Файл: Лабораторная работа 1. Оценка уровня и гармоничности физического развития по сигмальным отклонениям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Оцените гармоничность своего развития. Для этого обратите внимание на величины отношения разницы к сигме по росту, по окружности грудной клетки и по массе тела, сравните их, найдите разницу между крайними. Если эти крайние величины отличаются друг от друга на 0 - 1,0, то развитие гармоничное, т.е. пропорциональное; от 1,1 до 2,0 - развитие дисгармоничное (непропорциональное); если - на величину от 2,1 и более - резко дисгармоничное (резко непропорциональное) физическое развитие. Можно воспользоваться шкалой (цена деления – 0,2), отложив на ней все три значения, подсчитать расстояние между крайними величинами и дать оценку.





  1. Если развитие дисгармоничное или резко дисгармоничное, то постарайтесь описать, в чем заключается непропорциональность. Например, худоба или лишний вес и т.д.

Рекомендации по оформлению результатов работы

  1. Сделайте вывод о своих соматоскопических показателях.

  2. По совокупности всех трех антропометрических показателей сделайте вывод об уровне своего физического развития. Если они разные опирайтесь, прежде всего, на рост.

  3. Сделайте вывод о гармоничности своего физического развития.


Задание 2. «Оценка физического развития школьников»

Методика работы

  1. Внимательно изучите индивидуальную карту школьника. Составьте ее описание. Если таковой нет, оцените физическое развитие любого школьника.

  2. Опишите соматоскопические параметры школьника: состояние наружного покрова, жироотложение, развитие мускулатуры, состояние скелета, форму ног, форму грудной клетки (выполненные задания по конкретным пунктам размещайте сразу после них).

  3. Определите тип телосложения школьника.

  4. Заполните табл. 1.

Таблица 1

Оценка физического развития ученика _Толчин Давид 8 лет____________________________

(Ф. И. О., возраст)


Показатели

Фактичес-кие данные

Средняя возрастная норма

Разница

Сигма

Отноше-ние разницы к сигме

Развитие показателя

Рост, см

124

122.6

1.4

5,1

0.27

Среднее

Окр. гр. клетки, см

63

60.0

3

2,2

1.3

Среднее

Масса, кг

24.5

23.9

0.6

2,7

0.22

Среднее



В графу фактические данные занесите показатели роста стоя, окружности грудной клетки во время паузы и массы школьника (если используете индивидуальную карту школьника, разберитесь, сколько лет ему было в выбранный учебный год).

В графы «Средняя возрастная норма» и «Сигма» выберите и запишите данные из табл. 2. Сигма – квадратичное отклонение, характеризует величину колебания данного показателя от средней арифметической.

  1. Найдите разницу между фактическими данными и средней возрастной нормой по каждому показателю. Она может быть положительной или отрицательной. Обратите на это внимание, так как от этого зависит оценка физического развития.

  2. Разницу разделите на сигму. Частное от деления (отношение разницы к сигме) показывает, на сколько показатели данного ребенка отклоняются от средних. Если оно в пределах от 0 до 1,45, то развитие показателя оценивается как среднее, если в пределах от 1,45 до 2,45  выше среднего, в пределах от 1.45 до 2,45  ниже среднего, в пределах ≥2,46 – высокое, в пределах ≥2,46  низкое. Оцените по этой системе развитие каждого показателя. Оценку роста, окружности грудной клетки и массы впишите в графу «Развитие показателя».

  3. По совокупности всех трех антропометрических показателей сделайте вывод о физическом развитии школьника (среднее, выше или ниже среднего, высокое или низкое). Если антропометрические показатели развиты по-разному, опирайтесь, прежде всего, на рост.

Таблица 2

Средние показатели физического развития


Возраст

(лет)

Рост (см)

Сигма

Окр. гр. кл.(см)

Сигма

Масса (кг)

Сигма

Мальчики

7

119,2

4,5

58,1

2,0

22,5

2,3

8

122,6

5,1

60,0

2,2

23,9

2,7

9

126,6

5,6

62,0

3,1

25,6

3,2

10

131,4

6,1

63,7

3,1

28,1

3,4

11

135,7

6,5

65,5

3,4

30,5

4,3

12

140,0

6,2

67,5

3,7

33,4

4,4

13

144,8

7,9

69,5

4,3

36,4

5,9

14

151,4

8,5

73,1

4,9

41,7

7,3

15

157,5

9,3

76,2

5,6

46,8

8,4

16

167,0

7,7

85,5

5,0

62,3

8,3

17

176,6

5,7

89,5

4,8

69,9

8,2

Девочки

7

118,0

5,3

56,5

3,0

22,9

2,7

8

121,9

5,6

58,4

3,2

23,2

2,9

9

126,1

5,8

60,0

3,2

24,8

3,3

10

130,7

6,2

62,2

3,6

27,5

4,1

11

135,2

6,9

64,1

3,6

30,0

4,5

12

140,9

6,6

66,5

4,5

33,8

5,6

13

146,4

7,8

70,3

5,3

38,5

6,9

14

152,2

6,7

73,7

5,1

43,7

6,6

15

155,1

6,2

76,1

4,3

47,3

6,4

16

161,8

5,3

81,6

4,6

56,1

8,1

17

163,3

5,7

82,7

4,4

61,5

7,4


  1. Оцените гармоничность развития школьника. Для этого обратите внимание на величины отношения разницы к сигме по росту, по окружности грудной клетки и по массе тела, сравните их, найдите разницу между крайними. Если эти крайние величины отличаются друг от друга на 0 - 1,0, то развитие гармоничное, т.е. пропорциональное; от 1,1 до 2,0 - развитие дисгармоничное (непропорциональное); если - на величину от 2,1 и более - резко дисгармоничное (резко непропорциональное) физическое развитие. Можно воспользоваться шкалой (цена деления – 0,2), отложив на ней все три значения, подсчитать расстояние между крайними величинами и дать оценку.





  1. Если развитие дисгармоничное или резко дисгармоничное, то постарайтесь описать, в чем заключается непропорциональность. Например, худоба или лишний вес и т.д.


Рекомендации по оформлению результатов работы

  1. Сделайте вывод о соматоскопических показателях школьника.

  2. По совокупности всех трех антропометрических показателей сделайте вывод об уровне физического развития школьника. Если они разные опирайтесь, прежде всего, на рост.


Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое антропометрия?

Ответ: Антропометрия –это совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела. 


  1. Как оценивают соматоскопические параметры?

Ответ: Соматоскопия предусматривает оценку состояния наружного покрова (вялый, эластичный), жироотложения (слабое, среднее большое), мускулатуры (слабое, среднее или хорошее), скелета (массивный, средний, тонкий), форму грудной клетки (коническую, цилиндрическую и плоскую), ног (нормальную, О - и Х-образную), стопы (нормальную, уплощенную и плоскую), осанку (кифотическую, лордотическую осанку, выпрямленную осанку и сколиотическую осанку), тип телосложения (нормостенический, астенический или гиперстенический) и др.


  1. Как оценивают соматометрические параметры?

Ответ: Соматометрия - оценка физического развития путем измерения роста, массы тела, окружности грудной клетки и т.д.


  1. Как оценивают физиометрические параметры?

Ответ: Физиометрия - оценка уровня функционального состояния организма, которая производится измерением жизненной емкости легких, силы различных групп мышц и пр.




  1. Что такое физическое развитие, каким оно бывает?

Ответ: Физическое развитие — это динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Физическое развитие детей и подростков может быть средним, т. е. соответствующим возрастным нормам, выше и ниже среднего, высоким и низким


  1. Что отражает индивидуальная медицинская карта школьника?

Ответ: В медицинскую карту школьника заносят данные о рождении, о прививках, антропометрические показатели, состояние его систем и органов, заключение о физическом развитии и состоянии здоровья, назначения и рекомендации врачей.

  1. Как проводится оценка физического развития детей по сигмальным отклонениям?

Ответ: По методу сигмальных отклонений оцениваются соматометрические признаки - рост, масса тела, окружность грудной клетки. Для этого каждый показатель ребенка сравнивают с соответствующим средним показателем стандарта. При этом нужно из фактических данных роста, массы тела и окружности грудной клетки вычесть соответствующие показатели стандартов и полученную разность разделить на величину нормального отклонения признака от средней величины - сигму.

  1. Как оценивается гармоничность физического развития?

Ответ: Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.