Файл: Системы координат, применяемые в динамике полета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и :



Подробная классификация систем координат и матриц перехода из одной системы в другую дана в [2].

В рекомендуемой литературе [1]-[5] все определения и обозначения даны в соответствии с ГОСТ 1075-41. Для облегчения перехода от системы обозначений ГОСТ 1075-41 к принятой в настоящее время системе ГОСТ 20058-74 следует пользоваться.
§ 3. Дифференциальные уравнения движения летательного аппарата
При выводе уравнений движения ЛА делает следующие допущения:

1. ЛА рассматривается как абсолютно твёрдое тело переменной массы, имеющие 6 степеней свободы.

2. Моменты инерции ЛА постоянны.

3. ЛА имеет вертикальную плоскость симметрии.

3. Не учитываются влияние ветра, сферичность и вращение земли.

Уравнения движения центра масс ЛА получим основании закона изменения количества движения центра масс:

,

Здесь – вектор количества движения ЛА,

;

Fi – внешние силы, действующие на ЛА.

Обычно уравнения сил проецируют на оси траекторной системы координат, так как в это случае Vx=V, Vy=Vz=0 и уравнения получают в достаточно простом виде.

Выразим координаты всех сил в базисе траекторной системы.

Прежде всего рассмотрим эти силы.

1. Сила тяжести. Поскольку эта сила направлена по местной вертикали, её обычно задают в базисе нормальной системы координат:



2. Сила тяги двигателя приложена в центре масс двигателя и направлена по оси OX связанной системы. Она задается в базисе связанной системы координат:



3. Равнодействующая аэродинамических сил обычно записывается в базисе скоростной системы:



где X – сила лобового сопротивления;

Y – подъемная сила;

Z – боковая сила.

Запишем эти силы в проекциях на оси траекторной системы:





Окончательно



Аэродинамические силы выразятся так:



Поскольку проекции вектора скорости в скоростной и траекторной системах координат совпадают, то запишем левую часть уравнения сил в базисе траекторной системы:



Дифференцируем по правилам дифференцирования вектора, записанного в подвижном базисе:

,

где – локальная производная по времени, взятая в предположении неподвижого базиса; – угловая скорость вращения базиса.




Рис. 8. Вращение базиса траекторной системы координат в нормальной.

Обратимся к рис. 8. Нетрудно видеть, что вектор угловой скорости траекторной системы координат относительно осей нормальной системы может быть вычислен с помощью вектора , определяющего поворот на угол относительно оси OYg нормальной системы, и вектора , определяющего поворот на угол вокруг оси OZk траекторной системы. Спроецируем векторы и на оси траекторной системы:




Тогда векторное произведение



Таким образом, получили уравнения сил в проекциях на оси траекторной системы координат:

; (1)

; (2)

. (3)

Уравнение моментов, характеризующее вращение ЛА вокруг центра масс, получим на основании теоремы об изменении кинетического момента:

,

где – внешние моменты, действующие на ЛА;

– вектор кинетического момента относительно центра масс;

Здесь – вектор угловой скорости вращения ЛА относительно центра масс;

– тензор инерции (здесь главными являются оси связанной системы координат);

– моменты инерции относительно главных осей;

– центробежные моменты инерции.

Для ЛА, имеющих две взаимно перпендикулярные плоскости симметрии,

.

Для самолетов

.

Уравнение моментов в аэродинамике проецируют на оси связанной системы координат. Положим, что ЛА имеет две плоскости симметрии, т.е.

.

Запишем вектор угловой скорости в проекциях на оси связанной системы:

.

Тогда



Найдём полную производную




Внешние моменты, действующие на ЛА в проекциях на связанные оси, запишем в следующем виде:



Таким образом, имеем:

; (4)

; (5)

. (6)

Для ЛА с двумя плоскостями симметрии, как правило, выполняется соотношение . Тогда первое из уравнений моментов принимает вид:

.

Теперь необходимо составить кинематические уравнения, характеризующие вращения ЛА относительно осей нормальной системы координат. В уравнениях (4) – (6) заданы проекции угловой скорости относительно связанных осей: , , . При переходе из нормальной системы в связанную (рис. 5а) осуществляется вращении ЛА последовательно на угол с угловой скоростью относительно оси OYg, на угол с угловой скоростью вокруг оси OZ' и на угол с угловой скоростью вокруг оси OX. Таким образом, проекции угловой скорости , , направлены по осям непрямоугольной системы координат OXYgZ’:




Из рис. 5 видно, что

;

;

.

Отсюда запишем матрицу перехода от непрямоугольной системы к связанной:



Обычно требуется провести обратное преобразование T(H,1), которое находят по обычным правилам вычисления обратных матриц:

.

Нетрудно видеть, что определитель .

Запишем взаимную матрицу

.

Таким образом, связь между проекциями угловой скорости в разных базисах выражается следующими уравнениями:

; (7)

; (8)

. (9)

Поскольку уравнения движения центра масс (1), (2), (3) записаны в траекторных осях, уравнения вращательного движения вокруг центра масс (4) – (9) – в связанных осях, а аэродинамические силы и моменты в правых частях уравнений (1) – (6) зависят от углов атаки и скольжения между скоростными и связанными осями, то возникает необходимость в добавлении к записанным уравнениям геометрических соотношений между углами , , и углами , , ,