Файл: Картотека игр по формированию толерантного отношения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Лабиринт»
Дети разбиваются на пары, один играет роль ведущего, другой – ведомого, у него завяза- ны глаза. Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем по маршруту, построенно- му из мягкого конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и т.п. Затем дети меняются ролями.
«Научи меня говорить»
Все участники (дети и взрослые) принимают на себя роль людей с трудностями общения, не говорящих (общаемся с помощью жестов, знаков, специальных символов).
«Танцы руками»
Занятия под музыку (разную по темпу и настроению – расслабляющую, активную, груст- ную и т.п.) в парах. Тело одного ребенка становится танцевальной площадкой для рук другого.
«Комплименты»
Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Имя соседа произносится в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится. ( Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша - пре- красно рисует», «Димочка – хороший друг», «Аленушка - очень добрая»)
«Здравствуй!»
Дети стоят в кругу. Педагог передает игрушку рядом стоящему, со словами: «Здравст- вуй, Оленька!», а дети все вместе повторяют ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее. Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у педагога.
«Добрые слова»
Назвать как можно больше добрых, ласковых, нежных слов в адрес ребёнка с ограничен- ными возможностями.
«Я начну, а ты закончи»
- Необходимо закончить предложения: «Я могу простить другого человека, если…»,
«Мне было одиноко, когда…», «Я раздражаюсь, если…», «Я страдаю, когда».
Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Размышлялки»
- «Отказываешься ли ты от игрушки или от развлечения в пользу своего друга?», «Всегда ли красивый человек добрый?», «Что важнее: сопереживать или сорадоваться?»
«Цветы»
Ход игры: Закройте глаза и представьте, что сострадание, милосердие, любовь – это цве- ты. Расскажите, какого цвета, какие у них лепестки. Если бы лепестки были волшебные, какие желания вы бы хотели загадать? Кому бы вы хотели подарить эти цветы?
«Художники»
Ход игры: Используя любой стиль изображения и любые художественные средства, соз- дайте образ горя, утраты, любви, счастья и другие. Попробуйте определить авторскую ар- гументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чувства. Какие признаки свидетельствуют о том, что создан образ радости или, напротив, печали? Какой эпизод вспоминается, если вам предложено нарисовать чувство счастья (горя, ненавис- ти)?
«Изготовление человечков»
Создать с помощью глины или пластилина образ страдающего человечка. Что он мог рас- сказать вам? Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
«Пирамида добра»
Ход игры: Дети встают в круг. Дети говорят добрые пожелания людям с ограниченными возможностями. Кто сказал доброе пожелание, вытягивает руку вперёд и положит её сверху на ладонь ведущего или на ладонь ребёнка, уже высказавшегося. После того как все выскажутся, ведущий тихонько раскачивает «пирамиду добра» со словами: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие на его ладони ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
«Сурдопереводчики»
Игрокам предлагают вообразить, что они выступают на телевидении для слабовидящих людей. Поэтому артисты должны не только произносить слова, но и сопровождать каж- дое слово соответствующим жестом.
Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Наш цветик-семицветик»
Дети совместно с воспитателем делают бумажный цветик-семицветик и пишут на его ле- пестках о том, чем они могут помочь детям-инвалидам.
Например:
•
Читать и рассказывать сказки;
•
Сделать игрушки-самоделки;
•
Относиться с пониманием к их личностному своеобразию и физическим недостат- кам;
•
Не дразнить, не обзывать;
•
Совместно играть.
Готовый цветик-семицветик повесить в раздевалке, что станет поводом для дальнейшей работы с семьёй.
«Поможем другу»
Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь, добро и делай».
Попросите детей подумать и рассказать чем они могут помочь детям с ограниченными возможностями. После беседы постарайтесь выполнить все названные дела. Предложите детям сделать подарок для детей – инвалидов и в кругу доброты подарить эти подарки.
«Дерево доброты»
Нарисуйте на листе ватмана дерево доброты и попросите детей рассказать обо всех доб- рых делах для детей с ограниченными возможностями. Каждое доброе дело дарит дереву новый плод. В результате на дереве появится столько плодов, сколько добрых дел дети вспомнят. Рисунок с деревом можно повесить на стену и время от времени добавлять к нему новые плоды.
«Доброе сердце»
Один человек играет роль «доброго сердца». Он выходит за дверь и думает, что доброго он может сделать для детей – инвалидов. Педагог открывает дверь и громко говорит:
«Дверь свою мы распахнём, сердце доброе зовём».
«Доброе сердце» заходит и говорит, что оно сегодня может сделать для ребёнка с ограни- ченными возможностями.
Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Домино»
Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои ха- рактеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участ- ник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, сто- ять или лежать на полу, и т. д.
Вопросы для обсуждения:
- что нового узнали друг о друге;
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
«Я тоже»
Цели:
- научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;
- осознать уникальность других;
- создать атмосферу открытости и доверия.
Ход игры:
Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать
«Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражне- нии, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внут- ренние, а также на другие различия.
Обсуждение:
- хорошо ли быть особенным?
- каждый ли человек особенный. Почему?
- что делает нас особенными?
Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Большие и маленькие»
Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «вы- сокий» — «веселый», и т. д.)
Цели:
- развить навыки невербальной коммуникации;
- помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным;
- создать веселую атмосферу;
Ход игры:
Во время выполнения заданий запрещается разговаривать
- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева».
- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.
- Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует пло- хо.
- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.
Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуа- ции или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает друж- бе.
«А я считаю»...
Цели:
- осознать возможность сосуществования различных мнений;
- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
Ход игры:
Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.
Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут оп- ределиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утвержде- ния специально для вашей группы):
- Лучше играть в футбол, чем кататься на коньках.
- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.
- Весна лучше осени.
- Самый классный мультик — «Маша и медведь».
- Самое прекрасное домашнее животное — кошка.
Обсуждение:
Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в мень- шинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собствен- ное мнение?
Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Надо договориться»
Цели:
- развлечь группу;
- сконцентрировать внимание участников;
- осознать ценность сотрудничества;
- показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
- сплотить группу.
Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:
- как началась игра?
- чего хотелось каждому сначала?
- почему сначала ничего не получалось?
- как удалось досчитать до десяти?
- чему нас учит эта игра?
«Кого я боюсь?»
Цели:
- выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками;
- придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными;
- вербальная разрядка страха
Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.
Ход игры:
- Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, напри- мер, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве.
- Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, ко- торые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.
- Покажите группе «шляпу страхов».
- Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы.
- Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.
• испытывает ли он тоже этот страх?
• почему у человека может появиться такой страх?
• надо ли этого бояться?
• если нет, то почему?
• что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?
Обсуждение.
- почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?
- может быть, кто-нибудь боится нас?
- всегда ли эти страхи оправданы?
- могут ли различия быть пугающими?
- как научиться не бояться различий?
Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.
Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
«Почему мне нравится мой характер»
Цели:
- формировать представление о своём характере, его чертах;
- принимать и любить себя, быть толерантным к себе;
- поддерживать положительную самооценку;
- воспитывать чувство уверенности в себе.
Ход игры:
Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера.
Воспитатель помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, поло- жительные черты его характера.
«Угадай, кого мы загадали»
Цели:
- формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга;
- способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, незави- симо от внешних качеств;
- учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.
Ход игры:
Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присут- ствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угады- вает, кого дети загадали.
Литература:
1. Семина Л. И. «Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия».// Семья и школа. 2001 № № 11–12 2. Риэрдон Б. Э. «Толерантность — дорога к миру» // М., 2001 3. Макарова Т. В.,
Ларионова Г. Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников» // Сфера, 2008