Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ»
Институт гуманитарных и социальных наук________________________________________
Кафедра сервиса и туризма______________________________________________________
РЕФЕРАТ №1
по дисциплине «Сервисология»
на тему «Философская антропология»
Выполнил студент: | 1 курс, ЗГСНб-С03-22-1_______________ (курс, группа или номер зачетки) 29.04.2023 Скрипкин Дмитрий Сергеевич (подпись, дата) |
Руководитель: | Савутькова Анастасия Викторовна (подпись, дата) |
Санкт-Петербург
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………...…..3
Концепция философской антропологии………………………………...…...4
Предмет философской антропологии……………………………………...…7
Заключение……………………………………………………………………...11
Список литературы…………………………………………………………….12
Введение
В ХХ веке сформировалась особая отрасль философского знания, которая получила развитие в Германии в 20-е годы прошлого века и занимается изучением человека. Это называется философской антропологией. Его основателем был немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в его дальнейшее развитие внесли Г. Плесснер, А. Гелен и ряд других исследователей. Возникновение философской антропологии как особого учения о человеке было своего рода результатом роста философского познания человека. В 1928 г. М. Шелер писал: «Вопросы:» Что такое человек и каково его положение в бытии? - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос.
Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей его сущности.
Философская антропология, по его мнению, должна сочетать конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого существования с ее целостным философским осмыслением. Следовательно, согласно Шелеру, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физических, духовных и ментальных принципах в мире, о силах и возможностях, которые движут им и которые он приводит в движение.
Концепция философской антропологии
Философская антропология как самостоятельная область знания возникает в контексте общего поворота философии конца XIX - начала XX веков от гносеологии и логики к онтологии и антропологии; ее идеи присутствуют в самых разных философских направлениях и системах, независимо от того, какая проблематика в них является решающей: онтологической, логико-эпистемологической или собственно антропологической.
Понятие «философская антропология» в широком смысле - это философское учение о природе, сущности и предназначении человека, объединяющее ряд «антропологических школ» и направлений и возникающее в основном в периоды культурных кризисов.
В узком смысле философская антропология - одно из направлений западной философии, окончательно сформировавшееся после Второй мировой войны в Западной Германии.
Первоначально философская антропология М. Шелера была построена им в форме учения о ценностях, которые он рассматривал как «объективные миры», независимые от человека. Соотношение ценностного мира и животного телесно-душевного начала порождает человеческое начало - личность как носитель духовных поступков. В этих действиях, составляющих сущность человеческой личности, осмысляются идеальные «объекты» - ценности. Шелер построил свою типологию личностей на основе ценностей.
Название философской антропологии как самостоятельной дисциплины, ее обширная программа, определение предмета М. Шелер дал в работе «Человек и история» (1926). Он определяет философскую антропологию как «фундаментальную науку о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к богатствам природы, а также к основе всего сущего; о его метафизическом сущностном происхождении, а также о его физическом, ментальном и духовном происхождении в мире. Это должна быть наука о силах и импульсах, которые побуждают его двигаться и в соответствии с которыми он действует; об основных направлениях его биологического, умственного, исторического, духовного и социального развития, а также о его сущностных силах. Есть также психофизическая проблема души и тела и проблема ноэтико-витального. Только такая антропология способна помочь всем наукам, «предметом» которых является человек: естествознанию и медицине, энтологии и древней истории, истории и общественным наукам, психологии и характерологии, только благодаря антропологии обрести философскую основу и в то же время определенную и ясные цели в их исследованиях.
М. Шелер выделяет три основные характеристики человека:
Жизнь, объединяющая человека с остальным органическим миром.
Дух, основными свойствами которого являются «открытость миру» и «объективность».
Личность как единственная форма существования духа.
М. Шелер оказал значительное влияние на последующее развитие философской антропологии. Вслед за Шелером А. Гелен (1904-1976) в своем основном произведении «Человек. Его природа и его положение в мире »(1944) называет человека существом, открытым миру, но считает основной формой жизнедеятельности человека действие, которое является основой формирования человека как культурного существа.
Один из основоположников философской антропологии Г. Плеснер (1892–1985) в своем труде «Ступени органического и человека. Введение в философскую антропологию» (1928) сущностной характеристикой человека называет его эксцентричную позицию, то есть способность отделить свое «я» от физического существования. Плеснер пытался устранить дуализм Шелера, считавшего, что существует некий высший духовный принцип. отдельно от жизни и создает в человеке особый мир свободы и независимости.
Дуализм - это философская доктрина, которая рассматривает материальные и духовные субстанции как равные принципы.
Плеснер хотел понять человека в единстве его биофизической и духовной сторон, выраженных в достижениях культуры. Согласно Плеснеру, в эксцентрических реакциях сливаются физический автоматизм и сознательные реакции личности. Эксцентричные поступки поведения определяют отношение человека как к себе, так и к окружающему миру. Желание Плеснера освободиться от методологических взглядов Шелера не привело его к целостному пониманию человека, и его антропология в конечном итоге свелась к частному описанию некоторых аспектов человеческого существования.
Программа Шелера так и не была реализована. Философская антропология, несмотря на некоторые ее научные и философские достижения, не стала целостным учением о человеке и в результате вылилась в отдельные антропологические теории: биологические, психологические, культурные, социальные, религиозные, педагогические и другие.
Философская антропология, разработанная М. Шелером, А. Геленом, Г. Плеснером и их последователями, подверглась критике, в частности, М. Бубером. «У Шелера, - пишет он, - особый статус человека утверждается только на принципе духа, который находится по ту сторону всего, что мы называем «жизнью». «Духовный» человек, в котором живет дух, нигде больше не найденный и ловко удаляющийся от всего живого, - такой человек возможен только из любопытства. Дух заключен в искре всей жизни; в самом живом он воспламеняется пламенем, и временами то тут, то там вспыхивает гигантский огонь духа. Все это одна сущность и одна субстанция. Нет иного духа, кроме того, что питается единством жизни и единством с миром. «Предмет антропологии М. Шелера, - продолжает М. Бубер, - больной человек, отрезанный от мира и раздвоенный между духом и инстинктом».
Попытка М. Шелера построить целостную концепцию человека на основе синтеза научного и философского знания также была критически оценена современными философами-антропологами . Так, американский исследователь Х. Рикман скептически относится к намерению Шелера построить энциклопедическую систему знаний о человеке. При этом он задает вопросы: возможно ли в принципе достичь такой всеобъемлющей эмпирической системы? Должен ли философ выполнять эту роль? По его мнению, важнее понять, как философская антропология соотносится с предпосылками и методами гуманитарных наук.
Подчеркивая фундаментальное различие между научным и философским знанием о человеке, русский философ М. Мамардашвили связывает образ человека в философии с неоконченной возможностью: «Все философские утверждения, содержащие термин« человек », никогда не разрешимы ни по каким антропологическим свойствам, ни по каким-либо антропологическим свойствам. какой-то конкретный образ человека, потому что ... они всегда означают возможную личность ... Образ человека в философии никогда не является изображением какого- то особого объекта в мире, который можно было бы назвать человеком ... Эта картина указывает на человеческую участь, основное состояние и налагаемое ограничение на то, что возможно для человека, к чему он может стремиться и чего он может достичь».
Статус философской антропологии все еще далек от ясности, поэтому существуют большие разногласия по вопросам ее происхождения, предмета и круга проблем.
Наиболее удачным опытом восстановления истории философской и антропологической мысли можно считать исследование М. Бубера «Проблема человека». М. Бубер считает, что возникновение философской антропологии происходит тогда, когда человек теряет свое место в мире и становится проблемой для самого себя. «В истории человеческого духа, - пишет он, - я различаю эпохи оседлости и бездомности. В эпоху благополучия человек живет во Вселенной как дома, в эпоху бездомности - как в диком поле, где не найти вешалки для палатки. В первую эпоху антропологическая мысль является лишь частью космологии, в другую она приобретает особую глубину, а вместе с ней и независимость.
М. Бубер считает, что главный антропологический вопрос всегда связан с определенным нарушением духа, чувством восхищения и изумления перед человеком как перед великой тайной - без этого невозможно проникнуть в антропологические проблемы. . Если вопрос: «Что такое человек?» не становится болезненным, - отмечает он, - философской антропологии нет.
Вопрос о предмете философской антропологии остается достаточно сложным и дискуссионным. «Философская антропология, - пишет М. Бубер, - не рассчитывает свести все проблемы философии к человеческому существованию ... Она стремится только к познанию самого человека. Следовательно, его задача совершенно иная, чем у всех других направлений мысли, поскольку субъектом философской антропологии человек в самом точном смысле этого слова представлен сам. Здесь, поскольку мы говорим о целостном подходе, исследователь не может удовлетвориться рассмотрением человека как одной из многих частей природы (это то, что антропология демонстрирует нам как особую дисциплину) и забыть, что он, исследователь, будучи сам человек познает свою человечность на собственном внутреннем опыте.
Предмет философской антропологии
Трудности в определении предмета философской антропологии в какой-то мере связаны с тем, что сам термин «философская антропология», объединяющий научные и философские критерии, еще недостаточно определен. В начале 20 века он открыл «историческую встречу» антропологии и философской идеи человека как двух основных источников философской антропологии.
Обратимся к истории и посмотрим, что предшествовало этой встрече в науке и философии.
Термин «антропология» имеет греческое происхождение. Его артикуляция приписывается Аристотелю, который ввел это слово в исследование духовной природы человека. Что касается физического строения человека, то термин «антропология» впервые появляется в названии книги М. Хундта, опубликованной в Лейпциге в 1501 году: «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека, а также об элементах, частях и членах. человеческого тела ". Это эссе чисто анатомическое. В 1596 году произведение протестантского гуманиста о. Касман озаглавил «Антропология», в котором определил антропологию как науку о духовно-телесной природе человека. Это двоякое понимание термина «антропология», а именно науки о человеческом теле, с одной стороны, и человеческой душе, с другой, постепенно укореняется в западноевропейской литературе. Примером может служить английское эссе, анонимно опубликованное в 1655 году под названием «Абстрактная антропология, или идея человеческой природы, отраженная в кратких философских и анатомических выводах». Французские энциклопедисты придавали очень широкое значение термину «антропология», понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы, в частности И. Кант, включили вопросы психологии в антропологию. В течение XIX века и до настоящего времени в Англии, Америке и Франции антропология понималась как учение о физической организации человека, а также о культуре и жизни различных народов и племен в прошлом и настоящем. В отечественной науке антропология изучает вариации физического типа человека во времени и пространстве. Антропология в этом смысле как бы венчает естествознание. Основоположник антропологической науки в России А.П. Богданов, выступая на торжественном заседании Московского университета в январе 1876 г., сказал, что «естествознание без антропологии остается неполным, и только с антропологией естествознание - это не какой-то особый остров, разделенный пропасть от других чисто гуманитарных наук, так сказать. " В настоящее время антропология - это раздел естествознания, изучающий происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Таким образом, антропология, изначально возникшая как наука о духовно-телесной природе человека, постепенно утратила какие-либо философские характеристики и превратилась в конкретную науку или систему наук.