Файл: Реферат н а тему Семейный и социальный конфликт в драме Гроза.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией историю простой купчихи было бы немыслимо. По определению, трагедия - это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму варианту композиции. Если социальный конфликт, то это драма.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» выражена явно, в ней остается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды и традиции, не права, так же как не права и Катерина. Но у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.
3.Семейный и социальный конфликт в драме
В пьесе Островского «Гроза» социальный и семейный конфликт состоят из противостояния между личностями, которые видят жизнь по-разному. На примере таких персонажей как Кабанова и Тихон показан конфликт «отцов» и «детей». А между Кабанихой и Катериной показана жестокая борьба старого и нового порядка.
Семейный конфликт мы видим не только между сыном и его матерью, но и между супружеской парой, Катериной и Тихоном. Тихон слушает свою мать во всем и подчиняется ей беспрекословно, даже понимая, что она не права. Катерина старается жить «правильно» и в силу своих убеждений не хочет существовать при старых порядках. Катя считала, что после замужества ее жизнь не будет сильно отличаться от прежней. Но она ошиблась. Будучи человеком честным и порядочным она не может понять, как сестра Тихона Варвара может врать матери, скрывать свои мысли и чувства. Порядки в семье мужа ей чужды, но из-за патриархальных устоев у нее не было выбора. Катерина пытается противостоять Кабанихе, и та поняла, что невестка может настроить ее сына против матери.
Показывая в пьесе социальный и семейный конфликт, автор дает понять, как общество при патриархальном укладе съедает себя изнутри.
Социальный конфликт - это столкновение разных мировоззрений, борьба старого и нового. Персонажами Дикого и Кабанихи показано тиранию и невежество, которые были присущи патриархальному укладу жизни. Они не признавали прогресс, уходили от всего нового. Хотели стоять выше всех, чтобы не разрушить «темное царство». Мировоззрение главной героини пьесы Катерины - это замена старому укладу. Образ Катерины - это обобщение персонажей с другим характером, мыслями и чувствами, которые уже зарождаются в старом обществе.
Молодые персонажи пьесы «Гроза» воспринимают мир уже по-другому. Все они по-своему выражают протест против произвола Дикого и Кабанихи. Варвара лжет матери, а потом убегает из дома, Кудряш ругается с Диким, не давая себя обижать, и Дикой его даже побаивается. Во всем поведении молодого поколения показаны как бы не очень благовидные поступки, но они вынуждены так поступать. Если бы Дикой и Кабаниха, вместо тирании и жестокости, проявляли к своим детям и окружающим доброту и благосклонность, им бы никто не лгал и не сбегал с дома.
Тяжелей всего было Катерине, ее судьба трагична. Будучи от природы доброй и порядочной девушкой, она не знала, что надо делать, но чувствовала, что в таких условиях порабощения жить нельзя. Но, так как она была частью патриархального города, то и жила по его законам. Но такая жизнь ей была невыносима. Она просила и своего мужа Тихона увести ее, и очень хотела уехать со своим любимым Борисом. Но ни тот ни другой не услышали просьбу Катерины. Осуждая саму себя за измену мужу, и получив отказ Бориса взять ее с собой, она не нашла другого выхода как броситься в реку. Катерина ценой своей жизни выбрала свободу вместо уготованного существования в «темном царстве» города Калинова в доме жестокой и беспощадной Кабанихи.
4.Система образов в драме.
Система образов драмы «Гроза» построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраза веяний новой жизни.
Образная система драмы А.Н.Островского «Гроза»
Образы хозяев жизни — Дикого и Кабанихи носители идей старого уклада (Домостроя),
жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада,
Образы смирившихся под властью самодуров
Это — Тихон и Борис (персонажи-двойники):безволие, слабость характера,
любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит,отличие Бориса от Тихона во внешней образованности,
отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.
Протестные герои в драме
Это персонажи, выражающих протест против «темного царства» самодуров:
Варвара и Кудряш внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой — Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным),
Кулигин(противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «темного царства», пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен ),
Образ Катерины как самый решительный протест против власти самодуров.
5.Образ Катерины в драме Островского «Гроза».
Катерина является главным образом известной драмы Островского «Гроза». Основной идеей данного произведения является острый конфликт молодой женщины с окружающей ее действительностью, «темным царством», состоящим из деспотичных людей, невежд и зарвавшихся самодуров, — конфликт, который завершается трагически.
Мечтательная, искренне верующая девочка росла в любящей ее семье безмятежно и спокойно. Романтичность ее характера граничила с экзальтированностью: поссорившись из-за пустяка с матерью, шестилетняя Катерина убежала из дома поздним вечером, пришла на берег Волги, забралась в лодку и смело оттолкнулась веслом от берега.
Набожность главной героини драмы «Гроза» также была искренней, не показной. Прочитав Священное писание, осознав и приняв заповеди Господа, она всей душой полюбила все, что ее окружало, — природу, церковь, свой дом, приходящих странниц и богомолок, родителей.
Счастливая жизнь Катерины закончилась сразу после замужества. Из детского безоблачного рая она попала в настоящий ад, полный жестокости, обмана, унижения. Первое время события развивались мирно: несмотря на то, что в те времена браки чаще всего заключались по воле родителей и взаимному расчету, Катерину выдали замуж не насильно. Ее душа была спокойна, она не знала, что такое настоящая любовь, и поэтому ей было, в сущности, все равно, с кем связать свою дальнейшую судьбу. Постепенно Катерина теряет связь с церковью, молитвы больше не доставляют ей былого удовольствия, не возвращают душевный покой. Жесткая, новая действительность постоянно ограничивает ее строгими рамками, вызывает тревожные мысли. Повинуясь воле деспотичной свекрови и не находя поддержки у безвольного, равнодушного супруга, Катерина покорно терпит все обиды и пытается найти успокоение в прежних мечтах, но даже они не спасают ее.
Возможно, если бы ее отношения с мужем сложились иначе, трагедии бы не произошло. Но даже в эту интимную область человеческих взаимоотношений беспардонно вмешивается свекровь — Кабаниха: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься...». Через некоторое время Катерина понимает, что не может полюбить мужа, но, тем не менее, она старается заставить себя это сделать, найти в Тихоне какие-то положительные качества. В свою очередь, муж, также не испытывая к жене сильной страсти, постепенно полностью подчиняется властной матери.
Роковым стечением обстоятельств становится внезапный отъезд Тихона. Пустота в ее душе не могла долго оставаться незаполненной — именно поэтому любовь Катерины к Борису кажется вполне закономерной. Чистое, сильное чувство стало для несчастной девушки последней надеждой, зыбкой опорой. Пожертвовав своей нравственной чистотой ради любимого человека, Катерина понимала, что погибла — совершила тяжкий грех, за который ей не будет прощения. А ее избранник — слабовольный, во всем зависящий от своего отца Борис не смог защитить любящую его женщину, которую, возможно, и любил, но при этом не стремился уберечь.
Несмотря на то, что о ее тайных свиданиях никто не знал, Катерина решила сама рассказать обо всем своему мужу и свекрови. Она не может жить с таким грехом на душе, и единственным спасением считает исповедь перед домочадцами. Измена мужу для нее — это в первую очередь измена самой себе, своим нравственным идеалам. Последней надеждой оставалось для нее решающее свидание с Борисом, по, услышав сообщение о его скором отъезде и поняв, что она останется одна против враждебно настроенных родственников, Катерина принимает последнее в своей жизни решение. Единственным выходом для нее становится смерть — менее страшный грех, чем грех обмана, лжи, поличного существования.
6.Образ Кабанихи в пьесе.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха и вдова, живущая в провинциальном городе Калинове с дочерью, сыном и женой. Она единолично руководит все делами семьи и не приемлет никаких возражений, имеет очень сильную и властную натуру. Для неё главные понятия в семейном укладе, которые она требует неукоснительно исполнять, это «страх» и «приказ».
Несмотря на то, что она религиозна и является ревностной христианский, далека от духовной жизни, а интересуется исключительно земными и насущными проблемами. Она очень лицемерная, холоднокровная и хитрая старуха, которая на людях подает милостыню нищим, а дома обижает и тиранит детей и невестку. Ей ничего не стоит оскорбить или унизить человека, она отличается жесткостью и суровостью, ей нравиться держать людей в страхе, так ими лучше управлять и подчинять своей воле.
Больше всего в жизни она ценит заведенные в обществе порядки и обычаи. Кабаниха любит давать наставления и "читать морали" своим детям. Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.
Кабаниха — типичный представитель старого патриархального уклада жизни, для неё в первую очередь важны порядки и обычаи, с чувствами и желаниями близких она просто не считается и думает, что имеет полное моральное право унижать их, «читать морали» и всячески ими управлять. Причем оправдываясь родительской заботой и любовью к детям она совсем не считает себя тираном и твердо верит в то, что действует во благо. Кабаниха уверена в том, что она совсем не обязана рассуждать верно она поступает или нет, главное жить по завету отцов и неукоснительно выполнять их наставления, тогда везде будет царить мир и порядок. По её разумению только люди в возрасте обладают достаточным умом и мудростью, молодые должны все делать по их наставлению , сами они не могут принимать никаких решений.Больше всех от тирании злобной Кабанихи страдает тихая и покорная невестка Катерина, которую та ненавидит всей душой и бешено ревнует к сыну. Мать считает его тряпкой, а проявления ласки по отношению к молодой жене - слабостью, перед его отъездом она советует ему как можно строже отчитать Катерину, чтобы боялась его и уважала. От неё не ускользают перемены в поведении невестки и она подозревает её в измене мужу. Когда Тихон возвращается мать доводит Катерину до того, что она во всем сознается. Кабаниха полностью удовлетворена, ведь она оказалась во всем права – ласковое отношение к жене не может привести ни к чему хорошему.
Образ Кабанихи, тирана и самодура в женском обличье, символизирует нравы и моральные устои, царившие в купеческом обществе в России 19-го столетия. Погрязшие в устаревших догмах и незыблемых традициях, они имеют силы и финансовые возможности, чтобы сделать государство лучше, но не обладая достаточным самосознанием и увязнув в косности и ханжестве, не могут на это решиться.
В конце произведении злобную и жестокую Кабаниху ждет своя собственная «гроза» и полное крушение её мира: невестка Катерина признается в чувствах к другому мужчине, сын публично восстает против неё, дочь убегает из дома. Все заканчивается весьма печально: Катерина под давлением стыда и морали, доведенная Кабанихой до полного отчаянья, бросается с обрыва в реку, дочь находит спасение в побеге, а сын Тихон наконец отбросив все годы унижений и потаканий капризам маменьке наконец говорит правду : « Вы её погубили!Вы!».В своем произведении Островский создал страшный и мрачный вымышленный город Калинов, настоящее воплощение жестокого и бесчеловечного отношения к людям. Это царство тьмы, где безраздельно властвуют такие монстры как купчиха Кабаниха и её кум Дикой. Иногда там пробиваются редкие лучики света и доброты, такие как Катерина, но выразив свой протест против страшного и темного царства, погибают, не выдержав неравной борьбы с засильем зла и жестокости. И все же царство тьмы рано или поздно будет рассеяно, и люди в Калинове заживут новой, счастливой жизнью.