Файл: Инструкция Нарисуй дом как можно лучше.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многочисленность мазков - показатель вовлеченности. Если индивид ограничивается единичным мазком, это символизирует меньшую степень вовлеченности, чем при использовании тройного параллельного мазка.

3. Форма и длина мазков. Мазки могут быть угловатые или закругленные, сплошные или прерывистые, закрытые или открытые. Тенденция к угловатости представляет агрессивный поведенческий паттерн, а если угловатые мазки расположены зигзагообразно, это может обозначать нерешительность индивида относительно своего агрессивного поведения. Длинные мазки свидетельствуют о контролируемом поведении, а короткие характеризуют импульсивное поведение. Прерывистость мазков может быть показателем тревоги, ощущения ненадежности.

Под «закрытостью» подразумевается представляет ли мазок закрытую фигуру сам по себе, например как окружность или восьмерка. Пример открытой фигуры - это форма полумесяца. Закрытость обозначает фактор замкнутости. Степень открытости показывает степень желания общаться с миром.

4. Фактура мазков. Другая характерная особенность техники рисования пальцами - возможность получения мазков двух видов. Мазок можно прочертить в уже нанесенной краске или наложить на нее новый слой. Последнее, производя эффект рельефности, часто является результатом «цветового возбуждения» и, как уже было отмечено, отражает некоторую расторможенность. Значение прочерченных мазков близко к царапанью и другим агрессивным действиям.

Другой аспект в различении мазков касается основного рисунка и фона (переднего и заднего плана). Отношения между мазками заднего и переднего плана имеют значение, хотя в точности оно еще не определено. Субъект может попытаться изобразить совершенно контрастные фигуры или стараться, чтобы они постепенно слились с задним фоном. Мазки на заднем плане могут создавать эмоциональный фон вокруг основного рисунка, либо основной рисунок может создаваться как реакция на задний план. Например, субъект, который вначале боялся показывать свои агрессивные влечения, может покрыть весь лист мазками мягкой формы. И только после этого он осмелится нарисовать центральную фигуру, раскрывающую эти импульсы. В другом случае субъект может быть серьезно обеспокоен «обнаженностью» центральной фигуры и уравновесит ее жирными, энергичными мазками на заднем плане.

Очевидно, что комбинации и конфигурации мазков бесконечны. Вертикальная линия может быть проведена от себя или к себе; она может быть прямой или извилистой; угловатой или закругленной; сделанной сильным или слабым нажимом; может быть изолированной или окруженной другими линиями.


6. Содержание.

К содержанию рисунка относятся:

1. видимое для наблюдателя изображение, то есть объекты, фигуры и абстрактные образы, изображенные им на листе;

2. высказывания, которые он сделал по ходу или после рисования. Нулевым содержание можно назвать тогда, когда субъект занимается бесцельной мазней и неспособен дать на нее никаких вербальных реакций.

Возраст и другие факторы, влияющие на содержание рисунка.

Возраст является очень важным фактором при рассмотрении содержания рисунка. Просто мазня будет абсолютно нормальной для трехлетнего ребенка, у которого экспрессивность сосредоточена на двигательной способности. В начальной школе у детей доминируют контурные изображения фруктов, домов, деревьев. Эти стереотипные рисунки обычно быстро разрушаются, часто во время одного сеанса, и после этого появляются более динамичные изображения. Как и с цветом, у нормальных школьников наблюдается снижение дезинтегрированной конформности содержания в течение работы.

Материал для рисования пальцами провоцирует создание продуктов особого рода. Например, очень часто рисуют пейзажи, в то время как наблюдается заметное нежелание изображать человеческие фигуры. Наиболее часто встречающееся содержание - это разнообразные вариации пейзажных тем. Из-за того, что изображения человека встречаются относительно редко, сложно придать человеческой фигуре какое-то особенное значение для интерпретации.

Организация содержания.

Организация содержания является значимым диагностическим критерием. Наполи обнаружил, что структура содержания важна для различения параноиков и шизофреников. У второй группы, отмечает Наполи, наблюдается два абсолютно не связанных между собой, независимых слоя или уровня в изображении. Работа сопровождается словесными высказываниями, которые не имеют никакого внешнего отношения к рисунку. Эртоу и Кейдис отмечают, что будет подробно описано позже, взаимосвязь содержания изображения и вербальных выражений - это важный показатель развития эго у детей.

В рисунках параноиков Наполи обнаружил следующие характерные особенности организации содержания. Центральная фигура (символизирующая самоотождествление) со всех сторон окружена и прикрыта защищающими фигурами (нарисованными таким образом, чтобы отразить нападение на центральную фигуру с любой стороны).



Паттерсон и Лайтнер (Patterson and Leightner) утверждают, что они не обнаружили существенных различий в содержании рисунка умственно отсталых и нормально развитых, но при тщательном анализе у нормальных субъектов наблюдается тенденция в большей степени закрашивать контур рисунка, чем у умственно отсталых, хотя у последних рисунки более структурированные.

Другие диагностические аспекты содержания.

Значение содержания возрастает тогда, когда его можно рассматривать в сочетании с другими данными о субъекте, в частности со свободными ассоциациями и спонтанными высказываниями по поводу рисунка.

Содержание рисунка часто служит для определения конфликта. Рисунок, изображающий две фигуры, с разных сторон обстреливающие лодку, был сопровожден таким спонтанным высказыванием: «Два пирата сражаются за обладание золотом». Когда его спросили, не напоминает ли это ему что-нибудь из собственной жизни, он после короткой паузы с горькой улыбкой ответил: «Прямо как мои родители, сражающиеся за то, кому я буду принадлежать». Когда спросили, задумывался ли он об этом раньше, ответил: «Почти нет». Отсюда видно, что вербализация содержания делает его гораздо более осмысленным, не только для экспериментатора, но и для самого субъекта. По этой причине хороший эффект приносит придумывание детьми рассказа по своей картине.

Процессуальный и последовательный анализ содержания.

Наибольшую ценность приобретает содержание, когда оно наблюдается на протяжении серии повторяющихся тем.

Преемственность тем и символические заместители делают процесс рисования пальцами родственным процессу сна. И на самом деле такое рисование может представить наблюдателю изобразительное видение сна, подобные рисунки иногда называют «рисованные сны».

Например, в процессе одного сеанса рисования субъект превратил нарисованное животное в маленького мальчика.

Символический заместитель, уравнявший две фигуры, помогли понять защитные механизмы субъекта. «Рисованный сон» может также приоткрыть то, что спрятано за защитами. Вот случай Гарри, 10 лет. У субъекта было сильное чувство неполноценности из-за маленького полового органа и недоразвитых яичек. В течение серии сеансов он постоянно рисовал несложные большие объекты, которые этому маленькому мальчику очень хотелось бы иметь — футбольный мяч, трубка и тому подобное. В то время когда его чувство неполноценности было особенно сильным, он нарисовал огромных размеров футбольный мяч, а в игровой комнате он слепил из глины фигуру человека, потом сделал большой пенис и прикрепил его на подходящее место. Это иллюстрация проявления невыраженных бессознательных желаний в содержании рисунка.


И последнее предостережение относительно анализа содержания. Оно варьируется в зависимости от того, к какой теоретической школе принадлежит экспериментатор. Это, конечно, наименее определенная и наиболее интуитивная часть методики. Поэтому для проверки догадок необходимо опираться на дополнительные данные. Символу не стоит приписывать какого-либо значения, если он появляется однажды. Субъекты, особенно дети, могут находиться под впечатлением дневных происшествий и легко могут выражать этот свой опыт. Для того чтобы сделать надежное заключение, необходимо искать постоянно повторяющиеся аспекты содержания и рассматривать их в совокупности с общей диагностической картиной.


7. Движения и жесты.

Движения и жесты относятся к поведенческим категориям, поэтому необходимо обращаться только к движениям тела, а не к тем движениям, которые влияют на образование конечного продукта. Понятия движений и жестов в большей мере относятся к движениям рук и пальцев, но также распространяются и на все тело, которое тоже бывает вовлечено в процесс. Движения также зависят от направления реакции — от себя или к себе — мышц-сгибателей или разгибателей. Жесты — это специфические действия, не зависящие от направления.

Жесты.

Жесты обычно представляют собой очевидное внешнее выражение текущего чувства. Между конкретными жестами и вызвавшими их эмоциями наблюдается соотношение почти один к одному. Например, жесты, отражающие агрессивные импульсы, выражаются толчковыми, хлопковыми, царапающими, скребущими, разрывающими жестами. Жесты, связанные с чувственностью, — это похлопывание, размазывание и пачканье. Пачканье представляет особенное сильное чувство удовольствия. Его можно описать как погружение ладоней на сильно увлажненную бумагу, часто щедро политую большим количеством краски. Жесты мягкие, плавные, нежные и часто сопровождаются такими вербальными высказываниями типа: «Восхитительно».

Конечно, разделение жестов на «чувственные» и «агрессивные» совсем неадекватно. На самом деле каждый жест передает очень специфичное ощущение, которое лучше всего выразить через определение идеи. И это будет более точно, чем детальное описание.

Поскольку жесты являются прямым выражением текущих ощущений и настроений, они могут относительно быстро меняться, например, субъект может начать рисунок с чувством удовольствия, поглаживая лист как объект любовной привязанности, но потом какой-то неожиданно фрустрирующий опыт изменит его жесты на грубое царапанье поверхности, которое почти разрывает бумагу.

Иногда жесты проявляются с большим постоянством, что, возможно, говорит о соответствующем состоянии личности.

Противоречивое использование амбивалентных жестов, таких как поглаживание и царапанье, может быть показателем конфликта чувств и отношений.

Движения.

Движения могут иметь два основных направления — от субъекта и к субъекту. Они проявляются у субъекта с относительно большим постоянством