Файл: Лабораторная работа 1. Оценка уровня и гармоничности физического развития по сигмальным отклонениям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа №1. «Оценка уровня и гармоничности физического развития по сигмальным отклонениям»
Цель: научиться оценивать физическое развитие методом сигмальных отклонений.
Теоретическое обоснование
Физическое развитие детей оценивают методами антропометрии, к которым относятся соматоскопия, соматометрия и физиометрия.
Соматоскопия или наружный осмотр позволяет дать оценку описательным признакам физического развития детей: состоянию наружного покрова, жироотложению, мускулатуре, костному скелету, форме ног и стопы, форме грудной клетки и других частей тела.
Соматометрия - оценка физического развития путем измерения роста, массы тела, окружности грудной клетки и т.д.
Физиометрия - оценка уровня функционального состояния организма, которая производится измерением жизненной емкости легких, силы различных групп мышц и пр.
Соматоскопия предусматривает оценку состояния наружного покрова, жироотложения, мускулатуры, скелета, форму грудной клетки, ног, стопы, осанку, тип телосложения и др.
Состояние наружного покрова определяется путем осмотра кожи, слизистых оболочек и волос. Эластичность кожи устанавливается по скорости расправления кожной складки на тыльной стороне кисти. Для этого большим и указательным пальцами берут складку кожи на тыльной стороне обследуемого, приподнимают ее и отпускают. Наружный покров оценивается как эластичный или вялый.
Жироотложение оценивают как слабое, если рельеф костей плечевого пояса выступает резко; как среднее, если он вырисовывается неясно; как большое, если контуров костей почти не видно. О степени жироотложения модно судить и по величине складки кожи с подкожной жировой клетчаткой, взятой большим и указательным пальцами на животе обследуемого.
При осмотре и ощупывании различных мышц в состоянии расслабления и сокращения оценивают развитие мускулатуры как слабое, среднее или хорошее. Устанавливают равномерность ее развития.
Состояние скелета оценивают путем осмотра и ощупывания. Определяют его как массивный, средний или тонкий. Отмечают обнаруженные отклонения от нормы.
Форму ног оценивают как нормальную
, О - и Х-образную. При нормальной форме в положении стойки «смирно» происходит касание бедер, коленей, голеней и пяток. При О - образной форме при сомкнутых пятках колени не сходятся. При Х - образной форме ног при сомкнутых коленях пятки не сходятся.
Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопу. Нормальная стопа характеризуется узким перешейком, соединяющим пятку с передней частью стопы, хорошо выраженными продольными и поперечными сводами. При свободной стойке носки смотрят прямо вперед, внутренний свод не опускается. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклая. При свободной стойке носки смотрят несколько в сторону, внутренний свод немного опущен. При плоской стопе (плоскостопие) перешеек занимает почти всю ее ширину, стопа отведена в сторону, наружный край ее приподнят, носки сильно расходятся в стороны. Во время ходьбы наблюдается быстрая утомляемость.
Принято различать три формы грудной клетки: коническую, цилиндрическую и плоскую. Коническая грудная клетка бывает у людей с развитой мускулатурой, особенно плечевого пояса. Ребра у них расположены горизонтально, надчревный угол тупой. Плоская грудная клетка бывает у людей со слабо развитой мускулатурой. Она сильно уплощена в переднезаднем диаметре, узкая и длинная. Ребра сильно наклонены, надчревный угол острый. Цилиндрическая грудная клетка занимает промежуточное положение между конической и плоской. Ребра расположены горизонтально, надчревный угол прямой.
Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в переднезаднем направлении: в шейном и поясничном вперед – физиологические лордозы, в грудном и крестцовом назад – физиологические кифозы. При увеличении физиологических изгибов позвоночника его форма определяется как лордотическая (увеличение шейного или поясничного лордоза) или кифотическая (увеличение грудного или крестцового кифоза). Уменьшение физиологических изгибов определяется как плоская спина. Боковое искривление позвоночника определяется как сколиоз. Осмотр позвоночника проводят в положении обследуемого стоя и в наклонном положении. В последнем случае осмотр производится со стороны головы испытуемого.
Под осанкой понимают непринужденное привычное положение тела при стоянии или ходьбе. При нормальной осанке голова расположена прямо, плечи развернуты назад, позвоночник имеет нормально выраженные физиологические изгибы, грудная клетка конической или цилиндрической формы.
Нарушения осанки могут появиться при неправильном физическом развитии школьника. Различают кифотическую осанку – сутулость, круглая спина, горб, лордотическую осанку – седлообразная спина, выпрямленную осанку – плоская спина и сколиотическую осанку – боковое искривление позвоночника.
На основании всех соматических данных определяют тип телосложения: нормостенический, астенический или гиперстенический.
Нормостенический (атлетический) тип телосложения характеризуется пропорциональным развитием продольных и поперечных размеров, средним жироотложением, хорошо развитой мускулатурой, средним костяком, хорошо развитой грудной клеткой конической или цилиндрической формы, нормальной осанкой.
Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продольных размеров над поперечными, бледной кожей, слабым жироотложением и мускулатурой, тонким костяком, длинными тонкими конечностями, узким плечевым поясом, длинной плоской грудной клеткой. Нередко имеются нарушения осанки.
Гиперстенический тип телосложения характеризуется преобладанием поперечных размеров над продольными, большим жироотложением, хорошо развитой мускулатурой, массивным костяком, короткими конечностями, большим туловищем и широкой грудной клеткой. Иногда у детей этого типа телосложения наблюдается ожирение и плоскостопие.
Соматометрия. Антропометрические измерения проводят в утренние часы на обнаженном теле стандартными инструментами.
Рост (в см) стоя и сидя измеряют ростомером с точностью до 0,5 см.
Окружность грудной клетки (в см) измеряют в трех ее положениях: при нормальном вдохе, максимальном выдохе и во время паузы (среднее положение между вдохом и выдохом).
Массу (в кг) измеряют при помощи медицинских десятичных весов. Взвешивание производится без одежды и обуви с точностью до 50 г.
Физиометрия предусматривает спирометрию, динамометрию и др.
Спирометрия – измерение дыхательных объемов спирометром.. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это количество воздуха (в мл), которое человек может выдохнуть после максимального вдоха. Эту величину определяют спирометром. ЖЕЛ характеризует функциональные возможности органов дыхания. Оценку величины ЖЕЛ производят по отношению к должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ), которая рассчитывается по формулам (см. работу «Спирометрия»).
Динамометрия – измерение мышечной силы динамометром. Мышечная сила сжатия кисти правой и левой руки (в кг) измеряется ручным динамометром. Точность измерения - 2 кг. Мышечная сила оценивается по отношению к средним нормативным показателям.
Физическое развитие детей и подростков может быть средним, т. е. соответствующим возрастным нормам, выше и ниже среднего, высоким и низким.
Физическое развитие оценивают разными методами: методом сигмальных отклонений, методом перцентилей и др..
В школах на каждого ученика заводят индивидуальную медицинскую карту, которая на протяжении всех лет обучения находится в кабинете школьного врача. В медицинскую карту школьника заносят данные о рождении, о прививках, антропометрические показатели, состояние его систем и органов, заключение о физическом развитии и состоянии здоровья, назначения и рекомендации врачей. В начале каждого учебного года в школах проводят углубленный медицинский осмотр учащихся, и его результаты регистрируют в индивидуальной медицинской карте.
Задание 1. «Оценка своего физического развития»
Методика работы
-
Изучите теоретическое обоснование. -
Опишите свои соматоскопические параметры: состояние наружного покрова, жироотложение, развитие мускулатуры, состояние скелета, форму ног, форму грудной клетки (выполненные задания по конкретным пунктам размещайте сразу после них). -
Определите свой тип телосложения. -
Заполните табл. 1.
Таблица 1
Оценка физического развития студента Лахина Дарья Викторовна_18 лет____________________________
(Ф. И. О., возраст)
Показатели | Фактичес-кие данные | Средняя возрастная норма | Разница | Сигма | Отноше-ние разницы к сигме | Развитие показателя |
Рост, см | 168 | 163.7 | 4.3 | 5.5 | 0.8 | Среднее |
Окр. гр. клетки, см | 87 | 84.8 | 2.2 | 4.1 | 0.6 | среднее |
Масса, кг | 64.5 | 62.2 | 2.3 | 6.8 | 1 | среднее |
В графу фактические данные занесите показатели роста стоя
, окружности грудной клетки во время паузы и массы тела.
В графы «Средняя возрастная норма» и «Сигма» выберите и запишите данные из табл. 2. Сигма – квадратичное отклонение, характеризует величину колебания данного показателя от средней арифметической.
-
Найдите разницу между фактическими данными и средней возрастной нормой по каждому показателю. Она может быть положительной или отрицательной. Обратите на это внимание, так как от этого зависит оценка физического развития. -
Разницу разделите на сигму. Частное от деления (отношение разницы к сигме) показывает, на сколько показатели данного ребенка отклоняются от средних. Если оно в пределах от 0 до 1,45, то развитие показателя оценивается как среднее, если в пределах от 1,45 до 2,45 выше среднего, в пределах от 1.45 до 2,45 ниже среднего, в пределах ≥2,46 – высокое, в пределах ≥2,46 низкое. Оцените по этой системе развитие каждого показателя. Оценку роста, окружности грудной клетки и массы впишите в графу «Развитие показателя». -
По совокупности всех трех антропометрических показателей сделайте вывод о своем физическом развитии (среднее, выше или ниже среднего, высокое или низкое). Если антропометрические показатели развиты по-разному, опирайтесь, прежде всего, на рост.
Таблица 2
Средние показатели физического развития
Возраст (лет) | Рост (см) | Сигма | Окр. гр. кл.(см) | Сигма | Масса (кг) | Сигма | ||||||
Юноши | ||||||||||||
18 | 176,7 | 5,3 | 90,0 | 5,0 | 69,1 | 7,8 | ||||||
19-23 | 176,9 | 6,1 | 91,0 | 4,8 | 70,4 | 7,6 | ||||||
Девушки | ||||||||||||
18 | 163,7 | 5,5 | 84,8 | 4,1 | 62,2 | 6,8 | ||||||
19-23 | 164,5 | 5,5 | 88,4 | 4,1 | 64,4 | 4,6 |