Файл: Сценарий урока I. Мотивация учебной деятельности (Л. П.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 44
речевая ситуация: использование
интонации при общении. знакомство
со словами, близкими по значению



Сценарий урока

I. Мотивация учебной деятельности (Л. + П.).

− Представьте, что мы сейчас не на уроке в классе, а в театре. Когда открываешь двери здания театра, сразу попадаешь в сказочную, праздничную атмосферу со сверкающими люстрами, удобными креслами, где сам воздух пахнет праздником.

Но театр – это не только здание. Это прежде всего спектакли.

На Руси первые спектакли показывали прямо на площадях скоморохи – бродячие артисты. А кто из вас может назвать самого древнего артиста Руси? (Петрушка.)

Раньше Петрушка был куклой и жил в ящике, в котором разыгрывались кукольные спектакли. Там, где Петрушка, было всегда весело, он никому не давал скучать.

− Сегодня Петрушка – гость нашего урока.

Петрушка. Здравствуйте, ребята,

Мы из театра к вам пришли,

Сто историй принесли.

− Рассмотрите костюм Петрушки (показ иллюстрации).

− Попробуйте описать, какой он.
II. Постановка учебной задачи (П. + К. + Р.).

− Прочитайте текст рубрики «Подумаем вместе».

− В каких предложениях передаётся восторг мальчика? Как вы догадались?

− Прочитайте их выразительно, чтобы передать при чтении восторг мальчика. А как это показано на письме?

− Ой, ребята, кто это?

Творю я всюду зло

И не люблю веселья.

Я прогоню добро,

Пусть будет мрак, безделье.

− Ребята, это знаменитый доктор кукольных наук – Карабас-Барабас. Он хитрый и коварный. Он провозглашает зло и оставляет нам только злые слова.

Слова – строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно – безобразный шаткий сарай. Только это будут словесные здания.

Слова все разные – и по звучанию, и по значению.

– Великий Волшебник произнёс заклинание. Какие вы знаете заклинания? (Ответы учащихся.) Беды не случилось, вы сняли заклинание Карабаса-Барабаса, и его злость превратилась в его трусость.
III. Работа по теме урока (П. + К. + Р.).

1. Работа по учебнику.

− Каждое слово имеет свое значение. Оно может меняться со временем. Бывают слова, которые имеют сразу несколько значений. О них разговор на нашем уроке.


Коллективное выполнение упражнения 1.

− Чем интересно слово «звезда»? Какие ещё значения этого слова вам известны? (Знаменитость, морская звезда.)
Рубрика «Это интересно!».

У слова «идти» 26 значений, а у слова «стоять» – 17.

− Непременный атрибут костюма Петрушки – это колпак. Найдите предложение – описание колпака. Почему в конце его стоит восклицательный знак? Запишите это предложение в тетрадь.

Самостоятельная работа (упражнение 3). (Коллективная проверка.)

− Отгадайте загадку:

Когда апрель берёт своё,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через неё,

А она − через меня.

(Скакалка, прыгалка.)

Работа в парах (упражнение 4) (К. + П.).

− Какие слова называют один и тот же предмет? (Прыгалка, скакалка, верёвочка.)

Чтение рубрики «Обрати внимание».

− Приведите свои примеры слов, близких по значению. (Мартышка, обезьяна; алфавит, азбука; всадник, наездник.)

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край − Отечество, Отчизна.

Как много в них священного для нас!

Коллективное выполнение упражнения 5.

− Приведите свои примеры с такой же орфограммой.

Закрепление изученного. Комментированное выполнение упражнения 6 категории «Трудное задание».

Физкультминутка

2. Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

− Отгадайте загадку:

Вот выходит кто-то рыжий

И одетый кое-как:

Башмаки длинны, как лыжи,

А на голове – колпак.

Он пускается в проказы,

Затевает сто затей,

Рассмешить умеет сразу

Всех – и взрослых, и детей.

Ты, конечно, знаешь, кто он, –

Цирковой весёлый… (клоун)!

А. Капьяр

Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».

− Напишите буквосочетание на первой (второй, третьей, четвёртой) строке за одно движение. (Учитель показывает образцы записи на доске.)

− В буквосочетании -ло- (-зо-) букву о надо писать снизу, руководствуясь стрелкой. Каждое буквосочетание напишите 4–5 раз.

− На оставшемся месте запишите слово, которое начинается с этого буквосочетания.

(Например: ложа, зонтик.) Первые две буквы в слове записывайте за одно движение.
Упражнение «Прочитай». (Фронтальная работа.)

− Найдите в стихотворении группы родственных слов. Почему эти слова являются однокоренными? Подчеркните выбранные слова.

− Выпишите группы родственных слов.

Проверка выполненной работы: ходики, ходили; будильники, будили; час, часовая (мастерская).) (Слова час и часам – это одно и то же слово с разными окончаниями.) (День деньской.)

− Подчеркните корень в каждой группе однокоренных слов, поставьте ударение. В каждой из групп назовите слова, в которых выделенная (подчёркнутая) часть звучит чётко.
Упражнение «Определи, какой звук является общим в каждой группе слов». (Самостоятельная работа.)

Проверка выполненной работы:

а) книжка, нож, шар [ш];

б) все, улов, встреча [ф];

в) билет, фильм, герой [и].

Вывод: произношение и написание слова не всегда совпадают.
Упражнение «Заполни пропуски». (Самостоятельная работа.)

− Выберите и подчеркните нужное слово в скобках. Объясните свой выбор.

– Откройте учебник на странице 141 и выполните проверку своей работы.

− Запишите в тетрадь 2–3 слова на данное правило.
Упражнение «Образуй новые слова по образцу и запиши». (Фронтальная работа.)

− Подчеркните в словах сочетания чк, чн. Задайте вопрос к словам, дописанным во второй столбик.
Упражнение «Раздели слова на слоги». (Фронтальная работа.)

− Разделите слова на слоги вертикальными чёрточками.

− Спишите слова, разделив для переноса.

Проверка выполненной работы: те-атр, афи-ша, би-лет, сце-на, за-на-вес, кре-сло (крес-ло), пар-тер, ак- тёр, бу-фет, зри-те-ли, зда-ние, ин-те-ре-сно (ин-те-рес-но), ска-зка (сказ-ка).
IV. Итог урока (К. + Р.).

Проблемная ситуация: «Петя считает, что слова афиша издание имеют только один вариант переноса, а Юля утверждает, что два. Как вы считаете, кто прав?»
Упражнение «Вставь в предложения нужные слова».

− Прочитайте первую пару слов. Чем различаются слова? Что значит каждое слово? (Тюбик – это имя художника из известной книги Н. Носова «Приключения Незнайки»; тюбик – это маленькая трубочка для клея или зубной пасты.)

− Вставьте в предложения нужные слова. Запишите.
Задачи урока


Наблюдать за использованием интонации при общении; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений; знакомить со сходными по значению словами и наблюдать за их использованием в речи (термин «синонимы» не употребляется); отработать порядок действий при обнаружении «опасного» места в слове; повторить правила переноса слов, функции букв ё, ю, правило постановки восклицательного знака в конце предложения; отработать порядок действий при списывании

1 1. Организационный этап урока Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок

2 2. Актуализация знаний Рубрика «Давай подумаем» в учебнике предлагает для анализа текст, который может быть произнесён с различной интонацией. Выполняется фронтально. После обсуждения вопроса, понравился ли мальчику костюм клоуна и как это передано на письме, учитель предлагает ученикам самостоятельно перечитать текст: сначала с такой интонацией, которая демонстрирует, что мальчику понравился костюм, а затем с интонацией, демонстрирующей, что костюм не понравился. Если ученики не могут прочитать текст по-разному, учитель сам читает текст. Затем необходимо объяснить ученикам, что интонация, с которой мы разговариваем, иногда лучше слов передаёт наше отношение к тому, о чём мы говорим, поэтому необходимо следить за своей интонацией

3 3. Актуализация знаний Выполняется упражнение 1 (язык) в учебнике — продолжение наблюдения за словами, имеющими несколько значений. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков

4 4. Актуализация знаний Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — наблюдение за словами, имеющими сходное значение (термин «синонимы» не употребляется). Текст читает учитель

5 7. Первичное закрепление материала Выполняется упражнение 6 (язык) в учебнике — наблюдение за использованием синонимов. Выполняется фронтально в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся. Не рекомендуется для самостоятельной работы, так как необходимо изменять форму слов, приведённых в подсказках. После чтения текста ученики должны обсудить разницу в значениях слов, приведённых в подсказках, затем, опираясь на текстовые связи, выбрать подходящие по смыслу слова. Варианты: Вова Бутузов хохотал так, что соседи на него зашикали. Он
долго сдерживался, но потом как захохочет. Настя… лишь изредка тихо хихикала

6 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала Выполняется письменно, фронтально упражнение 6 в рабочей тетради — тренировка в образовании слов с сочетаниями чк, чн и отработка написания этих сочетаний. Для усиления самоконтроля можно подчеркнуть отрабатываемые буквосочетания

7 9. Дополнительный материал Выполняется упражнение 2 (язык; если осталось время) в учебнике — повторение правила постановки восклицательного знака. При выполнении упражнения необходимо описаться на выводы, которые были сделаны в ходе работы с рубрикой «Давай подумаем». Рекомендуется для проведения в классах, где ученики испытывают затруднение в определении интонации предложения и постановке знаков препинания в конце предложения. В остальных классах может не проводиться

8 10. Дополнительный материал Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — повторение правил переноса слов и функции букв ё, ю. Рекомендуется выполнить это упражнение тем ученикам, которые испытывают трудности в переносе слов и затрудняются в проведении звукового анализа. В остальных классах может не проводиться

9 11. Дополнительный материал Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения:1) анализируется образец, который помещён слева на строке;2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали;3) они дорисовываются;4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями;5) так же продолжается работа со следующими картинками;6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми.При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий