Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 610
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для неурочных занятий физическими упражнениями характерна самостоятельная организация деятельности в целях укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, закаливания и лечения, воспитания физических и волевых качеств, а также освоения определенных действий.
Неурочные занятия отличаются от урочных нередко более узким содержанием, их структура тогда менее сложна. Неурочные формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу, самостоятельность. Конкретные задачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере от склонностей и увлечений занимающихся.
В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель.
Несовершенство учебно-педагогического процесса в области физического воспитания видно невооруженным глазом, т. к. оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой работоспособности, творческой активности, а в дальнейшем - трудового долголетия, а на самом деле на практике, т. е. в самой общеобразовательной школе, мы наблюдаем совершенно другую картину. У детей и подростков наблюдается рост хронических заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Отмечается увеличение количества детей с дефицитом массы тела и имеющих отклонения в психике. Лабораторией физического воспитания института возрастной физиологии РАО проведено выборочное исследование ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического воспитания 1-4 классов общеобразовательной школы. Выявлены чрезвычайно тревожные тенденции
Так, высокое физическое развитие имеют около 9% младших школьников, среднее - около 57% и низкое - около 34%. Распределение по группам здоровья: около 21% отнесены к 1 группе, 57% - ко 2 группе и около 23% - к 3 группе . Минимальным уровнем знании, предусмотренным комплексной программой физического воспитания, обладают лишь только 11% младших школьников. Чрезвычайно настораживает структура мотивов поведения младших школьников. На первом месте находится мотив доминирования, а за ним следуют мотивы соперничества и двигательной активности. Мотивы общения и привычки к занятиям физической культурой находятся на последнем месте. Это указывает на несовершенство физического воспитания в общеобразовательной школе.
Также, анализируя состояние физического воспитания в школе в настоящее время, можно сделать вывод о том, что в современной общеобразовательной школе практически не организованы взаимосвязи между различными формами работы по физической культуре. Это прежде всего негативно сказывается на уроке физической культуры, который как бы растворяется среди других мероприятий, а то и прямо подменяется ими. При этом он смотрится чем-то совсем незначительным, второстепенным в ряду всех других форм физического воспитания, что и приводит к сомнениям по поводу того, является ли он основной, ничем не заменимой формой физического воспитания школьников, и нужен ли вообще урок физической культуры в школе.
В тоже время, на фоне недооценки урока очень ярко просматривается и другая крайность - явная переоценка возможности урока по другим направлениям. Это, прежде всего, погоня за высокой моторной плотностью, тренирующим эффектом (который, даже если бы и был достижим, то как дым растаял бы до следующего занятия из-за больших промежутков между ними) дает практически нулевой результат. Но помимо этого «эффекта» такой подход еще и не позволяет системно решать образовательные задачи физического воспитания.
Изложенные выше суждения о нынешнем состоянии физического воспитания школьников, выдвигают на первый план вопрос о перспективах его совершенствования.
Итак, об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления. Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.
Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.
Список литературы.
1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: ЮНИТИ, 2003.
2. Белорусова В.В. Физическое образование. — М.: Логос, 2003.
3. Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников. - М.: Дело, 2004.
4. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание. - М.: Логос, 2004.
5. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. - М.: Аст, Аквариум, 2004.
6. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000.
7. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2002.
8. Лайзапе С. Я. Физическое воспитание. — М.: Просвещение, 2004.
9. Лихачев Б/Г. Педагогика. - М.: Ш1ФРА-ДАНА, 2003.
10. Морфофункциопальное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста./Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003.
11. Пензулаева JI. И. Физическое воспитание. - М.: Просвещение, 2003. 12. Ращупкии Г.13. Физическая культура. - Спб.: Нева, 2004.
13. Рубапович В. Б. Валеологичсские принципы организации физической культуры. Учебно с носооие для с тудентов педагогических вузов, валеологов, преподавателей физвоспитания, учителей, медицинских работников. — Новосибирск: ПИПКиПРО, 1997.
14. Савин II.B. Педагогика. - М.: Аст, 2003.
15. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник, 2 тома / под ред. Евсеева СЛ. - М., 2008 16. Теровапссян АЛ. Основы физического воспитания. - М.: БЕК, 2004.
17. Физическое воспитаниеЛТод ред. 10. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2003.