Файл: Философская антропология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приобретение философского характера антропологией было завещано И. Кантом. Поскольку человек ведет бесконечный диалог со всем, что его окружает, то изучение человека в определенном смысле означает изучение всего сущего. Постановка антропологической проблемы зависит от отношения исследователя к метафизике. Следовательно, согласно Канту, антропология должна стать философской дисциплиной.

В исследовании предмета философской антропологии можно выделить два основных подхода.

Первый подход - назовем его атрибутивным - признает, что у человека есть вневременная изначально заданная сущность или природа. Второй подход - назовем его экзистенциалистским - рассматривает конкретную самореализацию человека в культурном творчестве как предмет философской антропологии, когда безграничность культуры приводит к неопределенности сущности человека. На вопрос: "Что такое человек?" - первый подход выделяет слово «что» и фиксирует внимание на изучении существенных свойств и атрибутов человека. Он в достаточной степени укоренен в истории науки и философии, и неудивительно, что целые философские системы строились и продолжают строиться на абсолютизации определенных свойств. На основе атрибутивного подхода сформированы образы человека: разумный человек, религиозный человек, активный человек, символический человек, человек-машина, играющий, которые основаны на одном из атрибутов. человека, взятого как его существенная черта.

Суть второго подхода заключается в переносе акцента со слова «что» (сущность) на слово «есть» (бытие).

Человек проблематичен, отмечает Шелер, и в этих условиях бессмысленно спрашивать, что такое человек по его сути и предназначению? Он считает, что на этот вопрос нужно ответить самым прямым и конкретным образом. М. Хайдеггер убежден, что необходимо новое определение личности, равносильное выбору судьбы бытия. Он считает изучение заранее заданной сущности извне глубоко ошибочным, так как человек обречен на постоянное испытание свободы, и его существование не подлежит объективному изучению в качестве примера рода. Самая серьезная проблема для Хайдеггера - это поиск такого способа индивидуального существования, когда человек входит в культуру и историю, не становясь, помимо прочего, вещью.

«Когда я сомневаюсь в себе, - пишет один из современных философов-антропологов, - в данный момент я не являюсь ни объектом, ни субъектом, но я сталкиваюсь с необычной «метапроблемой», которую нельзя разрешить с помощью методов, разработанных в эмпирических науках и в традиционной философии. Я понимаю человека как существо, которое находится в постоянном поиске самого себя, и в каждый момент своего существования должно учитывать и тщательно исследовать условия своего существования.


"Что такое мужчина?" - это не абстрактный вопрос, который предполагает абстрактную идею, а задача: удивление, недоумение и поиск сосредоточены на мне, на моем собственном бытии. " Сторонники второго подхода подчеркивают , что проблематика человека смещен и не может стать предметом познания. Взятым со стороны бытийности, проблематичный характер человека не теоретический, а практический вопрос, где вопрос его творческой самореализации.

Ряд авторов пытаются найти «золотую середину» между этими двумя подходами, определяя человека как «постоянство в изменениях», «вечный перекресток», «существо, которое становится и никогда не становится», как «фундаментальное стремление», «точка пересечения двух миров». Человек - это нечто неопределимое, но очевидное «здесь», подчеркивает Хайдеггер, которое не «состоит» из различных элементов мира, но открыто для всего как единственное место, которое может вместить целое.

Итак, в последней четверти ХХ века складывается более широкое значение философской антропологии, которое нельзя свести ни к науке о человеке (антропологии), ни к философской идее человека, ни к их синтезу.

Отвечая на реальные потребности времени, философская антропология в широком смысле представлена ​​множеством философских течений и направлений, но реализует общие цели:

осознание недостаточности традиционного подхода к человеку (как субъекту или объекту);

расширение методологических границ исследования;

обоснование исходных предпосылок гуманитарных наук;

разработка единой концептуальной основы для согласования различных идей и моделей человека.

Что касается философской антропологии М. Шелера, то ее появление было своеобразным результатом роста научных и философских знаний о человеке. Она была настолько мощной, что не могла быть изолирована в рамках науки, философии или какой-либо из ее отдельных областей и требовала определенной степени независимости. Эта тенденция нашла отражение в возникновении философской антропологии как самостоятельной области знания.

Заключение

Если говорить о специфике философской антропологии, то, несмотря на разнообразие точек зрения, можно выделить некоторые общие моменты.

Во-первых, философская антропология - это не простая сумма философских и научных знаний о человеке, а особый тип философской рефлексии - самосознание культуры в такие периоды ее развития, когда человек становится проблемой для самого себя.



Во-вторых, принцип индивидуации - характерная черта философской антропологии. Философ-антрополог должен постичь живую целостность личности, ее конкретное «Я». Задача философской антропологии - разрушить старый, слишком абстрактный образ человека. Идея человека заменяется проблемой его самоопределения, свободного от всяких редукций.

В-третьих, историю философской и антропологической мысли нельзя представить как непрерывное развитие идей, концепций, принципов. «Антропологическая философия, - отмечает Э. Кассирер, - имеет совершенно иную природу. Стремясь понять его реальное значение, мы должны прибегнуть ... к драматической манере повествования, поскольку здесь мы сталкиваемся не с мирным развитием идей и теорий, а с столкновением борющихся сил. История антропологической философии полна глубочайших человеческих страстей и эмоций. Эта философия касается не только теоретических проблем, какими бы широкими они ни были, - здесь вся человеческая судьба ждет своего окончательного приговора.

Таким образом, философская антропология, как самостоятельная область знания, рассматривает человека как некую антропологическую сущность. Его субъект - человек в такие периоды своего существования, когда он становится проблемой для самого себя.

Основная литература:

1. Бражников, М. А.  Сервисология : учебное пособие для вузов / М. А. Бражников. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 144 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13343-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476975 

2. Черников, В. Г.  Сервисология : учебное пособие для вузов / В. Г. Черников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 252 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13272-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476953 

3. Восколович, Н. А.  Экономика платных услуг : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 441 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14124-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467811 

Дополнительная литература:
1.Зубова, О. Г. Сервисология : учебное пособие / О. Г. Зубова. — Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2018. — 92 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112366

2.Основы функционирования систем сервиса : учебник для вузов / М. Е. Ставровский [и др.] ; под редакцией М. Е. Ставровского. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13009-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476888  


3.Коноплёва, Н. А. Сервисология (человек и его потребности): : учебное пособие / Н. А. Коноплёва. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 246 с. — ISBN 978-5-9765-3803-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119385