ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъект может начать с рисования отдельных элементов по краям листа, а потом заполнить оставшееся пространство деталями, чтобы получилась целостная картина. Таким образом поступают те индивиды, которые чувствуют сильную потребность в логических действиях или в безопасности. В этих целях субъект также может для начала снабдить лист широкой черной рамкой, а уже только потом позволить себе выстраивать свои узоры.
И наоборот, субъект может начать с центрального рисунка, который будет ядром всей картины и продолжить работу, дополняя элементы рисунка, пока не покроет весь лист. Например, он может нарисовать маленький дом в центре листа, а затем добавить к нему дорогу, дерево, солнце на заднем плане. Таким образом, при рисовании пальцами имеется возможность наблюдать за развитием концепции картины, потому что мыслительный процесс воплощается в двигательной активности.
3. Цвет.
Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета - это прямое выражение наших эффектов и эмоций.
Субъект может использовать цвет строго в пределах рисунка, то есть, не выходя за границы отдельного объекта. Или цветовое решение может быть выполнено в диффузной манере без твердых границ, как при рисовании пламени или светящего солнца, при этом дается спонтанное выражение эмоциональным порывам.
Но в методике рисования пальцами выбору цветов придается повышенное эмоциональное значение. Субъект имеет возможность выбирать оттенки и сочетать их таким образом, которым вызовет максимум эмоциональной реакции. Выбор цвета может быть сделан случайно или бессознательно, но однажды, увидев этот цвет на листе, субъект может выдать эмоциональную реакцию; что в свою очередь простимулирует появление новых цветовых эффектов.
Конкретные цвета, отождествляемые с конкретными эмоциями.
В то время, как общий цветовой фон говорит об общих эмоциональных импульсах, выбор конкретных цветов в определенных случаях говорит об особых эмоциональных паттернах. Наблюдение показало, что так же как и в тесте Роршаха, светло-голубые и светло-зеленые тона говорят о контролируемом поведении. Аналогично Элшулер и Хеттвик (Alsehuler and Hattwick) в своих исследованиях рисования на мольберте (что можно применить при рисовании пальцами) различают холодные и теплые цвета. Первые свидетельствуют о более высокой степени контроля над импульсами, чем последние. Опыт также показывает, что черный цвет символизирует детское осознание смерти, враждебности и агрессии.
Спринг (Spring) утверждает, что черный и коричневый цвета чаще выбирают люди из рафинированных семей. Мосс предполагает, что коричневый цвет чаще используют субъекты с анальным типом характера, хотя в то же время он предостерегает от подобных обобщений.
Шоу и Наполи отмечают ярко выраженную разницу в цветовых предпочтениях между мужчинами и женщинами. Они утверждают, что мужчины явно предпочитают голубые и зеленые цвета, а женщины желтые и красные. Женщины, выбирающие «мужские» цвета, могут проявлять мускулинные тенденции и наоборот. Из этих наблюдений Шоу заключает, что мальчик, который преимущественно выбирает красный цвет, возможно, «цепляется за юбку матери».
Кроме общего эмоционального значения, различные цвета могут быть наполнены еще и личностно-индивидуальным содержанием. Например, одна испытуемая выбирала цвета следующим образом: светло-синий для корабля,
успешно вернувшегося в порт; зеленый для занятий музыкой и музыкальными инструментами, которые, как она надеялась, принесут ей признание; коричневый для похорон вероломного друга; черный для ограничений, накладываемых обществом, которое напоминало ей тюрьму.
Одни и те же цвета могут являться выражением различных аспектов эмоциональной жизни. Красный цвет может обозначать как привязанность, так и агрессию и враждебность. Нанесение красной краски царапающими движениями говорит о враждебности, а похлопывающими о привязанности. Личностное значение цвета можно выяснить при одновременном учете других показателей.
Интерпретация цветов в отношении различных диагностических групп.
Некоторые исследователи соотнесли выбор цветовых предпочтений с клиническими синдромами. Розенцвейг и Дарбин утверждают, что маниакально-депрессивные пациенты чаще выбирают более яркие цвета, такие как красный и оранжевый, а шизофреники преимущественно выбирают желтый и зеленый. Мосс не поддерживает заявления Оберндорта (Oberndort) о том, что желтый цвет связан с шизофреническим, а красный с маниакальным состоянием.
Избыточное нанесение краски и перекрашивание цветов свойственно либо расторможенным, либо чрезмерно агрессивным индивидам. Это также наглядная иллюстрация поведения тех личностей, чья потребность в удовлетворении не имеет границ. Если субъект чрезмерно разбавляет краски, слишком сильно мочит бумагу, накладывает один на другой многочисленные слои различных цветов, в нашей практике это было связано со слабым развитием эго.
Смешивание и различные сочетания цветов определенно могут быть связаны с высоким уровнем интеллектуального развития. Ребенок, который спрашивает: «Как можно сделать фиолетовый?» демонстрирует свое желание исследовать, понимать и владеть текущей ситуацией.
Особенности интерпретации цвета.
Использование цвета зависит от возрастного и образовательного фактора, и это всегда необходимо учитывать.
а) Возраст. Маленькие дети свободно используют красный цвет, в то время как взрослые редко применяют его при первом рисовании. Малыши от четырех до десяти лет любят использовать несколько цветов, как правило, основные цвета, они сочетают их в поразительных сочетаниях. Обычно они не смешивают их для достижения промежуточных тонов. Более старшие предпочитают единственную смесь.
Кроме того, возрастные различия сказываются при эмоциональном реагировании на цвет. Дети проявляют незамедлительную, импульсивную эмоциональную реакцию на цвет сам по себе вне зависимости от того, какой рисунок им окрашен. Нередки замечания типа: «О, классный красный цвет» (или зеленый). Иногда реакция бывает настолько сильной, что побуждает ребенка наносить краску на собственное тело, особенно в области живота. Это может быть не только реакцией на цвет, но и на тактильную стимуляцию.
б) Образовательный фактор. Этот фактор особенно хорошо прослеживается у детей до четвертого класса. Здесь видно очень негибкое и реалистическое использование цветов: коричневые собаки, голубое небо, зеленая трава. В таких случаях это скорее может быть отражением хорошо усвоенных социальных стандартов, а не личностно-эмоциональных порывов. Как правило, индивидуальность выбора цвета тем меньше, чем больше потребность в конформности. У взрослых приверженность реалистичным оттенкам может согласовываться с высоким процентом свидетельств о «животных» и «популярных» реакциях по тесту Роршаха.
в) Процессуальный и последовательный анализ цвета. Однако упомянутая приверженность к реалистичным цветам не является серьезной помехой для индивидуальной диагностики. В большинстве случаев эта приверженность пропадает в течение сеанса рисования. Субъект может начать со стереотипного использования цветов, но найдя какую-то специфическую форму и возбудившись от самого процесса рисования, он все меньше и меньше будет следовать шаблонному первоначальному замыслу. Яркий пример: переход от изначально коричневого окрашивания стула к фиолетовому или желтому. Это лучше всего можно описать в терминах теста Роршаха как переход от реакций типа FC к CF.
4. Светотени.
При рисовании пальцами лучше разделять эффекты светотени, происходящие из фактуры поверхности, и те, которые являются следствием идеи глубины или трехмерности.
Эффект фактуры поверхности можно соотнести с ответами типа С по тесту Роршаха, они обычно получаются из-за похлопывающих и ударяющих движений и являются индикаторами сильных чувств. Доминирующий канал восприятия при этом — тактильный. А изображение глубины (фактор К по Роршаху) — это результат формирования концепции картины, а не тактильной стимуляции. Типичные изображения такого рода — это элементы спирали.
5. Мазки.
Под «мазками» имеются в виду окончательные продукты движения на поверхности рисунка. Значение мазков при рисовании пальцами близко к значению линий при рисовании карандашами. При рисовании пальцами мазки являются более прямым
выражением внутренней динамики субъекта, потому что они являются прямым продолжением движений тела, и нет никакого инструмента-посредника, который бы тормозил момент экспрессии.
При интерпретации мазков внимание должно быть сфокусировано на повторяющихся особенностях, а не на каких-либо отдельных примерах. Более того, мазки можно понять только через их общую конфигурацию. Значение мазка определяется его связью с другими мазками. В самом общем интерпретационном значении можно сказать, что характер мазков определяется степенью эмоционального контроля. Грубо можно выделить следующие атрибуты мазков по четырем основным категориям:
1. Направление мазков. Основное направление мазков может быть вертикальным или горизонтальным. Первое может начинаться снизу или сверху, а второе с правого или левого края. Сторона, с которой начинаются мазки, зависит от праворукости или леворукости субъекта, и это тоже нужно принимать во внимание. Элшулер и Хеттнтик идентифицировали вертикальное направление как проявление навязчивых влечений, а горизонтальные как тенденции к самозащите, подверженности страху, открытому сотрудничеству.
На некоторых рисунках маленьких детей или людей с психическими расстройствами не наблюдается организации мазков в каком-либо направлении, они беспорядочны и бессистемны. Однако по мере эмоционального роста в процессе терапии или по достижении большей психологической зрелости неорганизованный беспорядок часто превращается в связную структуру.
Иногда с помощью процессуального анализа можно на одном рисунке проследить тенденцию к «выправлению», когда субъект начал класть мазки в одном направлении после небольшого периода беспорядочной мазни.
2. Ширина, нажим и многочисленность мазков. Мазки могут быть узкие и слабые, если проводятся кончиками пальцев, или широкими и жирными, когда их проводят рукой, ладонью или локтем. Субъект может варьировать степень нажима и в крайних случаях это выливается в то, что смещаются все нанесенные до этого краски, оставляя белую линию на поверхности бумаги. И, наконец, мазок может быть единичным, то есть сделанным одним пальцем или состоять из двойных или тройных Параллельных мазков по числу задействованных пальцев.
Степень нажима свидетельствует об энергетическом уровне субъекта. Сильный нажим говорит о том, что человек полон сил, либо об имеющемся напряжении. Легкие мазки могут говорить о стеснительности или подверженности страхам.