Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 788
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С точки зрения теории разделения властей, структура государственного механизма включает в себя три основных ветви власти, законодательной, исполнительной и судебной.
По объему полномочий и характеру осуществляемых функций государственные органы делятся на органы общей компетенции (глава государства, правительство) и органы специальной компетенции (министерства, ведомства; их компетенция распространяется на какуюлибо ограниченную, узкую сферу общественной жизни).
По иерархии – на республиканские и местные (региональные).
По процедуре принятия решений различают коллегиальные и едино начальные органы. В первом случае решения принимаются большинством голосов правомочных принимать такие решения должностных лиц органа, во втором – решение принимает единолично руководитель органа и он же несет за него персональную ответственность.
По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы. По срокам полномочий различают постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей) органы.
Особая роль в системе государственных органов принадлежит высшим органам государственной власти. Именно они образуют политическую основу государства, всей политической системы общества. Внесенные в Конституцию поправки изменили полномочия части органов власти в нашей стране. В федеральные органы входят:
Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) – федеральный орган законодательной власти;
Правительство Российской Федерации, возглавляемое Президентом, является федеральным органом исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти являются министерства России, федеральные службы и российские федеральные агентства, находящиеся в ведении президента или подчиненные и находящиеся в ведении правительства России);
Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, областные суды, областные суды, суды городов федерального значения. Важное значение имеют суды автономного округа и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие федеральную судебную систему – федеральную судебную систему.
Региональные – это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные. Законодательные, исполнительные и судебные органы независимы. Разграничение вопросов ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами, федеральными договорами и др. Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы для реализации своих полномочий и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с органом исполнительной власти Российской Федерации могут передавать им реализацию части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении и освобождении местных органов власти от должности. Государственные служащие в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Палаты ФС РФ, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе вносить предложения о внесении изменений и дополнений в положения Конституции.
Федеральное Собрание. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов от Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному из органов законодательной и исполнительной власти государственной власти – по мандату соответствующего органа. Семь из них можно назначить пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок избрания депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
В Аппарат Совета Федерации входят:
согласование изменений границ между субъектами РФ;
утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения;
решить вопрос по Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: один из органов законодательной и исполнительной власти государственной власти – на срок полномочий соответствующий орган. Семь из них могут быть названы постоянных. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на срок пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов в Государственные Думы устанавливаются федеральными законами.
Юрисдикции, Совет Федерации, включает в себя:
утверждение изменения границ между субъектов Российской;
утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
решить вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории нашей страны;
назначение выборов Президента Российской Федерации и его импичмента;
лишение неприкосновенности Президента российской Федерации, прекращении осуществления ими своих полномочий;
назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместитель и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Вооруженных Сил Российской Федерации;
выполнять запросы на кандидатов, предложенных Президентом на должность Генерального Прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров армии и других прокуроров;
выполнять запросы на кандидатов, предложенных Президентом на должности глав федеральные органы исполнительной власти (включая федеральных министров), ответственных за обеспечение безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
прекращение полномочий Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда, его заместителей и судей Вооруженных Сил РФ, президентов, вице– президентов и судей судов кассацию и апелляцию, в случае, если практика акт, по предложению Президента Республики в соответствии с законом федеральный конституционный, порочащих честь и достоинство судьи, а также в других гипотез, предусмотренных конституционным законом, федеральным свидетельствовать о неспособности судьи исполнять свои назначения;
слушать годовые отчеты Генерального Прокурора. Юрисдикция Государственной
Думы включает в себя:
утверждение по представлению Президента, кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации;
решения вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
слушания ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации;
назначение и увольнение Председателя Центрального Банка Российской Федерации, слушания годовых отчетов Центрального Банка;
назначение и увольнение Вице–Президент Счетной Палаты, половины от общего числа аудиторов Палаты по предложению Президента Российской Федерации;
назначение и отставка Уполномоченного по Правам Человека;
объявление амнистии;
подача иска против Президента российской Федерации. Правительство РФ.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации. Правительство состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, под руководством Президента Республики.
Правительство Российской Федерации:
разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет в Государственную Думу доклад о ее реализации и ежегодных отчетов о результатах своей деятельности;
обеспечивает реализацию в Российской Федерации политики, финансовой, кредитной и денежной единой политики государства, единой социальной ориентации в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты Семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, а также в области защиты окружающей среды;
обеспечивает государственную поддержку научно– технического развития Российской Федерации;
сохранение и развитие своего научного потенциала;
гарантирует функционирование системы социальной защиты людей с ограниченными возможностями на основе полного и равного осуществления прав и свобод человека и гражданина, их социальной интеграции без дискриминации, создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями и улучшения их качество жизни;
осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, безопасности государства, реализации внешней политики Российской Федерации;
принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, защиты собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью;
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НПО, гарантирует свое участие в разработке и реализации государственной политики;
осуществляет меры по поддержке добровольной (добровольной) деятельности, содействию развитию предпринимательства и частной инициативы;
гарантирует реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования труда и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществляет мероприятия, направленные на создание благоприятных условий жизни населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического разнообразия страны и формирование в обществе ответственного отношения к животным;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией, федеральными законами, указами Президента. Порядок работы Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом.
Судебная власть. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему Российской Федерации составляет Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов Российской Федерации. допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону. Конституционный Суд является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации.
В его состав входят 11 судей, включая президента и его заместителя.
Верховный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел.
Вопрос 4. Типология и форма государства.
Типы государства – общие системообразующие признаки, которые характеризуют конкретную совокупность (группу) государств и раскрывают закономерности их организации и развития.
Различают два подхода к типологии государства:
1. Формационный. Социально–экономические признаки являются основными критериями классификации в этом подходе. Тип производственных отношений образует тип государства. Согласно этой теории, государство принадлежит к определенной общественно– экономической формации, которая характеризуется единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
2. Цивилизационный. В его основе лежит более разнообразный набор факторов, таких как экономика, политика, демография, культура, религия, социальная и национальная структура населения, географические и природно-климатические характеристики, уровень технического развития и др. Цивилизация рассматривается как совокупность материалов, научных, политикоправовых, культурных и других достижений общества. Цивилизации отличаются друг от друга, главным образом, с точки зрения культурного и исторического наследия, а также других элементов, включая тип государства и права, присущий каждой цивилизации.