Файл: Реферат н а тему Семейный и социальный конфликт в драме Гроза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АГБОУ « Астраханский государственный политихнический колледж»

Реферат

На тему «Семейный и социальный конфликт в драме « Гроза»

Выполнил:студент группы БД-1109

Тулепкалиева Камилла

Проверил:преподаватель Н.П.Бочкарева

Астрахань 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Создание пьесы.

2.Авторская позиция в «Грозе»

3.Семейный и социальный конфликт в драме.
4 .Система образов в драме
5.Образ Катерины в драме Островского «Гроза»
6.Образ Кабанихи в пьесе.
7.Самодурствов драме « Гроза»
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ

Многие крупнейшие произведения мировой литературы при своем появлении подвергались цензурным запретам и гонениям, становились полем острой полемики, ожесточенной идейной борьбы. Грибоедов не дожил до издания полного текста «Горя от ума», не видел свою комедию на сцене. Флобер - после выхода в свет «Госпожи Бовари» - был привлечен к суду за «оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов». Критические сражения вокруг большинства самых значительных русских романов (в особенности романов Тургенева), драм, поэм и стихотворений девятнадцатого века представляли собою непримиримые столкновения прогрессивных и реакционных сил, борьбу за правду и реализм художественного творчества.

Бурно встречали современники новые произведения, ставшие впоследствии классикой. Сложная и противоречивая борьба развернулась и вокруг «Грозы» Островского. После авторских чтений новой драмы, ее первых представлений на сцене и журнальной публикации завязался жестокий бой между критиками, стоящими на разных идейных позициях, между новаторами и ретроградами. Необычность и сложность полемики вокруг «Грозы» заключалась в том, что во взглядах на эту драму разошлись не только идейные и эстетические противники, но передовые художники и критики. «Гроза» оценивалась очень высоко людьми борющихся идейных лагерей.


«Гроза» впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера в Малом театре, а 2 декабря -- в Александринском. Напечатана драма была в первом номере журнала «Библиотека для чтения» следующего, 1860 года, а в марте того же года вышла отдельным изданием.

Очевидно, что «самое решительное произведение» Островского не случайно, не по писательской прихоти появилось на переломе пятидесятых - шестидесятых годов, в пору, когда общественная атмосфера в стране накалилась до предела, когда сама жизнь неотвратимо требовала решительных перемен. «Гроза» прозвучала как трагический голос времени, как крик народной души, не могущей более терпеть гнет и неволю.

Цель данной работы - изучить место драмы «Гроза» в литературе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать научные публикации по данному произведению, дать характеристику героям драмы, осветить суть конфликта, присутствующего в «Грозе», а также раскрыть сущность названия данного произведения.


1.Создание пьесы
А.Н.Островский написал много пьес, которые можно увидеть и в настоящее время, благодаря их экранизации постановкам спектаклей по их мотивам. Но одной из самых известных является драма «Гроза». Она была написана в 1860 году - накануне отмены крепостного права. Поэтому многие современники Островского видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе.Впервые слово «гроза» употребляется в сцене прощания с Тихоном: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Ему хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх возмездия за грехи. «Гроза-то нам в наказание посылается», - поучает Дикой Куличика. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Она религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». Один лишь механик - самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста - громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! У вас все гроза! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь».



Идейным стержнем пьесы является вечный конфликт между «хозяевами жизни», представляющими «темное царство самодержавно-крепостнического деспотизма», и их подчиненными, т.е. простыми крепостными. И сама борьба между этими двумя противоположностями похожа на грозу. Чтобы более полно представить это, вспомним, как все происходит в природе: солнце внезапно закрывает грозовая черная туча, становится темно, налетает сильный ветер, который клонит все к земле. Начинается сильный дождь, неожиданно сверкают молнии и долетают раскаты грома. Подобно этому, развиваются события и в драме. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу: она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Это как раскат грома после продолжительного назревания. Даже в любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как в грозе.

2.Авторская позиция в« Грозе»

В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно - авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант - авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д.

Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в «Грозе», - это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века.

Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную картину.

Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.

Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным - механиком-самоучкой. С другой - “кулига” - это болото. Существует поговорка: “Всяк кулик свое болото хвалит”. Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кулигиным Волги. Его имя относит его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города, город его породил.

Важны женские греческие имена. Катерина обозначает «чистая», и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара - «варварка» - она не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. Она верит, что каждый грех можно искупить.


Именно по этому принципу разделяются все персонажи «Грозы». Те, кто верит в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания и (или) дары «откупиться» от него. Это Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается). Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир - они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.

На другой стороне - закоснелая блюстительница выродившихся законов «Домостроя» Кабаниха. Кулигин, Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Душа ее очень верующая, но как-то не по-христиански - она не верит в прощение. Она живет по «Домострою» и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с ее душой. Это является одним из основных конфликтов пьесы - духовным, по мнению литературного критика Ю. М. Лотмана.

Вторым конфликтом является социальный конфликт - взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье.

Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл - это народная трагедия.

Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название - «горячее сердце». Действительно, это конфликт «горячего сердца» с окружающей ледяной средой. И гроза как физическое явление пытается растопить этот лед.

Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. «Судия милосерднее вас», - говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. И этот конец выражает надежду.

Мотив подъема проходит через всю пьесу, опираясь на слова Катерины о полете, на пейзаж. Автору удалось передать пейзаж ограниченными средствами: вид на просторы Заволжья, открывающийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов - не единственное место, пригодное для человека, как думают калиновцы. Но для Катерины это город гроз и страшных огненных геенн, это город-возмездие. Стоит покинуть город, и ты оказываешься в новом, едином с Богом и природой мире - на Волге, величайшей реке России. Но на Волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужих грехов, ни глубины падения, из которой невозможно подняться.
Другой путь к свободе - через обрыв, через смерть. Островский сознает, что болото, «кулига» - город Калинов - затягивает и не отпускает. В ремарках, то есть в начале пьесы, Борис назван единственным человеком в европейском костюме. И имя у него - Борис - «борец». Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом, не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким. Если вначале он говорил, что живет в Калинове лишь из-за наследства, оставленного бабушкой, то теперь, когда он прекрасно понимает, что денег ему не дадут, остается здесь. Его поглотила эта среда.

Мир Калинова, по мнению Кабанихи, - это последний оплот истинной веры, а она - последний ее носитель. Она искренне верит в рассказы странницы Феклуши, что Москва погрязла в грехах, дьявол разгуливает по улицам, а горожане запрягли огненного змея. Даже в то, что время там идет быстрее. Это. вполне закономерно - перед концом света (а в Москве начинается именно конец света) время изменяется. Но изменяется оно и в Калинове. Кулигин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть время по ним.

Все время в Калинове Островский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных, живущих по «Домострою», а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять и развлекаться, а старшие закрывают на это глаза.

Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.

Авторская позиция выражена в композиции. Композиция «Грозы» вполне стандартна. Основное действие предваряет краткая предыстория, и единственным отступлением от развития сюжета являются мечты Катерины о полете и рассказ ее о детстве.

Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал христианской староустройной семьи, но в нем уже намечаются изменения: не могло быть столько свободы у девушки. И именно это изначальное несоответствие с канонами приведет к духовному и социальному конфликту. Всю жизнь Катерина мечтала летать, как ангел. Это греховное желание, конечно, привлекает своей художественностью и дает нам понятие о глубокой, мечтательной душе Катерины, но уподобиться Богу и даже ангелам на земле нельзя. Именно желание полета столкнет Катерину в пропасть.

Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация происходит, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант - духовный, духовная борьба Катерины связывается кульминацией во время ее покаяния и развязкой - гибелью.