Файл: Картотека игр по формированию толерантного отношения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
Картотека игр
по формированию толерантного отношения
к сверстникам
Составили педагоги МДОУ «Детский сад №16» город Ярославль

Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Повтори за мной»
Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы.
Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь “пере- дразнивает” его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. “Гримаса” пере- дается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участни- ку.
Так же “ передается” еще несколько эмоций.
Обзывалки.
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Ход: Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов “А ты..”. Например:
“А ты — морковка!” В заключительном круге упражнения участники обязательно гово- рят своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты — моя радость!” У детей, полу- чивших возможность выплеснуть, с разрешения взрослого, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Упражнение желательно проводить в быстром темпе. Перед началом следует предупре- дить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Маленькое привидение.
Цель: направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать нако- пившийся у них гнев.
Ход: “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам за- хотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга: По моему хлопку вы буде- те делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: “у-у-У!” Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но, помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошу- тить”. Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: Пошутили — и достаточно. Да- вайте снова станем детьми!”
Волшебные шарики.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “ло- дочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инст- рукцию: “Возьмите шарик в ладошки, согрейте сложите ладошки вместе, покатайте, по- дышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки.
Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, кото- рые возникли у вас во время выполнения упражнения”.


Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
Это я. Узнай меня.
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного вос- приятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Ход: дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очере- ди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: “Это я. Узнай меня”. Ребенок, которого поглаживают, должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди имена участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
Улитка.
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, сниже- ние импульсивности.
Ход: взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем взрос- лый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» - каждый обнима- ет за талию стоящего впереди. Взрослый говорит, что теперь они все вместе — большая улитка. По команде воспитателя “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не разрывая цепочки прохаживаются по комнате и хором говорят: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хо- хочет”. Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удо- вольствие.
Добрый бегемотик.
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.
Ход: дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи стоящего впе- реди. Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по го- ловке, по спинке, по ручке... Затем воспитатель просит “бегемотика” походить по комна- те, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превра- щается в общую “кучу-малу” ко всеобщему удовольствию всех участников.
Мой хороший попугай
Цель: развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного за- паса и поведенческого репертуара.
Ход: дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечами друг к другу. Педагог передает од- ному из них плюшевого попугая или другую мягкую игрушку. Ребенок должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать другому ребенку. Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как детям трудно найти ласковое имя для попугая, трудно передать игрушку другому ребенку. По мере освоения этих операций темп игры, как пра- вило, ускоряется.


Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
Драка.
Цель: снятие эмоционального напряжения, направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.
Ход: дети становятся в пары, а взрослый дает им инструкцию: что вы с другом поссори- лась. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Со- жмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание... А теперь задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и рас- слабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегче- ние?
Сделай так.
Цель: направлено на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.
Ход: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняю- щих различные движения. Взрослый показывает детям карточку и объясняет, какие дей- ствия изображены на каждой из них. Затем взрослый говорит: “По моему сигналу все по- дойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д.” На счет “10” все замирают на несколько секунд до сигнала взрослого, , после чего меняются карточками и повторяют упражнение.
Говори.
Цель: направлено на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ход: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них будет только один из вас и только тогда, когда я дам команду: ”Говори!”. давайте потренируем- ся: ”Какое сейчас время года?” (взрослый делает паузу). “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе потолок?”...”Говори!”; “Какой сегодня день недели?”...”Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т.д.
Упражнение можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.
Коробка переживаний
Цель: направлено на снятие эмоционального напряжения.
Ход: Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.


Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
Интонация.
Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями.
Ход: Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержа- ние сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту ила иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттен- ков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: “Ну, вот и все!” Но сказать ее нужно...
Эмоциональные руки.
Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями, анализ средств выраже- ния, позволяющие окружающим правильно понять их.
Ход: В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Способность человеческого ли- ца передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, ах можно показать руками. Попробуйте, поль- зуясь только руками, изобразить: злость; грусть; испуг; радость; неприязнь.
Пиши кружочками.
Цель: развивать фонематический слух.
Инструкция: ребята вы должны записать слова, которые я вам диктую, но не обычными словами, а кружочками. Сколько в слове букв, столько и пишите кружочков.
Например: “суп”-о,о,о. Слова для записи: ау, рука, сои, весна, дом, роса.
"Приветствие без слов"
Приветствовать всех окружающих без слов с помощью мимики и жестов, при этом четко выполняя команды ведущего. Возможные команды: поздороваться глазами; поздоровать- ся мизинцами; поздороваться пятками; поздороваться ушами и т.д.
"Я - хороший, ты - хороший"
Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и на- зывает какое-нибудь свое положительное качество. Затем кидает мяч другому ребенку, и ребёнок называет свое положительное качество. Мяч, должен побывать у всех.

Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Добрый ангел»
Заранее необходимо приготовить карточки с фотографиями детей. Затем карточки скла- дываются в один непрозрачный мешок. Игроки вытаскивают из мешочка по одной кар- точке. Имена детей, на фото не произносятся. Задача каждого участника в том, что он в течение дня (недели) должен стать "добрым ангелом" для того ребенка, чьё фото вытя- нул. Необходимо сделать какое-либо доброе дело, сюрприз так, чтобы не выдать себя. За- тем подводятся итоги:
Кто был твоим "добрым ангелом"? Приятно ли было принимать подарки? Сложно ли бы- ло подарки делать самому?
«Узнай, про кого расскажу»
Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.
«Похвали себя»
Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.).
После игры — обсуждение:
- Легко ли было хвалить себя?
- Кого вам легче хвалить, себя или других?
- Что вы чувствуете, когда вас хвалят?
«Моя улица»
1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они живут. Педагог записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Педагог говорит:
«Улица моя родная, как зовут тебя я знаю» (говорит название одной из улиц), а дети, ко- торые живут на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).
«Все мы разные»
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспи- татель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге.


Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Фисташки»
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):
- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?
- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?
- У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?
- Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?
- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отли- чаются внутри и снаружи?
«Один лишний»
Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается, по возмож- ности, подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда»... (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задни- ми. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.
«Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы.
Все участники в кругу, закрывают глаза.
Передаем дуг другу шкатулку. Каждый, кто получает эту шкатулку, открывает глаза и за- глядывает внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того, как в шкатулку заглянет каждый:
- Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
«Чем мы похожи»
Дети сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого- либо реального или воображаемого сходства с собой.
Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одинакового роста и т.д.)» све- та выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Иг- ра продолжается до тех пор. Пока все дети не окажутся в кругу.
Необходимо обратить внимание детей на то, что мы все чем-то да похожи, у нас всегда есть общее с другими.