, по-книжному. 2 ступень от исходного слова является парадигмой.
Говоря о структуре гнезда, следует также отметить, что для нее не характерна раз и навсегда заданная форма. Границы гнезда подвижны, поэтому они могут пополняться новыми словами, и, наоборот, многие слова, перемещаясь от центра на периферию, выходят из него. Словообразовательные гнезда находятся в постоянном движении, и это приводит к их неоднородности. Так, например, в словообразовательном гнезде «голова» наряду со словами «поголовье», «головокружение», «головоломка», «изголовье», относящимися к нейтральной лексике, «головогрудь», «конепоголовье», «песипоголовье», относящимися к сугубо профессиональной лексике, встречаются слова, типа «головотяп», «головач», «голован», «головашки», относящиеся к разговорному стилю. Причастия и деепричастия не входят в словообразовательное гнездо.
С. гнездо – иерархич. организованная упорядоченная сов-ть всех производных базового слова.
билет
-
билетик -
билетец -
билетер – билетерша -
билетный – безбилетный – безбилетник -
обилетить – обилечивать – обилечивание -
авиабилет -
партбилет и т. д.
Пример словообразовательного гнезда:
(Теоретическая и практическая ценность метода словообразовательного гнездования ?) Я спрошу на консультации у преподавателя. Мне кажется, что ценность метода заключается в сравнении с другими иноязычными словами. Точного ответа я не нашла.
27.Раскройте понятие словообразовательной цепи, опишите виды мотивации между членами словообразовательной цепи.
Словообразовательная цепь- это однокоренные слова , которые находятся в отношении последовательной мотивированности.
Писать-переписать-переиписка
Видно, что все слова имеют один и тот же корень.все связаны семантически и имеют ступенчатый характер словообразования.
Белый-белить-побелить- побелка.
Между членами словообразовательной цепи существуют отношения структурно-семантической мотивации.Характеристика видов мотивации дается по 4 признакам.
Виды мотивации
1)Непосредственная/опосредствованная
Непосредственная- это когда слова отличаются одним деривационным шагом.
Опосредствованная –отличаются больше, чем одним шагом.
Подготовить- подготовленность - опосредствованная, т.к. отличаются двумя деривационными шагами(суф- енн-, и суф.-ость-)
2)Исходная/Неисходная
Исходная-это когда мотивированное слово, мотивируется исходным компонентом.
Подготовить- подготовленность –неисходная мотивация.т.к. подготовить мотивир.слово.от готовить.
3)единственная/неединственная
Единственная, когда мотивируется одним словом.(только один вариант)
Подготовить- подготовленность- единствнн.мотивация.
4)Регулярная/нерегулярная
Регулярная, когда существуют примеры когда с помощью таких же аффиксов, можно создать еще слова.
Подготовить- подготовленность-регулярн.
Пр. взрыхлить-взрыхленность;
Загрязнить- загрязненность;
Изучить- изученность .
28. Понятие словообразовательной парадигмы. Охарактеризуйте конкретную словообразовательную парадигму(на самостоятельно подобранном примере) и типовую парадигму.
Словообразоват.парадигма – совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящийся на одной ступени словопроизводства.
В словообразовательной парадигме представлена реализация сочетаемости производящей основы с деривационными формантами. Поскольку эта сочетаемость категориально обусловлена (от частеречной принадлежности производящей основы зависит то, с какими деривационными формантами она может соединяться), поскольку можно говорить о субстантивных, адвербальных, адъективных и глагольных словообразовательных парадигмах. В них производящая основа определенной части речи выступает в типичном для нее аффиксальном оформлении, в котором реализуется ее деривационная валентность.
Выделяется два вида словообраз.парадигм:
- конкретные – набор производных ед-ц от одного базового слова,наход.на одной ступени словообразования.
- типовые парадигмы (даёт понять, как образуются слова) – парадигма в отвлечении от ср-в выражения.все базовые слова разбив.по семантико-грам.признакам (по ЧР, лексико-сем.группам, значению и тд); совокупность всех значений,кот.реализуются производящими опред. ЧР (все они реализуют ЛСГ) Типовая словообразовательная парадигма составляется совокупностью деривационных значений, реализуемых базовыми словами определенной части речи. напр.названия деятелей по механизмам: комбайн-комбайнер,компьютер-компьютерщик,трактор-тракторист.
Типовую парадигму формируют конкретные парадигмы, в которых представлен один и тот же набор деривационных значений. Перечислим для примера семантические места, которые содержит типовая парадигма существительных — названии животных. Существительные — уменьшительные, увеличительные и оценочные; наименования самки и детеныша; наименования мяса животного; наименования помещения для животного (слонятник, коровник, попугайник); наименования лица, связанного с животным [здесь выделяются три семантические подтипа: а) 'любитель того, что называет производящее' — собачник, кошатник, голубятник (с интерфиксом -ат), ср. производные от иных семантических групп существительных: грибник, бабник; б) 'тот, кто ухаживает за животным' — коровник, телятник; в) 'тот, кто охотится на животное' — волчатник, медвежатник]. Прилагательные высокопродуктивны и имеют такие значения: 'принадлежащий животному, 'свойственный ряду животных'. Глаголы непродуктивны и немногочисленны и выражают два вида значений: а) от слов, имеющих метафорическое значение, относимое к человеку, образуются глаголы со значением 'вести себя подобно тому, кто назван производящим словом': собачиться, ишачить, попугайничать, обезьянничать, петушишься; б) 'производить на свет' — эти глаголы создаются только от супплетивных названий детенышей: жеребиться, телиться, ягниться, щениться
СП представляет собой матрицу; она показ потенциальные возможности каждой ЛСГ всех частей речи.
От глаг.можно образ.другой глагол (времен.хар-ка – работать –работал-проработал; пространств.хар-ка: идти –подойти, ехать-приехать). Прилаг.цвета могут давать глаголы (белеть,желтеть),названия оттенков, сущ-е (белизна,голубизна)
Конкретная СП не может содержать члены,кот.нет в типовой СП.
Типовая СП – место животных (коровник,курятник,конюшня)
В типовую СП не могут входить те деривац.знач-я, кот.не представлены в яз (веснушки,снегурочка – это не типич.для рус яз словообраз.модели)
В СП входят:
- глагол (пространств.модификация временная,результативность,продолжит-ть действия,степень интенсивности)
- сущ-е (наименов.предмета\объекта, пассив.лица,собирательность,единичность,взрослость,женскость,оценочность)
- прил (активный, пассив.признак)
В рус.яз распрастр.деминутивы (уменьшит-ласкат)
В рус.яз много возможностей образ-я нов.слов.Важную роль в этом играет СП.
Хар-ки СП:
1) протяжённость (ск-ко слов в кажд.блоке)
2) глубина (сколько раз одно и то же знач-е выраж.раз.суффиксами)
Словообразовательные парадигмы, словообразовательные типы и их конкретные проявления – различные словообразовательные модели – составляют структуру словообразования. А взаимосвязь словообразовательных типов дает основание говорить о системе словообразования.
29. Охарактеризуйте словообразовательную природу неологизмов. Сопоставьте потенциальные и окказиональные слова. Специфика образования окказионализмов.
Неологизм — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). Свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка.
По источнику появления неологизмов они делятся на:
- общеязыковые (как новообразованные, так и новозаимствованные)
- авторские, индивидуально-стилистические
По предназначению:
1. для обозначения несуществовавших ранее предметов, явлений и понятий: например, слова «электростанция» или «космонавт», «лавсан», «программирование», «нэп» появились вместе с соответствующими реалиями. Возникновение общеязыковых неологизмов обычно связано именно с обозначением новой реалии.
2. как собственные имена для вновь создаваемых предметов (например, «Кодак»).
3. для более краткого или выразительного обозначения.
4. для достижения художественного (поэтического) эффекта.
Способы создания неологизмов:
- Словообразовательная деривация — образование новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям, то есть по образцу уже существующих в языке слов, например «зеленокудрый» (Н. В. Гоголь), «громадьё», «молоткастый» (В. В. Маяковский) и др.