Файл: Рабочая программа дисциплины Оценка бизнеса Трудоемкость 5 зачетных единиц Квалификация выпускника Бакалавр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факультет технологий и бизнеса
Кафедра экономики и управления
Направление подготовки
38.03.01 Экономика
Направленность (профиль)
Финансы и кредит
Оценка бизнеса
Б1.В.14
Тула
Страница 1 из 22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»
УТВЕРЖДЕНА на заседании Ученого совета университета протокол № 8 от 31 августа 2017 г.
Рабочая программа дисциплины
«Оценка бизнеса»
Трудоемкость: 5 зачетных единиц
Квалификация выпускника: Бакалавр
Форма обучения: очная
Год начала приема: 2014, 2015
Заведующий кафедрой ______________Л. Е. Басовский
Декан ______________А. А. Потапов
Оценка бизнеса
Б1.В.14
Тула
Страница 2 из 22
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы........................................ 3 2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата ................................................................. 3 3. Объем дисциплины и виды учебной работы ................................................................................ 3 4. содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий ........................................................................................................................... 4 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ............................................................................................................................... 5 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине .................................................................................................................................... 5 6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы ........................................................................................... 6 6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания .............................................................. 6 6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы......... 8 6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций .................................................................................................................. 15 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ................................................................................................................................. 16 7.1. Основная литература ....................................................................................................... 16 7.2. Дополнительная литература ............................................................................................ 16 8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ................................................................................... 16 9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ..................................... 17 10. перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем .................................................................................... 18 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине ............................................................................... 19 12. Аннотация рабочей программы дисциплины. .......................................................................... 20
Разработчик (и): ...................................................................................................................... 20 13. Лист регистрации изменений к рабочей программе дисциплины ........................................... 21
Оценка бизнеса
Б1.В.14
Тула
Страница 3 из 22
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ,
СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Достижение планируемых результатов обучения, соотнесенных с общими целями и задачами ОПОП, является целью освоения дисциплины.
Планируемые
результаты освоения
образовательной
программы
(код и название
компетенции)
Планируемые результаты обучения
Этапы
формирован
ия
компетенци
и в процессе
освоения
образовател
ьной
программы
ПК-5: способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
Выпускник знает:
- основные официальные методические документы, регламентирующие оценочную деятельность
- проведение оценочных работ в РФ
Умеет:
- подготовить итоговое заключение об оценке стоимости бизнеса
В соответствие с учебным планом
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Оценка бизнеса» относится к дисциплинам вариативной части основной профессиональной образовательной программы (Блок 1).
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем часов/
зачетных единиц по
формам обучения
Очная
Максимальная учебная нагрузка (всего)
180/5
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
в том числе:
Лекции
20
Лабораторные работы (включая защиту отчета по лабораторным работам)
16
Практические занятия
20
Оценка бизнеса
Б1.В.14
Тула
Страница 4 из 22
КСР
2
Самостоятельная работа студента (всего)
86
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке к лекционным занятиям
12 внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке к лабораторным занятиям и защите отчета
6 внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к практическим занятиям
12
Подготовка к контрольной работе
4 выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle
16
Контроль
36
Промежуточная аттестация в форме экзамена
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ
(РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА
АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ
ЗАНЯТИЙ
Очная форма обучения
Наименование тем (разделов).
Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
За ня ти я ле кц ио нн ог о ти па
За ня ти я се м
ин ар ск ог о ти па
Друг ие в
ид ы
уч еб ны х за ня ти й
(К
С
Р
С
)
С
ам ос то ят ел ьн ая ра бо та об уч аю щ
их ся
Тема 1. Специфика бизнеса как объекта оценки. Концепция стоимости бизнеса.
4 6
2 8
Тема 2. Информационная база оценки бизнеса
2 4
6
Тема 3. Методологические основы оценки бизнеса.
4 6
8
Тема 4. Сравнительный подход к оценке бизнеса
2 4
6
Тема 5. Затратный подход к оценке бизнеса
4 6
8
Тема 6. Выведение итоговой величины стоимости
2 4
6
Тема 7. Отчет об оценке стоимости бизнеса
2 6
8
Итого
20 36 50
Контроль
36
ИТОГО
180
Тема 1. Специфика бизнеса как объекта оценки. Концепция стоимости бизнеса.
Определения в нормативно-правовых актах и стандартах оценки. Бизнес как совокупность прав. Бизнес как капитал. Содержание понятий «бизнес», «капитал», «компания».
Собственный и инвестированный капитал, Enterprise value. Компоненты компании: основная операционная деятельность, неоперационные активы, источники финансирования. Бизнес как экономическая деятельность, основная цель которой - получение прибыли
(экономических выгод). Постановка задания на оценку и основные этапы оценки.
Тема 2. Информационная база оценки бизнеса.
Внешняя (макроэкономическая,
Оценка бизнеса
Б1.В.14
Тула
Страница 5 из 22 отраслевая) и внутренняя информация, необходимая для проведения оценки бизнеса.
Анализ, систематизация, использования в процессе оценки бизнеса. Основные источники информации.
Тема 3. Методологические основы оценки бизнеса. Доходный подход.
Доходный, сравнительный и затратный подходы к оценке бизнеса. Метод дисконтированных денежных потоков (ДДП): экономическое содержание, условия применения, основные этапы.
Корректировка финансовой отчетности. Определение длительности прогнозного периода.
Модели денежных потоков. Прогноз денежных потоков. Расчет остаточной стоимости бизнеса, Модель Гордона. Ставка дисконтирования: экономическое содержание, модели расчета. Внесение итоговых поправок к стоимости бизнеса методом ДДП.
Метод капитализации: экономическое содержание, условия применения, основные этапы.
Капитализируемые базы и ставка капитализации.
Тема 4. Сравнительный подход к оценке бизнеса.
Методы сравнительного подхода. Экономическое содержание, условия применения, основные этапы метода компаний-аналогов/рынка капиталов. Анализ и отбор сопоставимых компаний; сбор необходимой информации; корректировка отчетности. Ценовой мультипликатор: понятие, расчет, специфика применения, выбор капитала и показателей деятельности, оценка итоговой величины мультипликатора. Внесение итоговых корректировок к предварительной стоимости. Экономическое содержание, условия применения, основные этапы метода сделок. Специфика ценового мультипликатора, рассчитанного по данным рынка M&A.
Внесение итоговых корректировок к предварительной стоимости. Использование отраслевых коэффициентов и баз данных.
Тема 5. Затратный подход к оценке бизнеса.
Экономическое содержание, условия применения, концепция оценки и основные этапы метода чистых активов и ликвидационной стоимости. Анализ и корректировка стоимости активов и обязательств. Внесение итоговых корректировок к стоимости.
Тема 6. Выведение итоговой величины стоимости.
Уровень контроля и степень ликвидности. Премия за контроль и скидки на недостаток контроля и низкий уровень ликвидности. Анализ результатов, полученных в процессе применения различных методов оценки. Анализ уместности и значимости методов оценки с точки зрения целей, задач оценки и специфики объекта оценки. Определение весовых коэффициентов.
Тема 7. Отчет об оценке стоимости бизнеса. Задачи, требования и структура отчёта.
Характеристика основных разделов отчета: введение, допущения и ограничения оценки, описание объекта оценки, анализ финансового состояния объекта, краткая характеристика макроэкономической ситуации, обзор отрасли, методы оценки, выводы, приложения. Анализ примеров отчетов об оценке.
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Самостоятельная работа по дисциплине «Оценка бизнеса» имеет своей целью закрепление необходимых знаний, умений, отработанных на аудиторных практических занятиях, при выполнении самостоятельных практических заданий. Также задачей самостоятельной работы является развитие навыков работы с литературой (основной и дополнительной) используя ресурсы библиотек университета, ЭБС, материалы, содержащиеся в локальной электронной библиотеке.
Самостоятельная работа обучающихся, направлена на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:
работе студентов с лекционным материалом, поиске и анализе литературы и электронных источников информации по заданной теме;
выполнение заданий для самостоятельной работы в системе управления обучением MOODLE;
Оценка бизнеса
Б1.В.14
Тула
Страница 6 из 22
изучение теоретического материала к практическим занятиям;
подготовки к контрольным работам;
подготовки к экзамену.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся включает в себя комплект учебно-методического сопровождения дисциплины
(учебники, опорные конспекты лекций, методические рекомендации по выполнению практических заданий, лабораторных работ, электронный вариант РПД), доступный студентам в системе управления обучением MOODLE, а также из локальной сети ФГБОУ
ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» и с сайта университета из раздела «Электронное обучение» и может использоваться в процессе выполнения самостоятельной работы URL: http://moodle.tsput.ru
1. Методическое обеспечение лекционного курса
Методическое обеспечение лекционного курса используется для самостоятельного изучения и повторения теоретического материала, теоретической подготовки к практическим занятиям и экзамену:
1.Карпченко
Ю.В.
Оценка бизнеса:
Курс лекций. http://moodle.tsput.ru/course/view.php?id=15708
2. Методическое обеспечение практических (семинарских) занятий
Методическое обеспечение подготовки к практическим занятиям, используется для контроля самостоятельной работы студентов (тесты, задачи, задания), для выполнений домашних заданий к практическим занятиям.
1. Карпченко Ю.В. Оценка бизнеса. Тесты. http://moodle.tsput.ru/course/view.php?id=15708 2.
Карпченко
Ю.В.
Оценка бизнеса.
Темы семинарских занятий. http://moodle.tsput.ru/course/view.php?id=15708
3. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
1.
Карпченко
Ю.В.
Оценка бизнеса
Тематика эссе. http://moodle.tsput.ru/course/view.php?id=15708
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы представлен в пункте 1 рабочей программы. Этапы формирования компетенций определяются учебным планом.
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
их формирования, описание шкал оценивания
Компетенция: «способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений» (ПК-5)
Показатели оценивания
Критерии оценивания
Оценка бизнеса
Б1.В.14
Тула
Страница 7 из 22
Выпускник знает:
- основные официальные методические документы, регламентирующие оценочную деятельность
- проведение оценочных работ в РФ
Оценка
«отлично» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 80 до
100 баллов (с учетом баллов, набранных на промежуточной аттестации).
Оценка «хорошо» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 61 до 79 баллов
(с учетом баллов, набранных на промежуточной аттестации).
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 45 до 60 баллов (с учетом баллов, набранных на промежуточной аттестации).
Оценка
«неудовлетворительно» выставляется, если студент в целом за семестр набрал менее 45 баллов (с учетом баллов, набранных на промежуточной аттестации).
Умеет:
- подготовить итоговое заключение об оценке стоимости бизнеса
Критерии оценивания компетенций формируются на основе балльно-рейтинговой системы с помощью всего комплекса методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих данный этап формирования компетенций (пункты 6.3, 6.4)
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно знает законодательства оценочной деятельности и стандарты оценки, виды стоимости, цели оценки бизнеса и их влияние на процесс оценки, основы оценки капитала компании и долей участия в нем
, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материалы литературы.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает законодательства оценочной деятельности и стандарты оценки, виды стоимости, цели оценки бизнеса и их влияние на процесс оценки, основы оценки капитала компании и долей участия в нем
, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет поверхностные знания основ законодательства оценочной деятельности и стандарты оценки, виды стоимости, цели оценки бизнеса и их влияние на процесс оценки, основы оценки капитала компании и долей участия в нем, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при решении задач.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка
«неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Контроль и оценка результатов освоения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, проверки СРС.