Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 711
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
На тему: «Средства оповещения при возникновении ЧС»
Выполнил: студент 1 курса
группы КИПиА 01-21
Николаев Никита Евгеньевич
Проверил: преподаватель
Григорьева Екатерина Вячеславовна
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….………………….3
1. Оповещение о чрезвычайных ситуациях………………………………………………………….…………4
2. Предназначение и основные задачи систем оповещения………………………………………….5
3. Использование систем оповещения……………………………………………………………………………7
4. Виды систем оповещения населения……………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………………………..………………………16
Введение
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны.
Одним из главных мероприятий РСЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.
Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения.
1. Оповещение о чрезвычайных ситуациях
Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предусматривает поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в ЧС.
В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера. Велики социально-экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое) в условиях военного времени.
Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.
Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.
2. Предназначение и основные задачи систем оповещения
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:
- федеральных органов исполнительной власти;
- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).
Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
- главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
- специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
- населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
- населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
3. Использование систем оповещения
Оповестить население - предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или о другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе, или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения в условиях военного времени. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.
Время здесь - главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.
Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.
По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций
Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.
Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.
В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.
Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:
- федеральной системы оповещения - МЧС России;
- межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;
- региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
- муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления; оповещение чрезвычайная речевая обязанность
- локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.