Файл: Практическая работа по формированию познавательной активности учащихся 2 класса средствами игровых технологий на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из таблицы видно, что у 10 школьников выявлен высокий уровень развития познавательной деятельности. У 16 респондентов выявлен средний уровень развития познавательной активности. У 4 респондентов выявлен низкий уровень развития познавательной активности.

Для наглядности отобразим результаты проведенного исследования в виде диаграммы на рисунке 12.



Рисунок 12. Диагностика уровня познавательной активности после

проведения опытно-практической работы, %

Таким образом, по результатам контрольного этапа опытно-практической работы было выявлено, что:

13 % обучающихся имеет низкий уровень развития познавательной активности. 54% испытуемых имеет средний уровень развития познавательной активности. 13% второклассников имеет низкий уровень развития познавательной деятельности.

На рисунке ниже представлены сравнительные данные по уровню развития познавательной активности до и после опытно-практической работы.



Рисунок 13. Уровень познавательной активности учащихся до и после проведения опытно-практической работы, %

Выше представленная диаграмма наглядно показывает, как изменился уровень познавательной активности у учащихся. Увеличилось количество младших школьников с высоким уровнем познавательной активности (с 30 до 33 процентов) и со средним уровнем (с 47 до 54 процентов). А процентная доля учащихся, имеющих низкий уровень, снизилась (с 23% до 13%).

Таким образом, обработка полученных результатов при помощи стандартного набора математических формул, построения диаграмм и сравнительного анализа показала, показывают, что после проведения опытно-практической работы, уровень развития познавательной активности учащихся 2 класса повысился. Следовательно, использование в процессе обучения игровых технологий на уроках окружающего мира способствует развитию познавательной активности учащихся 2 класса.

Выводы по главе 2


Изучая теоретические источники по теме исследования, мы пришли к выводу, что использование в процессе обучения игровых технологий способствует развитию познавательной активности младших школьников. Нами была разработана система работы по формированию познавательной активности учащихся 2 класса средствами игровых технологий на уроках окружающего мира и проведена опытно-практическая работа по проверке ее эффективности.


В опытно-практической работе приняло участие 30 учеников 2 «А» класса. Из них: 17 девочек и 13 мальчиков. Средний возраст обучающихся - 8,5 лет.

Опытно-практическая работа состояла из трех этапов:

Первоначальный этап. На этом этапе был определен уровень развития познавательной активности учащихся.

Второй этап – опытная работа. Его целью было развитие познавательной активности учащихся при помощи игровых технологий.

Заключительный этап опытно-практической работы. После проведения опытно-практической работы, направленной на развитие познавательной активности второклассников, была проведена повторная диагностика. Для того, что бы проследить динамику изменения сформированности познавательной активности учащихся 2 класса, повторно использовались те же диагностические методики, что и на первом этапе исследования.

На первоначальном этапе опытно-практической работы было установлено, что 47% учеников имеет средний уровень развития познавательной активности. 23% второклассников имеет низкий уровень развития познавательной деятельности. И только 30 % учащихся имеет высокий уровень развития познавательной активности, что свидетельствует о необходимости его развития.

Далее был проведен опытный этап, цель которого: развитие познавательной активности учащихся 2 класса на уроках окружающего мира при помощи игровых технологий.

Опытно-практической работа заключалась в применении дидактических игр на плановых уроках окружающего мира, направленных не только на решение образовательных задач, но и на развитие познавательной активности младших школьников. Было проведено 8 уроков по блоку «Эта удивительная природа».

Для достижения цели были использованы дидактические игры, соответствующие специфике учебного предмета, целям и задачам урока. Они были подобраны с учётом возрастных особенностей детей, и их целью было развитие познавательной активности обучающихся.

После проведения развивающей работы была проведена повторная диагностика. Обработка полученных результатов при помощи стандартного набора математических формул, построения диаграмм и сравнительного анализа показала, что увеличилось количество учащихся 2 класса с высоким уровнем познавательной активностии (с 30 до 33 процентов) и со средним уровнем изучаемого феномена (с 47 до 54 процентов). А процентная доля учащихся, имеющих низкий уровень, снизилась (с 23% до 13%).

Следовательно, использование в процессе обучения игровых технологий на уроках окружающего мира способствует развитию познавательной активности учащихся 2 класса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В ходе исследования было установлено, что важнейшим свойством познавательной активности является то, что она может формироваться и развиваться. Для того, что бы процесс развития проходил эффективно, в процессе обучения необходимо применять адекватные методы и средства, соответствующие психологическим особенностям обучающихся.

Младший школьный возраст является очень благоприятным для развития познавательной активности ребёнка, которая непосредственно связана с познавательным интересом. Существуют различные пути формирования познавательной активности в учебной деятельности: создание ситуаций успеха, применение наглядности, включение в процесс обучения ситуаций активного поиска, догадок и т.д.

Были определены пути формирования познавательной активности учащихся 2 класса средствами игровых технологий на уроках окружающего мира.

Наиболее характерная черта младшего школьного возраста, к которому и относятся учащиеся 2 класса, состоит в том, что дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Так, наряду с учением игра занимает важное место в их развитии. Именно поэтому игровые технологии являются эффективным средством развития познавательной активности учащихся второго класса. При включении школьника в игровую ситуацию изучаемый материал становится более доступным, интерес к учебной деятельности повышается, познавательная активность возрастает.

Для достижения целей применение игр на уроках окружающего мира должно носить систематический характер; игры должны соответствовать целям и задачам урока, возрастным особенностям учащихся 2 класса. И, безусловно, подбор игр необходимо проводить согласно специфике этого учебного предмета.

В ходе исследования были охарактеризованы показатели и уровни сформированности познавательной активности учащихся 2 класса на уроках окружающего мира.

В опытно-практической работе приняло участие 30 учеников 2 «А» класса. Из них: 17 девочек и 13 мальчиков. Средний возраст обучающихся - 8,5 лет.

На первоначальном этапе опытно-практической работы было установлено, что 47% учеников имеет средний уровень развития познавательной активности. 23% второклассников имеет низкий уровень развития познавательной деятельности. И только 30 % учащихся имеет высокий уровень развития познавательной активности, что свидетельствует о необходимости его развития.


В ходе исследования были определены содержание и организация работы по формированию познавательной активности учащихся 2 класса средствами игровых технологий на уроках окружающего мира.

Опытно-практической работа заключалась в применении дидактических игр на плановых уроках окружающего мира, направленных не только на решение образовательных задач, но и на развитие познавательной активности младших школьников. Было проведено 8 уроков по блоку «Эта удивительная природа».

Для достижения цели были использованы дидактические игры, соответствующие специфике учебного предмета, целям и задачам урока. Они были подобраны с учётом возрастных особенностей детей, и их целью было развитие познавательной активности обучающихся.

После проведения опытно-практической работы был проведен анализ её результатов.

Для этого после проведения развивающей работы была проведена повторная диагностика. Обработка полученных результатов при помощи стандартного набора математических формул, построения диаграмм и сравнительного анализа показала, что увеличилось количество учащихся 2 класса с высоким уровнем познавательной активностии (с 30 до 33 процентов) и со средним уровнем изучаемого феномена (с 47 до 54 процентов). А процентная доля учащихся, имеющих низкий уровень, снизилась (с 23% до 13%).

Следовательно, использование в процессе обучения игровых технологий на уроках окружающего мира способствует развитию познавательной активности учащихся 2 класса.

В заключение отметим, что необходима и дальнейшая работа, направленная на развитие познавательной активности участвующих в опытно-практической работе детей, так как ёще у 13 процентов сохраняется низкий ее уровень.