Файл: Реферат н а тему Семейный и социальный конфликт в драме Гроза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.Самодурство в драме « Гроза»
В «Грозе» Островского больше, чем в других его произведениях, и с особенной силой показано «темное царство» с его представителями -Дикими и Кабанихами. Основное начало, на котором зиждется «темное царство», это самодурство.

Но нельзя рассматривать самодурство как нечто вытекающее только из природы субъекта, его личных качеств, его отношений к миру, как результат дикой, грубой воли отдельной личности. Это явление глубоко общественное.
Вся общественная система данной эпохи приводит к тому, что купец в своей сфере, в своем окружении - выступает как самодур. К этому приводят привилегии, данные Николаем I купцам, и все то, что несут с собой русское беззаконие и произвол в виде взяточничества, угодничества, подкупности и подчиненности начальства перед людьми торговыми. Сила капитала вступает в свои права, и Дикие, опираясь на закон, кулак и домострой, чинят направо и налево свою расправу.При всем том у самодура живет внутренний страх перед своими жертвами: страх выпустить из кармана уже не принадлежащую ему копейку, страх перед личностью, которая не захочет подчиниться, страх перед надвигающимися новыми силами, перед прогрессом.

Отсюда и отношение Дикого к Борису, деньги которого находятся у него; отсюда его ненависть к прогрессивным мыслям и предложениям Кулигина; отсюда звериные выпады против всех, кто требует причитающихся им денег.
Тема столкновения самодурства с новыми силами, несущими в своей основе переустройство и изменение начал, по которым испокон веку существует жизнь, есть, в сущности, тема столкновения системы торгового капитала с прогрессом.
Вторая тема - положение женщины в условиях процветания домостроя.
Показываемый в «Грозе» семейный уклад старой Руси опирается на глубоко реакционные основы домостроя. Перед нами предстает гнетущая действительность, превращающая замужнюю женщину в рабу, в затворницу, в жалкий бессловесный придаток к мужу, лишающая ее каких-либо признаков проявления свободной воли, личности человека.



Если к этому добавить некультурность, тупость и невежество, характерные для представителей русского торгового капитала - купцов, и представить себе весь их бытовой уклад и жизнь, то картина становится страшной.
За высокими заборами, крепкими засовами, под охраной собак живут эти существа. Рассказы странниц - единственное средство «просвещения», единственная возможность узнать, что делается на «божьем свете». В этих «странных» людях (Феклуша) - огромная сила воздействия, базирующаяся на хитрости и жульничестве, с одной стороны, и на невежестве Диких и Кабаних - с другой. В этих домах молятся без конца, едят без конца и спят без конца. Сонная, тупая, беспросветная, никчемная жизнь вся основана на ханжестве, на тупости, на самодурстве, без воли, без мысли, без радости. В жестоком закабалении, без надежды вырваться, что-то изменить и перестроить, живут и умирают жертвы «темного царства»




Заключение

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий.

Проблема человеческого достоинства актуальна во все времена и во все эпохи. В середине XIX века, когда провинция переживала кризис, а устаревшие порядки купечества так или иначе задевали достоинство простого народа, этот вопрос стоял особенно остро.
Именно о человеческом достоинстве, о борьбе между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными взглядами свободной молодежи рассказывает в своей пьесе А. Н. Островский «Гроза» .
Проблема достоинства рассматривается в произведении с разных сторон. С одной стороны, стоит недостойное, лживое, лицемерное и двуличное купеческое общество. Представители старых укладов позволяют себе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, подчиненные для них — рабы, а не люди.
За пределами своих домов они надевают любезные маски. Несмотря на то, что эти люди считают себя высшим обществом, такое поведение трудно назвать человечным и достойным.
С другой стороны, стоят постоянно унижаемые представители молодого поколения. Некоторые из них смирились с такой жизнью, потеряли чувство собственного достоинства, стали похожими на рабов. Но все внимание к себе приковывает Катерина – смелая, нравственная, свободная.
Она не хочет мириться с таким обществом и не находит свое место в нем. У нее, в отличие от других, есть собственное мнение. Но, к сожалению, в обществе, в котором не имеют представления о человеческом достоинстве, очень трудно остаться настоящим человеком.



Список используемой литературы.
1)Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.

2).Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995 -647с. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 1968. -171с.

3)Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974. – 520с.

4)Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. – С.172-176.

5)Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.- 144с.

6)Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. 7)Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 166-176.



8)Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 – С.230-243.

9)Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просещение, 1971. – С.162-165