Файл: Программа Истоки народной культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Занятие 2. Подвиг.

Что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Задание. Обсудите дома вопрос: «От каких эгоистических привычек вам бы хотелось отказаться?».

Занятие 3. Праздник «Защитники Отечества».

Занятие 4. Зачем творить добро?

Чему радуются святые.

Занятие 5. Жизнь христианина

О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Задание. Расскажите, какие добродетели вы видите в себе и в ваших одноклассниках.

Занятие 6. Православие о Божьем суде.

Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Задание. Подготовьте устный ответ на вопрос: «Добрыми могут быть только христиане?».

Занятие 7. Таинство причастия.

Как Христос передал себя ученикам. Что такое причастие. Что такое церковное Таинство.

Занятие 8. Отношение христианина к природе.

Что делает человека выше природы.

Занятие 9. Ответственность человека за сохранение природы.

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Задание. Ответьте устно на вопрос: «Есть ли у вас домашние питомцы и какие у вас обязанности перед ними?».

Занятие 10-11. Христианская семья.

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Библия о браке и семье. Формирование духовной семейной традиции.

«Поучение» Владимира Мономаха - закрепление духовно-нравственных принципов взаимоотношений в семье и обществе.

Задание. Расскажите, какие традиции есть в вашей семье.

Занятие 12. Защита Отечества.

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Задание. Подготовьте сообщение на тему «Святые защитники Родины».

Занятие 13. Христианин в труде.

О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Задание. Ответьте письменно на вопрос: «В чем грех первых людей?».

Занятие 14. Любовь и уважение к Отечеству.

Высокая духовность славных русских боевых традиций.

Святой благоверный князь Александр Невский. Образ святого.

Подвиг Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в сражении на Куликовом поле.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Духовный источник отваги А. В. Суворова.

Отцы русского воинства: Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов, В. Ф. Руднев.

Занятие 15. Патриотическое служение Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

Деятельность Церкви в помощь Красной Армии (сбор средств для колонны танков имени Дмитрия Донского).

Святитель Феодосии - покровитель «Дороги жизни» через Ладожское озеро.

Занятия 16-17. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.


Урок-отчет. Урок-презентация творческих работ.

Презентация макета, рассказа, рисунка, сочинения на тему «Традиции в моей семье». Итоговый контроль.
Методическое обеспечение

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Реализация программы осуществляется в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности,

Программа предполагает наличие следующего организационно методического обеспечения:

  • наличие специализированной литературы;

  • использование научных исследований в практической деятельности;

  • применение современных методов и приёмов организации учебно- воспитательного процесса;

  • наличие технических средств.

Педагог имеет возможность применить различные формы и методы организации внеурочной работы, такие как:

  • метод, моделирующий процесс открытия ребёнком новых знаний о мире, — проблемно-исследовательский;

  • рассказ;

  • беседа;

  • дискуссия;

  • консультация;

  • практическая работа;

  • экскурсии;

  • работа малыми группами.

Материально – техническое обеспечение программы:

  • памятки;

  • художественные рисунки и иллюстрации;

  • плакаты;

  • художественная литература;

  • настольные игры;

  • предметы, необходимые для конкурсов;

  • презентации, видеоматериалы.

Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор, DVD-проектор).

Формы и средства контроля

Входной контроль знаний

Основная часть

1. Отметь правильные высказывания:

□ Всё красивое, что было создано руками людей, называется красотой нерукотворной

□ Всё красивое, что было создано руками людей, называется красотой рукотворной

□ Красота, появившаяся в мире без участия рук человека, называется красотой нерукотворной
2. Отметь добрые дела и поступки, которые совершают дети:

□ Помогают бабушке нести тяжёлую сумку.

□ Вежливо здороваются со всеми.



□ Перебивают речь старших.

□ Хвастаются
3. Отметь слова, которые можно отнести к доброму человеку:

□ непослушание

□ радость

□ послушание

□ зависть
4. Отметь слово, которым можно дополнить предло­жение.

В музыке радостное звучание называется — ...

□ мажор

□ минор

5. Отметь лишнее слово.

□ Рождество

□ Новый год

□ Покров

□ Пасха
6. Допиши одно слово в ряд слов.
Прощение, праздник, красота, ______________________________
Дополнительная часть

1. Прочитай.

Земля - кормилица

Ах ты мать – кормилица,

Мать сыра земля!

Широта привольная,

Нивы да поля.

Ответь на вопрос:

Почему мы называем землю матерью?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы:

Основная часть

1. Отметь правильные высказывания:

□ Всё красивое, что было создано руками людей, называется красотой рукотворной

□ Красота, появившаяся в мире без участия рук человека, называется красотой нерукотворной
2. Отметь добрые дела и поступки, которые совершают дети:

□ Помогают бабушке нести тяжёлую сумку.

□ Вежливо здороваются со всеми.
3. Отметь слова, которые можно отнести к доброму человеку:

□ радость

□ послушание
4. Отметь слово, которым можно дополнить предло­жение.

В музыке радостное звучание называется — ...

□ мажор
5. Отметь лишнее слово.

□ Новый год
6. Допиши одно слово в ряд слов.
Прощение, праздник, красота, (примерное слово – радость)
Итоговый контроль знаний

Основная часть

1. Отметь правильный ответ:

Праздник «Рождество Христово» празднуется православными христианами

□ 21 сентября

□ 14 октября

□ 7 января

□ 19 января
2. Какой праздник называют праздником праздников и торжеством торжеств?

□ Рождество

□ Новый год

□ Покров

□ Пасха
3. По христианскому обычаю, на праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят в храмах со свечками и зеленеющими веточками. В России используют веточки дерева _______________. Поэтому этот праздник ещё называется

« ________________________________________________»
4. Допиши предложение.

Самым главным украшением первых книг на Руси были красивые заглавные буквы - ______________________________
5. Назовите имена русских былинных богатырей, изображённых на картине В.М. Васнецова «Богатыри».

____________________________________________________________
____________________________________________________________
6. Прочитай стихотворение, в котором пропущены строки.


Радость

Небо чистое, голубое.

Солнце светлое, золотое.

______________________________

Как бы обнял я всех душою.

Как бы слился я с тишиною!

Догадайся, в чём мог видеть автор причину радости?

□ красота соснового бора

□ тёплый летний вечер

□ обильная вкусная еда

□ выигрыш денег в лотерею

Дополнительная часть

1. Допишите предложения:

Не судите других, и не будете ____________________.

Как хотите, чтобы с вами ___________________ люди, так и вы _______________ с ними
Ответы

Итоговый контроль знаний

Основная часть

1. Отметь правильный ответ:

Праздник «Рождество Христово» празднуется православными христианами

□ 7 января
2. Какой праздник называют праздником праздников и торжеством торжеств?

□ Пасха
3. По христианскому обычаю, на праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят в храмах со свечками и зеленеющими веточками. В России используют веточки дерева верба. Поэтому этот праздник ещё называется «Вербное воскресенье».
4. Допиши предложение.

Самым главным украшением первых книг на Руси были красивые заглавные буквы – буквицы.
5. Назовите имена русских былинных богатырей, изображённых на картине В.М. Васнецова «Богатыри». Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

6. Прочитай стихотворение, в котором пропущены строки.

Радость

Небо чистое, голубое.

Солнце светлое, золотое.

______________________________
Как бы обнял я всех душою.

Как бы слился я с тишиною!

Догадайся, в чём мог видеть автор причину радости?

□ красота соснового бора

□ тёплый летний вечер

Дополнительная часть
1. Допишите предложения:

Не судите других, и не будете судимы.

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Критерии оценивания вводного и итогового контроля

Оценку общей успешности выполнения вводного, рубежного и итогового контроля целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительную части. Основная часть включает в себя 6 заданий, правильное выполнение каждого из которых оценивается в 1 балл. Дополнительная часть включает в себя 1 задание, правильное выполнение которого оценивается 3 баллами.

Показателем успешности выполнения основной части,
достижения базового уровня подготовки (Б), является получение ребёнком 4 баллов и более.

О достижении повышенных уровней подготовки (П), можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную часть работы.

Если ребёнок получает за дополнительную часть 2 или 3 балла, а за основную часть 6 баллов, можно считать, что он достиг как базового, так и повышенных уровней подготовки.

П - 8, 9 баллов

Если ребёнок не приступил к выполнению дополнительной части или получил за её выполнение 1 балл, а за основную часть 4 балла и более, можно считать, что он достиг только базового уровня подготовки.

Б – 4 – 7 баллов

Ребёнок не достиг базового уровня подготовки, если набрал за основную часть менее 4 баллов, независимо от результатов выполнения дополнительной части.

Рекомендации по проверке и оцениванию результатов выполнения работы

Входной контроль знаний

Задания основной части

Задание 1

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Код правильных ответов:

□ Всё красивое, что было создано руками людей, называется красотой рукотворной

□ Красота, появившаяся в мире без участия рук человека, называется красотой нерукотворной
Задание 2

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Код правильных ответов:

□ Помогают бабушке нести тяжёлую сумку.

□ Вежливо здороваются со всеми.
Задание 3

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Код правильных ответов:

□ радость

□ послушание
Задание 4

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Код правильных ответов:

□ мажор
Задание 5

Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Код правильных ответов:

□ Новый год
Задание 6

Оценка 1 балл ставится, если ответ соответствует кодам правильных ответов

Код правильных ответов:

Прощение, праздник, красота, (примерное слово –