Файл: Программа Истоки народной культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа внеурочной деятельности

«Истоки народной культуры»

срок реализации: 1 год

возраст учащихся: 9 - 10 лет



Пояснительная записка
Программа «Истоки народной культуры»- тематическая программа внеурочной деятельности, разработанная на основе авторской программы Л. Л. Шевченко («Концепция и программа учебного предмета Православная культура», М., 2008) в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Направление: духовно-нравственное.

Цель программы – воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной па основе ценностей отечественной православной культуры..

Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием с окружающим миром. Эмоциональное, психическое здоровье обеспечивает физическое здоровье.

Правильная забота о своем духовном, психическом и телесном здоровье способствует совершенствованию человека, его миропонимания и мироотношении:

  • к его собственной жизни: человек воспринимает жизнь, как ценность, дорожит каждым мгновением жизни;

  • к самому себе: определяя свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на самом деле. Человек стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию;

  • к окружающему миру, которое выражается в понимании того, что ты являешься частью огромного мира, взаимодействие с которым необходимо строить на основе любви, доброты, и гармонии;

  • к своим близким людям.

Основные задачи:

1. Раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одной из главных ценностей жизни;

2. Формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся.

3. Формирование бережного отношения и преемственности к историко-культурному наследию нашего Отечества.

4. Создание условий для приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям православия и формирования гражданского патриотизма.

5. Формирование целостного миропонимания и добропорядочности в межличностных отношениях.

Основные принципы преподавания:


• доступность;

• последовательность;

• связь уровня 'знаний с духовно-нравственным потенциалом школьника;

• творческий характер самостоятельной работы школьников.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 9 - 10 лет.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.

Формы реализации программы

В программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Формы работы с детьми

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников.

Просмотр слайд - фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

В программе используются: теоретические, практические занятия, беседы, экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ. Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, слайды, видео, аудио записи, фотографии.

Режим занятий

Сроки реализации программы – 34 недели.

Предполагаемый режим - одно занятие в неделю.

Продолжительность одного занятия 35 минут.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные УУД

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «семья», «мир»;

  • уважение к своему народу, к своей родине;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно организовывать в своё рабочее время;

  • следовать режиму организации внеурочной деятельности;

  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • определять план выполнения заданий на занятиях внеурочной деятельности, жизненных ситуаций под руководством учителя.

Познавательные УУД



  • Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы;

  • находить нужную информацию, пользуясь разными источниками;

  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;

  • находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • читать вслух и про себя тексты художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное;

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для социальной действительности. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать (сравнивать, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления. Понимание роли и значения родного края в историко-культурном наследии России.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Обучение по программе курса направлено на формирование личностных универсальных учебных действий (самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации) и метапредметных универсальных учебных действий.

В ходе изучения курса обучающиеся будут знать:

• азы православной культуры и православного образа жизни;

• моральные нормы поведения; традиции православной культуры;

Обучающиеся получит возможность научиться:

• обобщать материал в ходе занятия;

• формулировать вопросы;

• делать выводы, умозаключения;

• соотносить опыт православного учения и свой жизненный опыт.

И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Но главный урок, на котором проверяются полученные здесь знания, сама Жизнь.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды);

  • ролевые, дидактические игры;

  • практические задания;

  • выполнение творческих работ;

  • подготовка и защита проектов.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов программы

Всего

Количество часов

теория

практика

1.

Введение в программу. Набор детей в объединение.


2 ч





2.

Введение в православную духовную традицию.

15 ч

7 ч

8 ч

3.

Православие в России.

17 ч

8 ч

9 ч




Итого

34 ч

16 ч

18 ч


Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата

Разделы программы

и темы учебных

занятий

Всего часов

В том числе

план

факт

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности/

Практическая часть занятия /форма организации деятельности/

1.






Введение
Введение в программу внеурочной деятельности. Набор детей в детское объединение.


деятельности. Набор детей в детское объединение.


программу внеурочной деятельности. Набор детей в детское объединение.

2







1.1

1.09.




Введение в программу внеурочной деятельности. Набор детей в детское объединение.

1

беседа



Просмотр презентации


1.2

8.09.




Введение в программу внеурочной деятельности. Набор детей в детское объединение.

Входной контроль знаний.

1

беседа «Мы и мир вокруг нас».



практическое

занятие

Тест


2.







Введение в православную духовную традицию.

15







2.1

15.09.




Россия - наша Родина.


1

слушание музыки, показ слайдов




2.2

22.09.




Культура и религия.


1

беседа,

показ слайдов.




2.3

29.09.




Человек и Бог в православии.


1

чтение художественных произведений.

Работа с иллюстрациями.






2.4

6.10.




Православная молитва.


1

обсуждение отрывков из Священной истории




2.5

13.10




Библия и Евангелие.


1


чтение, обсуждение.

Сравнение и анализ


выполнение творческих работ

2.6

20.10




Проповедь Христа.


1

Чтение, обсуждение.





2.7

27.10.




Христос и Его крест.


1




выполнение творческих работ

2.8

10.11.




Пасха.











2.9.

17.11.




Православное учение о человеке.


1

ситуативная беседа-рассуждение

просмотр презентации

2.10.

24.11.




Совесть и раскаяние.


1



выполнение творческих работ

2.11

1.12.




Заповеди.


1




презентации работ учащихся


2.12

8.12.




Милосердие и сострадание.

1

беседа – рассуждение.



2.13

15.12.




Храм.


1

круглый стол

просмотр презентации

2.14

22.12.




Творческие работы учащихся.


1

_

выполнение творческих работ

2.15

12.01.




Закрепление и обобщение изученного.


1

беседа – рассуждение


рисование,

слушание музыки

3







Православие в России.


17







3.1

19.01.




Как христианство пришло на Русь.








выполнение творческих работ

3.2.

26.01.




Подвиг.


1

круглый стол

подготовка к празднику

3.3.

2.02.




Праздник «Защитники Отечества».


1




проведение праздника

3.4.

9.02.




Зачем творить добро?


1

беседа – рассуждение


просмотр презентации, чтение художественной литературы

3.5.

16.02.




Жизнь христианина.


1

круглый стол

просмотр презентации, чтение художественной литературы

3.6.

2.03




Православие о Божьем суде.


1

беседа – рассуждение





3.7.

16.03.




Таинство причастия.


1

беседа – рассуждение





3.8.

23.03.




Отношение христианина к природе.


1

изучение информации




3.9.

6.04.




Ответственность человека за сохранение природы.

1

изучение информации

викторина

3.10.

13.04




Христианская семья.


1

изучение информации




3.11.

20.04.




Христианская семья.


1



выполнение творческих работ


3.12.

27.04.




Защита Отечества.


1

изучение информации

просмотр презентации

3.13.

4.05.




Христианин в труде.


1

изучение информации

просмотр презентации

3.14.

11.05




Любовь и уважение к Отечеству.


1

изучение информации

просмотр презентации

3.15.

18.05




Патриотическое служение Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.


1



тест

3.16.

25.05.




Работа над проектом «Традиции в моей семье». Экскурсия в музей народной культуры. Итоговый

контроль знаний.


1




работа над проектом в соответствии с этапами










Всего часов

32 ч

15 ч

17 ч



Содержание

I. Введение в православную духовную традицию.

Занятие 1. Россия - наша Родина.

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Задание. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько культурных традиций, принятых в вашей семье.

Занятие 2. Культура и религия.

Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Задание. Какие слова благодарности вы знаете?

Занятие 3. Человек и Бог в православии.

Какие дары Бог дал человеку. Как вера может влиять на поступки людей. Задание. Попросите родителей, других взрослых рассказать вам о православии. Вместе подумайте над вопросом: «Что значит быть православным человеком?».

Занятие 4. Православная молитва.

Что такое православие. Что значит слово «благодать». Кто такие святые. О молитве «Отче наш».

Занятие 5. Библия и Евангелие.

Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие.

Рассуждение на тему «Кто такой христианин».

Замятие 6. Проповедь Христа.

Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь.

Занятие 7. Христос и Его крест.

Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Задание.

Занятие 8. Пасха.

Воскресение Христа. Что такое Пасха. Как празднуют Пасху.

Занятие 9. Православное учение о человеке.

Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Задание. Приготовьте устный ответ на вопрос: «Как жить нам, чтобы наша жизнь была радостной, а Отечество процветало?».

Занятие 10. Совесть и раскаяние.

О подсказках совести. Как исправлять ошибки.

Задание. Подумайте и ответьте на вопрос: « Что значит покаяться?».

Занятие 11. Заповеди.

Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства.

Занятие 12. Милосердие и сострадание.

Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Занятие 13. Храм.

Что люли делают в храмах. Как устроен православный храм.

Задание. Приготовь устное сообщение о храме своего города, который ты посещаешь.

Занятие 14. Творческие работы учащихся.

Занятие 15. Закрепление и обобщение изученного.

Урок-презентация творческих работ учеников.

Составление словарика новых слов, связанных с миром православной культуры.

II. Православие в России.

Занятие 1. Как христианство пришло на Русь.

Что такое крещение. Смысл и цель Святого Таинства крещения.

Задание. Разъясните: «Как изменилась жизнь киевлян после их крещения?».