Файл: Пояснительная записка программа внеурочной деятельности составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 611 класс М..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс - М.: Дрофа 2021 г. с учётом тем заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности, выносимых на ГИА.

Цель: способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по геогра-фии; овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.

Задачи:

- знакомство с историей развития географии;

- формирование личных учебно-познавательных мотивов;

- углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей географию России;

- формирование умений решать географические задачи;

- умение определять географические объекты по их описанию

Общая характеристика

Внеурочная деятельность «Готовимся к олимпиаде по географии» – добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к изучению географии. Содержание программы кружка является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия в кружке подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться

Место учебного занятия в учебном плане

На изучение внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадным заданиям по географии» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Ценностные ориентиры

Внеурочная деятельность «Готовимся к олимпиаде по географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятие «Готовимся к олимпиаде по географии» позволит заинтересованным учащимся подготовиться к участию во всероссийской Олимпиаде школьников по географии.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного занятия

Личностные:

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов

- способности проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности;

-способности строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой к сверстникам и взрослым)

Регулятивные УУД

Метапредметные ;

Обучающийся научится:

-выстраивать траекторию своей деятельности исходя из поставленной цели;

- анализировать результат своих действий;

-вносить коррективы по ходу выполнения действий, направленных на улучшение результата.

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Обучающий получит возможность научиться:

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- использовать речевые средства для регуляции умственной

деятельности; приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; • Обучаю-щий получит возможность научиться: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;



- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

ПознавательныеУУД

Обучающийся научится:

- находить практическое применение таким понятиям как анализ, синтез, обобщение;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией

или самостоятельно полученными данными;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Обучающий получит возможность научиться:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причин-о-следственных связей

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Земля во вселенной

4

3

Природа и население России

12

4

Хозяйство и районы России

13

5

Итоговые занятия

4




итого

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. Правила работы .

2. Земля во вселенной Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение олимпиадных задач.

3. Природа и население России. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельеф образования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение олимпиадных задач.


4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.

5. Итоговые занятия.

Календарно-тематический план


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Характеристика основные видов деятельности учащихся


Примечание

План

факт













Вводный урок

1













1


Вводный урок. Значение географии в жизни человека. Задачи и методы изучения окружающего мира.

1

8.11




Постановка задач изучения курса, знакомство с источниками географической информации, поиск информации, фиксация результатов







Земля во вселенной

4













2

Великие географические открытия. Материки и океаны.

1

15.11




Работа с источниками информации, выполнение практических работ, составление описаний географических объектов, решение задач




3

Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Решение олимпиадных задач

1

22.11




4

Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли».

1

29.11




5

Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение олимпиадных задач .

1

5.12







Природа и население России

12

12.12




6

Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации.

1

19.12




Решение задач на соотношение возраста земной коры, тектонической структуры, формы рельефа и полезными ископаемыми. Решение задач на определение типов климата России по климатограмме, соотнесение ее с территорией России.

Прослушивание и просмотр лекций в Интернете, выполнение практических работ, составление комплексных характеристик районов, решение задач различного уровня сложности




7

Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельеф образования. Богатство недр России.

1

26.12




8

Климат. Внутренние воды России. Почвы.

1

10.01




9

Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны..

1

17.01




10

Многоэтажность природы гор, особенности их природы.

1

24.01




11

Охрана природы и охраняемые территории России.

1

31.01




12

Население России. Численность и воспроизводство населения национальный.

1

7.02




13

Практика. Работа по карте.

1

14.02










14

Решение олимпиадных задач

1

21.02




15

Решение олимпиадных задач

1

28.02




16

Решение олимпиадных задач

1

7.03




17

Решение олимпиадных задач

1

14.03







Хозяйство и районы России

13

28.03




18

Этапы развития хозяйства.

1

4.04




анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Решение задач на зависимость размещения отраслей промышленности от наличия минерально-сырьевой базы; -на определение субъекта РФ по характерным чертам географического положения, особенности природы и населения и хозяйства,




19

Географическое районирование России.

1

11.04




20

Административно-территориальное деление как один из видов районирования..

1

18.04




21

Отрасли и межотраслевые комплексы

1

25.04







22

Европейская часть России.

1

2.05




23

Азиатская часть России.

1

16.05




24

Занятия по тестам.

1

23.05




25

Решение олимпиадных задач

1







26

Решение олимпиадных задач

1







27

Решение олимпиадных задач

1







28

Решение олимпиадных задач

1







29

Решение олимпиадных задач

1







30

Решение олимпиадных задач

1
















Итоговые занятия










31

Решение олимпиадных задач

1







анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.






32

Решение олимпиадных задач

1







33

Решение олимпиадных задач

1







34

Решение олимпиадных задач

1








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.

2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2005.

3. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987.

4. Сборники задач по географии. – М.: Просвещение, 1999, 2001.

5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Максаковский В.П. Социально-экономическая география мира. Учебник для учащихся 10 класса общеобр. учебных заведений. – М.: Просвещение, 2004.

7. Материалы единого государственного экзамена по географии (контрольно-измерительные материалы), - М.: Просвещение, 2004, 2005, 2006.

8. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Части 1, 2. 10 – 11 класс. АСТ-ПРЕСС, 2004.

9. Родионова Т.А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы (части 1,2) – М.: Дрофа, 2004.

10. Учебные атласы по географии (6 – 10 классы).

11. Холина В.В. География человеческой деятельности. Учеб. пособие для учащихся общеобр. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2004.

12. Справочник по экономической, социальной и политической географии (для студентов и абитуриентов). Под общей редакцией Каледина Н.В. – СПб, 2008.

13. Содружество Независимых Государств: экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие. Под общей редакцией Каледина Н.В., Ятмановой В.В. – СПб, 2008

14. Задачи по географии: пособие для учителей / Под ред. Наумова А.С. – М.: МИРОС, 1993