Файл: С. Л. Логинова Нормоконтролер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный профессионально- педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра экономики
К защите допускаю:
Зав. кафедрой ______________
____________ А.Г.Мокроносов
«___»_______________20__г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Бухгалтерский учет расчетов предприятия с бюджетом по
налогам и сборам
Исполнитель: студент группы БУА-411
____________________ подпись
В.В.Чарчан
Руководитель:
Старший преподаватель
____________________ подпись
С.Л.Логинова
Нормоконтролер:
Старший преподаватель
____________________ подпись
А.В.Фетисова
Екатеринбург 2017

6
Содержание
1. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ........................................................ 10 1.1. Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ........................................................................... 10 1.2. Основы организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ................................................................................................... 13 1.3. Анализ основных направлений оптимизации налогообложения юридических лиц ................................................................................................... 32 2. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Таинственный остров» ................................................................. 41 2.1. Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия ........................................................................................................... 41 2.2. Анализ финансового состояния ООО «Таинственный остров» ..... 48 2.3. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО
«Таинственный остров» ........................................................................................ 53 3. Основные направления по совершенствованию организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО
«Таинственный остров» ........................................................................................ 58 3.1. Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятии ................................................................ 58 3.2. Оптимизация системы налогообложения на предприятии ............. 63
Заключение ............................................................................................................ 68
Список использованных источников .................................................................. 71
Приложения ........................................................................................................... 74


7
Введение
Организация бухгалтерского учета это совокупность требований и составляющих построения учетного процесса с установкой на получение достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и исполнения контроля за целесообразным использованием ресурсов. Ключевыми элементами системы организации бухгалтерского учета являются План счетов бухгалтерского учета, инвентаризация, бухгалтерская отчетность, первичный учет и документооборот, формы бухгалтерского учета. Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета на предприятии большое значение имеет разработка плана его организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы предприятия, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.
Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет влечет за собой штрафные санкции. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Наблюдать за корректностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, поэтому важна грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.
Действенная оптимизация налогообложения так же необходима, как и производственная или рекламная стратегия, что обусловлено не только вероятностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самого предприятия, так и его должностных лиц. Осуществлять законные операции с наименьшими

8
налоговыми потерями позволяет выработка оптимальных решений с производственной и хозяйственной деятельности.
Оптимизация налогообложения – это система всевозможных схем и способов, позволяющая выбрать оптимальное решение для определенного случая хозяйственной деятельности организации. Оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами, и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать больших убытков в результате хозяйственной деятельности. Можно отметить следующие вероятные пути оптимизации размеров налоговых платежей:
• грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;
• использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав;
• выбор соответствующей организационно-правовой формы;
• использование возможностей хозяйственных договоров
(комбинирование).
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе – процесс организации учета налогов и сборов на предприятии. Объект исследования – ООО «Таинственный остров».
Цель работы – систематизация теоретических основ практики бухгалтерского учета, рассмотрение сущности организации учета расчетов по налогам и сборам на современных предприятиях и проблемы ее совершенствования для оптимизации налоговых платежей предприятия на примере ООО «Таинственный остров».
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях.


9 2. Оценить организацию учета расчетов по налогам и сборам на исследуемом предприятии.
3. Выявить недостатки учета и проанализировать основные пути совершенствования бухгалтерского учета и расчетов по налогам и сборам на предприятии.
Достижение конечных результатов работы обусловило необходимость использования таких научных методов и методик исследования как: анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический, экономико-математический метод, метод коэффициентов и другие.
Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения, финансов, налогового менеджмента. При написании работы использовались учебные пособия по налогам, финансам, бухгалтерскому учету, аудиту, налоговому менеджменту, экономической теории, учредительные документы, финансовая отчетность за
2014–2016 г. предприятия ООО «Таинственный остров».
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, включающих 8 параграфов, 13 таблиц, 3 рисунка, 4 приложения.
В первой части работы рассмотрены теоретические основы организации учета отечественных предприятий по расчетам по налогам и сборам. Во второй части проводится оценка организации бухгалтерского учета на предприятии ООО «Таинственный остров». В третьей части выпускной квалификационной работы рассматриваются основные направления совершенствования учета расчетов по налогам и сборам на предприятии.

10
1.
Правовое и теоретическое обоснование организации
бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
1.1.
Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с
бюджетом по налогам и сборам
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»,
ПБУ), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:
1- й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2- й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3- й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4- й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[1]. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их


11
совокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете – положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным является ПБУ
1/08 «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета
(непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.
Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
• документ по учетной политике предприятия;
• утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
• графики документооборота;
• утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
В системе нормативного регулирования ПБУ являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон «О бухгалтерском учете» по каждому объекту учета. ПБУ обычно включает следующие элементы: название и номер ПБУ; общие положения (сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета); определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета); оценка (различные виды применяемых оценок по объекту); порядок учета (порядок учета наличия и изменения соответствующего

12
объекта учета); раскрытие информации (состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности). Отечественные ПБУ в отличие от МСФО носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинство ПБУ предусматривает различные варианты учета соответствующих объектов.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов[7].
Основными нормативными документами при учете расчетов предприятия с государственным бюджетов по налогам и сборам являются:
1.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2.
Гражданский Кодекс часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД
ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 28.03.2017).
3.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. №146-ФЗ (в ред. от 28.12.2016).
4.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 03.04.2017).
5.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от
29.07.98 г. №34н (в ред. от 29.03.2017).


13 6.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н (в ред. от 08.11.2010).
7.
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» – Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н (в ред. от 06.04.2015).
8.
Приказ ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@ (ред. от
10.10.2016) «
Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме».
9.
Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ (ред. от 24.11.2008)
«
О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи
(содействия)
Российской
Федерации».
Таким образом, в нашей стране на протяжении последних двадцати лет ведется целенаправленная нормотворческая работа по формированию нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
1.2.
Основы организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом
по налогам и сборам
Налогиэто обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.

14
В современных условиях налоги выполняют три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную.
Фискальная функция налогов заключается в том, что с их помощью формируются финансовые средства государства, т. е. доходная часть бюджета, внебюджетные фонды и т. д.
Сущность регулирующей – налоги выступают одним из главных инструментов экономической политики государства.
Распределительная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство оказывает влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства.
Действующие в РФ налоги и сборы можно увидеть на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Налоги и сборы РФ
Далее подробно рассмотрим некоторые налоги и сборы:
Федеральные налоги и сборы
Налог на доходы физических лиц(НДФЛ)
Налог на прибыль организаций
Налог на добавленную стоимость(Н
ДС)
Акцизы
Налог на добычу полезных ископаемых(НД
ПИ
)
Водный налог
Региональные налоги
Налог на имущество организаций
Налог на игорный бизнес
Транспортны й налог
Местные налоги
Земельный налог
Торговый сбор
Налог на имущество физических лиц