Файл: Отчет по лабораторной работе 6 Вариант 4 по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт/Факультет - Вечерне-заочного обучения
Кафедра - Недропользования


Реакции в растворах электролитов
Отчет по лабораторной работе 6
Вариант №4
по дисциплине Химия


Выполнил

Студент, номер группы

ОПз-22-1

(подпись)

М.Е. Баргуев

И. О. Фамилия










Принял Должность


(подпись)

О.В. Кузнецова

И. О. Фамилия



















Иркутск-2023

Лабораторная работа

Реакции в растворах электролитов
Выполнение работы

Опыт 1. Окраска индикаторов в растворах кислот и оснований


В три пробирки налить по 1-2 мл разбавленного раствора серной кислоты. Добавить в первую пробирку раствор лакмуса, во вторую – метилоранжа, в третью – фенолталеина. Отметить изменение окраски раствора.

В три другие пробирки налить по 1-2 мл разбавленного раствора гидроксида натрия. Добавить в первую пробирку раствор лакмуса, во вторую – метилоранжа, в третью – фенолталеина. Отметить изменение окраски раствора.

Требование к результатам опыта

Сделать вывод, как с помощью индикаторов можно определить присутствие в растворах ионов водорода и гидроксид-ионов.

Вывод: По изменению окраски фенолфталеина можно определить, является ли среда щелочной. Метилоранж используют для доказательства кислотности среды. Лакмус
является универсальным индикатором, и с его помощью можно определить как кислую среду (красный цвет), так и щелочную (синий цвет).

Опыт 2. Реакции, идущие с выделение газа


В один стакан налить раствор карбоната натрия, в другой насыпать кристаллический карбонат натрия. Добавить в каждый стакан раствор соляной кислоты. Наблюдать выделение газа.

Требование к результатам опыта

Составить молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия карбоната натрия с соляной кислотой. Объяснить выделение газа.
Молекулярная форма уравнение

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O

Полный ионный вид
2Na(+) + CO3(2-) + 2H(+) + 2Cl(-) = 2Na(+) + 2Cl(-) + CO2 + H2O

Сокращенный ионный вид
CO3(2-) + 2H(+) = CO2 + H2O
Выделение газа идет, так как реакция ионного обмена необратима.

Опыт 3. Реакции, идущие с образованием осадка


Налить в одну пробирку 1-2 мл раствора хлорида железа (III), в другую пробирку – 1-2 мл раствора сульфата меди (II) и прибавить в каждую пробирку по такому же количеству щелочи. Наблюдать образование осадков, отметить цвет. Осадки сохранить для следующего опыта.

Требование к результатам опыта

Составить молекулярные и ионные уравнения реакций образования осадков гидроксидов железа (III) и меди (II).
FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3+3NaCl


Fe(3+)+3Cl(-)+3Na(+)+3OH)-)=Fe(OH)3+3Na(+)+3Cl(-)

Fe(3+)+3OH(-)=Fe(OH)3

СuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Сu(2+) + SO4(2-) + 2Na+ + 2OH- = Cu(OH)2 + 2Na+ + SO4(2-)
Сu(2+) + 2OH- = Cu(OH)2

Опыт 4. Реакции, идущие с образованием слабого электролита


К полученным в предыдущем опыте осадкам гидроксидов железа и меди прилить раствор серной кислоты до полного их растворения.

Требования к результатам опыта

  1. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций растворения осадков гидроксидов железа (III) и меди (II).

3H2SO4+2Fe(OH)3=Fe2(SO4)3+6H2O
6H(+) + 3SO4(2−) + 2Fe(OH)3 = 2Fe3(+) + 3SO4(2−) + 6H2O
6H(+) + 2Fe(OH)3 = 2Fe(3+) + 6H2O
Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O


Cu(OH)2 + 2H(+) + SO4(2-) = Cu(2+) + SO4(2-) + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H(+) = Cu(2+) + 2H2O
2. Объяснить растворение осадков в кислоте.

Следовательно, растворение осадка начинается тогда, когда по какой-либо причине ионное произведение малорастворимого электролита станет меньше величины ПР. 


Опыт 5. Амфотерные электролиты

В две пробирки налить 2-3 мл раствора сульфата цинка, в каждую пробирку добавить разбавленный раствор щелочи до выпадения осадка гидроксида цинка. Затем в одну из пробирок прилить раствор соляной кислоты, а в другую – раствор щелочи до растворения осадка. Налить в пробирку 2-3 мл хлорида алюминия, добавить разбавленный раствор гидроксида аммония до выпадения осадка гидроксида. Полученный осадок разделить на две пробирки. Затем в одну из пробирок прилить раствор соляной кислоты, а в другую – раствор щелочи до растворения осадка.
Требования к результатам опыта

Составить молекулярные и ионные уравнения реакций образования осадков гидроксидов цинка и алюминия.

2NaOH + ZnSO4 → Na2SO4 + Zn(OH)2(↓)
Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2↓
AlCl3 + 3NaOH(разб. ) = Al(OH)3↓ + 3NaCl
Полная форма: Al3+ + 3Cl− + 3Na+ + 3OH− = Al(OH)3↓ + 3Na+ + 3Cl−

Краткая форма: Al3+ + 3OH− = Al(OH)3↓

Составить молекулярные и ионные уравнения реакций растворения осадков гидроксидов цинка и алюминия в кислоте и щелочи.

Zn(OH)2 + 2HCl → 2H2O + ZnCl2
Zn(OH)2 + 2H + 2Cl => Zn + 2Cl + 2H2O
Zn(OH)2 + 2H = Zn + 2H2O


Al (OH) 3+HCl=AlCl3+H2O

Al (OH) 3+3H+3Cl=Al+3Cl+H2O

Al (OH) 3+3H=Al+H2O

Запишем уравнения диссоциации полученных гидроксидов по типу кислот и по типу оснований.

Al(OH)3 + NaOH(конц.) → Na[Al(OH)4]

Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2[Zn(OH)4]