Файл: Практическая работа по формированию познавательной активности учащихся 2 класса средствами игровых технологий на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не поймать его рукой!

Ученик: Воздух.

Учитель: Конечно, воздух. У нас появился победитель. Это Ваня. А тема нашего сегодняшнего урока «Воздух и его свойства»…

В приложении 2 представлена Технологическая карта урока, на котором данная игра была применена.

При изучении нового материала по теме «Превращение и круговорот воды» учащимся 2 класса была предложена следующая игра – загадка:

Учитель: Друзья, а у меня для вас есть игра. Я вам прочитаю загадку, а вы постараетесь её отгадать. Кто первым отгадает, тот и победил.

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

Кто это?

Ученик: Вода.

Учитель: Конечно, вода. Победитель в этой игре – Настя. А почему вода так о себе говорит?...

Несмотря на то, что детям была предложена только одна загадка, представляется возможным считать, что это имена игра, так как она содержит все элементы дидактической игры: дидактическую задачу (подвести школьников к теме урока), игровую задачу (отгадать загадку), игровые действия (процесс отгадывания), правила (необходимо быстро отгадать загадку, поднять руку и ответить) и результат (выявлен победитель).

На этапе закрепления темы тему «Воздух и его охрана» была использована игра – кроссворд, представленная в Приложении 3.

Для проведения игры класс был разбит на три команды. Та команда, которая первой разгадала кроссворд, является победителем игры.

Преимуществом данной дидактической игры является то, что она не только позволяет достичь образовательной цели: закрепить тему «Воздух и его охрана», но и способствует развитию познавательной деятельности учащихся.

Кроме того эта игра позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: слабые ученики давали ответы на легкие вопросы, школьники, обладающие достаточно большим багажом по изученной теме - на более сложные вопросы.

Для развития познавательной деятельности были использованы игры-опыты, так как материал по курсу «Окружающий мир» дает широкие возможности для использования таких игр. Кроме того опыты, проводимые на уроках окружающего мира, близки к чувственному опыту младших школьников, что позволяет учащимся интуитивно прогнозировать развитие процесса и предсказывать результаты, что в свою очередь способствует формированию позитивной учебной мотивации и познавательной активности. Но опять же, чтобы опыт был элементом игровой технологии, он должен иметь структуру игры.


Так, при изучении свойств воздуха, была проведена следующая игра-опыт:

Класс разбивается на несколько команд. У каждой команды сосуд с водой, соломинка, стакан. Участникам команд предлагается провести два опыта и сделать выводы в письменном виде. Та команда, которая быстрее и точнее сделает выводы, является победителем.

Опыты: перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Далее школьникам предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Вывод по первому опыту: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Вывод по второму опыту: Вода вытесняет воздух из стакана, потому что воздух легче воды.

После подведения итогов объявляется команда-победитель игры.

При изучении темы «Тела, вещества, частицы» была проведена игра-опыт, описанная ниже.

Игра – опыт «Свойства воды».

Класс, как и в предыдущем примере, был разбит на несколько команд. Далее было предложено дидактическое задание (провести опыт и сделать выводы) и игровое задание (быстрее других представить правильные выводы). Победитель та команда, которая быстрее дала правильный ответ.

Непосредственное описание опыта: насыпать в один стакан глины или песка, а в другой - столько же сахара или соли. Перемешать воду. Дети должны сделать вывод о том, что вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Полагаем, что такие игровые технологии, включающие метод опыта в игровую ситуацию наиболее способствуют формирования познавательной деятельности школьников и соответствуют учебному материалу по курсу «Окружающий мир». Но при этом считаем необходимым отметить, что не все опыты можно проводить детям.

Например, опыт, направленный на приобретение нового знания о том, что воздух при нагревании расширяется, в начальной школе может проводить только учитель:

Учитель берет колбу с трубкой. Опускает трубку в воду. Дети видят, что вода не входит в трубку, так как ее не пускает воздух. Далее учитель нагревает колбу. Дети видят, что из трубки выходят пузырьки воздуха. Делают вывод: воздух при нагревании расширяется.

Учащимся 2 класса по технике безопасности данный опыт проводить нельзя, так как он связан с процессом нагревания. Но этот опыт можно включить в игровую ситуацию. В ходе данного педагогического опытно-практической работы игровое задание заключалось в том, что ребенку в роли мима было предложено показать вывод жестами.



Таким образом, игры должны соответствовать не только цели урока, но и возрастным особенностям школьников.

Еще один вид дидактических игр, которые были использованы на уроках окружающего мира с целью формирования у детей познавательной активности – это игры с применением цифровых технологий.

В качестве средства было использовано электронное пособие, выпущенное в комплекте с учебником для 2 класса А.А.Плешакова «Окружающий мир» [13].

Практически весь материал, представленный в этих пособиях, можно использовать в игровых технологиях.

Например, на этапе контроля рассмотренной выше темы «Воздух и его охрана» была использована опорная схема, представленная на рисунке 6.

По данной схеме была проведена ролевая дидактическая игра «Учитель и ученик»: более сильный школьник (ученик) отворачивается от интерактивной доски. Более слабый школьник (учитель) видит спроецированную схему. Задача «учителя» придумать вопросы по опорной схеме. Задача «ученика» - на них ответить. (Какого газа больше всего содержится в воздухе? Какого меньше всего? Что вы можете сказать о количестве кислорода в составе воздуха? и т.д. (В составе воздуха кислорода больше, чем углекислого газа, но меньше чем азота и т.д.).



Рисунок 6. Схема «Состав воздуха» к дидактической игре «Учитель и ученик»

По этому же пособию для закрепления темы «Состав почвы» была проведена индивидуальная дидактическая игра «Кто быстрее». Детям было предложено выполнить задание, представленное на рисунке 7.



Рисунок 7. Дидактическое задание к игре «Кто быстрее»

Дидактическое задание «Выбрать правильный ответ». Игровое задание: «Сделать это быстрее других игроков».

Отметим, что эту игру, как и все вышеперечисленные игры, можно проводить в различных вариациях: индивидуально, в парах, в группах. Выбор игры и её вариации проведения зависит от целей, которые хочет достичь учитель.

Например, на этапе подведения учащихся к теме урока нами были проведены игры в больших группах (класс разбивался на 2 команды); для проведения игр-опытов - класс разбивался на 5-6 команд, для контроля знаний игровая деятельность преимущественно была организована в индивидуальном порядке.

Таким образом, для развития познавательной активности учащихся 2 класса были использованы игровые технологии, соответствующие специфике учебного предмета «Окружающий мир», целям и задачам урока. Они были подобраны с учётом возрастных особенностей детей, и их целью было развитие познавательной активности обучающихся.



2.3. Анализ и оценка результатов опытно-практической работы


После проведения опытного этапа был проведен заключительный этап опытно-практической работы. Для того, что бы проследить динамику изменения сформированности познавательной активности учащихся 2 класса, повторно использовались те же диагностические методики, что и на первом этапе исследования.

Для оценки уровня развития познавательной активности нами повторно были использованы «Методика определения уровня познавательной активности обучающихся» М.В. Медведевой и «Методика исследования познавательного интереса младшего школьника» Г.И.Щукиной.

Как и на первом этапе опытно-практической работы, вначале была использована «Методика определения уровня познавательной активности обучающихся» М.В. Медведевой. Результаты приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Показатели развития познавательной активности учащихся 2 класса, полученные на заключительном этапе опытно-практической работы

Показатель уровня

Количество детей

Проценты

Низкий уровень

3

10

Средний уровень

15

50

Высокий уровень

12

40

ИТОГО

30

100

Как видно из данных таблицы, низкий уровень развития познавательной активности выявлен у 3 человек. Эти дети по-прежнему пассивны. У 15 учащихся - средний уровень развития познавательной активности. У этих детей активность на уроке проявляется периодически. Они активно выполняют только те задания, которые для них легче и интереснее. У 12 школьников уровень познавательной активности - высокий. Эти дети активно работают на уроках, проявляют интерес к учебным предметам и выполнению заданий, стремятся к самостоятельности.

Для наглядности отобразим результаты проведенного исследования в виде диаграммы на рисунке 8.



Рисунок 8. Диагностика уровня познавательной активности на заключительном этапе, %

После проведения опытного этапа опытно-практической работы был отмечен рост и этого показателя.

Сравнительные данные представлены на рисунке 9.




Рисунок 9. Уровень познавательной активности испытуемых до и после проведения опытно-практической работы, %

Далее была использована «Методика исследования познавательного интереса младшего школьника» (Г.И.Щукина). Полученные результаты, представлены в таблице 5. 

Таблица 5.

Показатели развития познавательного интереса учащихся 2 класса, полученные на заключительном этапе опытно-практической работы

Показатель уровня

Количество детей

Проценты

Низкий уровень

5

17

Средний уровень

16

53

Высокий уровень

9

30

ИТОГО

30

100

Для наглядности отобразим результаты проведенного исследования в виде диаграммы на рисунке 10.




Рисунок 10. Диагностика уровня познавательного интереса после

проведения опытно-практической работы, %

После проведения опытно-практической работы был отмечен рост познавательного интереса у обучающихся. Сравнительные данные представлены на рисунке ниже.



Рисунок 11. Уровень познавательного интереса учащихся до и после проведения опытно-практической работы, %

Данные рисунка показывают, что количество детей, имеющих высокий уровень познавательного интереса, после проведения опытно-практической работы увеличилось с 23% до 30%.

Так же увеличилась процентная доля школьников со средним уровнем развития данного показателя (с 50% до 53%), в то время как число обучающихся, имеющих низкую степень развития познавательного интереса уменьшилось (с 27% до 17%).

По результатам двух вышерассмотренных методик, как и на первом этапе педагогического опытно-практической работы, учащиеся 2 класса были распределены на три группы по уровню развитию познавательной активности. Результаты приведены в таблице 6.

Таблица 6.

Показатели развития познавательной активности 2 класса, полученные на заключительном этапе опытно-практической работы

Показатель уровня

Количество детей

Проценты

Низкий уровень

4

13

Средний уровень

16

54

Высокий уровень

10

33

ИТОГО

30

100