Файл: Практическая работа по формированию познавательной активности учащихся 2 класса средствами игровых технологий на уроках окружающего мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1. Показатели и уровни сформированности познавательной активности учащихся 2 класса на уроках окружающего мира
Для того, что бы проверить систему работы по формированию познавательной активности учащихся 2 класса средствами игровых технологий на уроках окружающего мира была проведена опытно-практическая работа.
База исследования: МБОУ Одинцовская гимназия №11. В исследовании приняло участие 30 учеников 2 «А» класса. Из них: 17 девочек и 13 мальчиков. Средний возраст обучающихся - 8,5 лет.
Опытно-практическая работа состояла из трех этапов:
Первоначальный этап. На этом этапе был определен уровень развития познавательной активности учащихся.
Второй этап – опытная работа. Его целью было развитие познавательной активности учащихся при помощи игровых технологий.
Заключительный этап опытно-практической работы. После проведения опытно-практической работы, направленной на развитие познавательной активности второклассников, была проведена повторная диагностика. Для того, что бы проследить динамику изменения сформированности познавательной активности испытуемых, повторно использовались те же диагностические методики, что и на первом этапе исследования.
Анализ методологической литературы позволил определить диагностические методики по теме исследования.
Первой была использована «Методика определения уровня познавательной активности обучающихся» М.В. Медведевой [8, С.40-42]. Бланк методики представлен в приложении 1. Данная методика относится к экспертному методу, то есть вывод о том, какой уровень познавательной активности у того или иного ученика делается на основании точки зрения эксперта, в данном случае – учителя, которому предлагается оценить такие качества обучающихся, как активность на уроке, умение и желание вести диалог с учителем и учениками, работоспособность , самостоятельность в выполнении заданий, успеваемость и т.д.
Каждый из показателей оценивается от 1 до 3 баллов, где: 1 балл – низкий уровень проявления качества, 2 балла – средний уровень проявления качества, 3 балла - высокий уровень проявления качества.
Обработка результатов проводится посредством подсчета общего количества баллов:
- от 7 до 11 баллов – низкий уровень развития познавательной активности,
- 12- 16 баллов - средний уровень развития познавательной активности,
- от 17 до 21 балла - высокий уровень развития познавательной активности.
Так как познавательная активность непосредственно связана с познавательным интересом второй была использована «Методика исследования познавательного интереса младшего школьника» (Г.И.Щукина) [25], которая представляет собой опросник, содержащий пять вопросов. Отметим, что вопросы касаются предметной области «Окружающий мир», так как опытно-практическая работа проводился именно на уроках по этому школьному курсу.
На каждый из вопросов предлагается три варианта ответов. Ребенок выбирает наиболее подходящий из них.
Обработка результатов проводится посредством подсчета общего количества баллов: от 0 до 4 баллов – низкий уровень развития познавательного интереса, от 5- 10 баллов - средний уровень развития познавательного интереса, от 11 до 15 баллов - высокий уровень развития познавательного интереса.
По результатам двух вышерассмотренных методик младшие школьники были распределены на три группы по уровню развитию познавательной активности:
- высокий уровень развития познавательной активности. Эти дети активно работают на уроках, проявляют интерес к учебным предметам и выполнению заданий, читают дополнительную познавательную литературу, любознательны, стремятся к самостоятельной деятельности, любят отвечать на вопросы учителя, активно помогают отстающим ученикам и т.д.
- средний уровень развития познавательной активности. У этих детей активность на уроке не носит системный характер. Они быстро устают и начинают отвлекаться. Эти ученики активно выполняют только те задания, которые для них легче и интереснее. Они реже поднимают руку, чтобы ответить, менее любознательны.
- низкий уровень развития познавательной активности. Эти ученики на уроках пассивны, постоянно отвлекаются. Не проявляют инициативы, не стремятся к самостоятельности.
Как было рассмотрено выше, вначале была использована «Методика определения уровня познавательной активности обучающихся» М.В. Медведевой [8, С.40-42]. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели развития познавательной активности учащихся 2 класса, полученные на первоначальном этапе опытно-практической работы
Показатель уровня | Количество детей | Проценты |
Низкий уровень | 6 | 20 |
Средний уровень | 13 | 43 |
Высокий уровень | 11 | 37 |
ИТОГО | 30 | 100 |
Как видно из данных таблицы, низкий уровень развития познавательного интереса выявлен у 6 человек, у 13 обучающихся средний уровень. И только у 6 респондентов выявлен высокий уровень познавательной активности.
Для наглядности отобразим результаты проведенного исследования в виде диаграммы на рисунке 3.
Рисунок 3. Диагностика уровня познавательной активности на первоначальном этапе опытно-практической работы, %
Данные рисунка наглядно показывают, что 20 процентов обучающихся имеет низкий уровень развития познавательной активности, у большинства школьников (43%) - средний уровень познавательного интереса и у 37 процентов уровень познавательной активности высокий.
Таким образом, не все второклассники принимают активное участие в познавательной деятельности, что свидетельствует о необходимости ее активизации.
Далее была использована «Методика исследования познавательного интереса младшего школьника» (Г.И.Щукина) [25]. Полученные результаты, представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели развития познавательного интереса учащихся 2 класса, полученные на первоначальном этапе опытно-практической работы
Показатель уровня | Количество детей | Проценты |
Низкий уровень | 8 | 27 |
Средний уровень | 15 | 50 |
Высокий уровень | 7 | 23 |
ИТОГО | 30 | 100 |
Для наглядности отобразим результаты проведенного исследования в виде диаграммы на рисунке 4.
Рисунок 4. Диагностика уровня познавательного интереса на первоначальном этапе опытно-практической работы, %
Как видно из данных таблицы, низкий уровень развития познавательного интереса выявлен у 8 человек, у 15 учащихся средний уровень. И всего у 7 - уровень познавательного интереса высокий.
Данные рисунка наглядно показывают, что наименьшая доля обучающихся (23%) имеет высокий уровень анализируемого показателя. Эти дети проявляют интерес к учебным предметам и выполнению заданий, читают дополнительную познавательную литературу, любознательны.
У большинства школьников (50%) средний уровень познавательного интереса. Этих детей больше привлекает внешняя атрибутика школы, а не учебная деятельность.
У 27 процентов уровень познавательного интереса низкий. Эти дети не проявляют интерес к учебе, имеют низкую успеваемость.
По результатам двух вышерассмотренных методик учащиеся 2 класса были распределены на три группы по уровню развитию познавательной активности. Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Показатели развития познавательной активности учащихся 2 класса, полученные на первоначальном этапе опытно-практической работы
Показатель уровня | Количество детей | Проценты |
Низкий уровень | 7 | 23 |
Средний уровень | 14 | 47 |
Высокий уровень | 9 | 30 |
ИТОГО | 30 | 100 |
Для наглядности отобразим результаты проведенного исследования в виде диаграммы на рисунке 5.
Рисунок 5. Диагностика уровня познавательной активности на первоначальном этапе опытно-практической работы , %
Таким образом, по результатам первоначального этапа опытно-практической работы было выявлено, что:
- 30 % обучающихся имеет высокий уровень развития познавательной активности. Эти дети активно работают на уроках, проявляют интерес к учебным предметам и выполнению заданий, читают дополнительную познавательную литературу, любознательны, стремятся к самостоятельной деятельности, любят отвечать на вопросы учителя, активно помогают отстающим ученикам и т.д.
- 47% испытуемых имеет средний уровень развития познавательной активности. У этих детей активность на уроке не носит системный характер. Они быстро устают и начинают отвлекаться. Эти ученики активно выполняют только те задания, которые для них легче и интереснее. Они реже поднимают руку, чтобы ответить, менее любознательны.
- 23% учащихся 2 класса имеет низкий уровень развития познавательной деятельности. Эти ученики на уроках пассивны, постоянно отвлекаются. Не проявляют инициативы, не стремятся к самостоятельности.
Итак, только 30% учащихся класса имеет высокий уровень развития познавательной активности, что свидетельствует о необходимости ее развития.
2.2. Содержание и организация работы по формированию познавательной активности учащихся 2 класса средствами игровых технологий на уроках окружающего мира
Целью второго этапа опытно-практической работы было формирование познавательной активности учащихся 2 класса на уроках окружающего мира при помощи игровых технологий.
Опытно-практическая работа заключалась в применении дидактических игр на плановых уроках окружающего мира, направленных не только на решение образовательных задач, но и на развитие познавательной деятельности младших школьников.
Для достижения целей педагогического опытно-практической работы было проведено 8 уроков по блоку «Эта удивительная природа».
В ходе опытно-практической работы дидактические игры использовались на всех этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Так, для актуализаций знаний перед сообщением темы «Воздух и его свойства» обучающимся была предложена игра – загадка:
Учитель: Ребята, давайте сейчас поиграем. Я вам прочитаю загадку, а вы постараетесь её отгадать. Кто первым отгадает, тот и победил.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,