Файл: Лабораторная работа 1. Оценка уровня и гармоничности физического развития по сигмальным отклонениям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Оцените гармоничность своего развития. Для этого обратите внимание на величины отношения разницы к сигме по росту, по окружности грудной клетки и по массе тела, сравните их, найдите разницу между крайними. Если эти крайние величины отличаются друг от друга на 0 - 1,0, то развитие гармоничное, т.е. пропорциональное; от 1,1 до 2,0 - развитие дисгармоничное (непропорциональное); если - на величину от 2,1 и более - резко дисгармоничное (резко непропорциональное) физическое развитие. Можно воспользоваться шкалой (цена деления – 0,2), отложив на ней все три значения, подсчитать расстояние между крайними величинами и дать оценку.
-
Если развитие дисгармоничное или резко дисгармоничное, то постарайтесь описать, в чем заключается непропорциональность. Например, худоба или лишний вес и т.д.
Рекомендации по оформлению результатов работы
-
Сделайте вывод о своих соматоскопических показателях. -
По совокупности всех трех антропометрических показателей сделайте вывод об уровне своего физического развития. Если они разные опирайтесь, прежде всего, на рост. -
Сделайте вывод о гармоничности своего физического развития.
Задание 2. «Оценка физического развития школьников»
Методика работы
-
Внимательно изучите индивидуальную карту школьника. Составьте ее описание. Если таковой нет, оцените физическое развитие любого школьника. -
Опишите соматоскопические параметры школьника: состояние наружного покрова, жироотложение, развитие мускулатуры, состояние скелета, форму ног, форму грудной клетки (выполненные задания по конкретным пунктам размещайте сразу после них). -
Определите тип телосложения школьника. -
Заполните табл. 1.
Таблица 1
Оценка физического развития ученика _Толчин Давид 8 лет____________________________
(Ф. И. О., возраст)
Показатели | Фактичес-кие данные | Средняя возрастная норма | Разница | Сигма | Отноше-ние разницы к сигме | Развитие показателя |
Рост, см | 124 | 122.6 | 1.4 | 5,1 | 0.27 | Среднее |
Окр. гр. клетки, см | 63 | 60.0 | 3 | 2,2 | 1.3 | Среднее |
Масса, кг | 24.5 | 23.9 | 0.6 | 2,7 | 0.22 | Среднее |
В графу фактические данные занесите показатели роста стоя, окружности грудной клетки во время паузы и массы школьника (если используете индивидуальную карту школьника, разберитесь, сколько лет ему было в выбранный учебный год).
В графы «Средняя возрастная норма» и «Сигма» выберите и запишите данные из табл. 2. Сигма – квадратичное отклонение, характеризует величину колебания данного показателя от средней арифметической.
-
Найдите разницу между фактическими данными и средней возрастной нормой по каждому показателю. Она может быть положительной или отрицательной. Обратите на это внимание, так как от этого зависит оценка физического развития. -
Разницу разделите на сигму. Частное от деления (отношение разницы к сигме) показывает, на сколько показатели данного ребенка отклоняются от средних. Если оно в пределах от 0 до 1,45, то развитие показателя оценивается как среднее, если в пределах от 1,45 до 2,45 выше среднего, в пределах от 1.45 до 2,45 ниже среднего, в пределах ≥2,46 – высокое, в пределах ≥2,46 низкое. Оцените по этой системе развитие каждого показателя. Оценку роста, окружности грудной клетки и массы впишите в графу «Развитие показателя». -
По совокупности всех трех антропометрических показателей сделайте вывод о физическом развитии школьника (среднее, выше или ниже среднего, высокое или низкое). Если антропометрические показатели развиты по-разному, опирайтесь, прежде всего, на рост.
Таблица 2
Средние показатели физического развития
Возраст (лет) | Рост (см) | Сигма | Окр. гр. кл.(см) | Сигма | Масса (кг) | Сигма | ||||||
Мальчики | ||||||||||||
7 | 119,2 | 4,5 | 58,1 | 2,0 | 22,5 | 2,3 | ||||||
8 | 122,6 | 5,1 | 60,0 | 2,2 | 23,9 | 2,7 | ||||||
9 | 126,6 | 5,6 | 62,0 | 3,1 | 25,6 | 3,2 | ||||||
10 | 131,4 | 6,1 | 63,7 | 3,1 | 28,1 | 3,4 | ||||||
11 | 135,7 | 6,5 | 65,5 | 3,4 | 30,5 | 4,3 | ||||||
12 | 140,0 | 6,2 | 67,5 | 3,7 | 33,4 | 4,4 | ||||||
13 | 144,8 | 7,9 | 69,5 | 4,3 | 36,4 | 5,9 | ||||||
14 | 151,4 | 8,5 | 73,1 | 4,9 | 41,7 | 7,3 | ||||||
15 | 157,5 | 9,3 | 76,2 | 5,6 | 46,8 | 8,4 | ||||||
16 | 167,0 | 7,7 | 85,5 | 5,0 | 62,3 | 8,3 | ||||||
17 | 176,6 | 5,7 | 89,5 | 4,8 | 69,9 | 8,2 | ||||||
Девочки | ||||||||||||
7 | 118,0 | 5,3 | 56,5 | 3,0 | 22,9 | 2,7 | ||||||
8 | 121,9 | 5,6 | 58,4 | 3,2 | 23,2 | 2,9 | ||||||
9 | 126,1 | 5,8 | 60,0 | 3,2 | 24,8 | 3,3 | ||||||
10 | 130,7 | 6,2 | 62,2 | 3,6 | 27,5 | 4,1 | ||||||
11 | 135,2 | 6,9 | 64,1 | 3,6 | 30,0 | 4,5 | ||||||
12 | 140,9 | 6,6 | 66,5 | 4,5 | 33,8 | 5,6 | ||||||
13 | 146,4 | 7,8 | 70,3 | 5,3 | 38,5 | 6,9 | ||||||
14 | 152,2 | 6,7 | 73,7 | 5,1 | 43,7 | 6,6 | ||||||
15 | 155,1 | 6,2 | 76,1 | 4,3 | 47,3 | 6,4 | ||||||
16 | 161,8 | 5,3 | 81,6 | 4,6 | 56,1 | 8,1 | ||||||
17 | 163,3 | 5,7 | 82,7 | 4,4 | 61,5 | 7,4 |
-
Оцените гармоничность развития школьника. Для этого обратите внимание на величины отношения разницы к сигме по росту, по окружности грудной клетки и по массе тела, сравните их, найдите разницу между крайними. Если эти крайние величины отличаются друг от друга на 0 - 1,0, то развитие гармоничное, т.е. пропорциональное; от 1,1 до 2,0 - развитие дисгармоничное (непропорциональное); если - на величину от 2,1 и более - резко дисгармоничное (резко непропорциональное) физическое развитие. Можно воспользоваться шкалой (цена деления – 0,2), отложив на ней все три значения, подсчитать расстояние между крайними величинами и дать оценку.
-
Если развитие дисгармоничное или резко дисгармоничное, то постарайтесь описать, в чем заключается непропорциональность. Например, худоба или лишний вес и т.д.
Рекомендации по оформлению результатов работы
-
Сделайте вывод о соматоскопических показателях школьника. -
По совокупности всех трех антропометрических показателей сделайте вывод об уровне физического развития школьника. Если они разные опирайтесь, прежде всего, на рост.
Вопросы для самоконтроля
-
Что такое антропометрия?
Ответ: Антропометрия –это совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.
-
Как оценивают соматоскопические параметры?
Ответ: Соматоскопия предусматривает оценку состояния наружного покрова (вялый, эластичный), жироотложения (слабое, среднее большое), мускулатуры (слабое, среднее или хорошее), скелета (массивный, средний, тонкий), форму грудной клетки (коническую, цилиндрическую и плоскую), ног (нормальную, О - и Х-образную), стопы (нормальную, уплощенную и плоскую), осанку (кифотическую, лордотическую осанку, выпрямленную осанку и сколиотическую осанку), тип телосложения (нормостенический, астенический или гиперстенический) и др.
-
Как оценивают соматометрические параметры?
Ответ: Соматометрия - оценка физического развития путем измерения роста, массы тела, окружности грудной клетки и т.д.
-
Как оценивают физиометрические параметры?
Ответ: Физиометрия - оценка уровня функционального состояния организма, которая производится измерением жизненной емкости легких, силы различных групп мышц и пр.
-
Что такое физическое развитие, каким оно бывает?
Ответ: Физическое развитие — это динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Физическое развитие детей и подростков может быть средним, т. е. соответствующим возрастным нормам, выше и ниже среднего, высоким и низким
-
Что отражает индивидуальная медицинская карта школьника?
Ответ: В медицинскую карту школьника заносят данные о рождении, о прививках, антропометрические показатели, состояние его систем и органов, заключение о физическом развитии и состоянии здоровья, назначения и рекомендации врачей.
-
Как проводится оценка физического развития детей по сигмальным отклонениям?
Ответ: По методу сигмальных отклонений оцениваются соматометрические признаки - рост, масса тела, окружность грудной клетки. Для этого каждый показатель ребенка сравнивают с соответствующим средним показателем стандарта. При этом нужно из фактических данных роста, массы тела и окружности грудной клетки вычесть соответствующие показатели стандартов и полученную разность разделить на величину нормального отклонения признака от средней величины - сигму.
-
Как оценивается гармоничность физического развития?
Ответ: Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.