Файл: Пояснительная записка программа внеурочной деятельности составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 611 класс М..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс - М.: Дрофа 2021 г. с учётом тем заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности, выносимых на ГИА.
Цель: способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по геогра-фии; овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
Задачи:
- знакомство с историей развития географии;
- формирование личных учебно-познавательных мотивов;
- углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей географию России;
- формирование умений решать географические задачи;
- умение определять географические объекты по их описанию
Общая характеристика
Внеурочная деятельность «Готовимся к олимпиаде по географии» – добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к изучению географии. Содержание программы кружка является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия в кружке подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться
Место учебного занятия в учебном плане
На изучение внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадным заданиям по географии» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Ценностные ориентиры
Внеурочная деятельность «Готовимся к олимпиаде по географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятие «Готовимся к олимпиаде по географии» позволит заинтересованным учащимся подготовиться к участию во всероссийской Олимпиаде школьников по географии.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного занятия
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов
- способности проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности;
-способности строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой к сверстникам и взрослым)
Регулятивные УУД
Метапредметные ;
Обучающийся научится:
-выстраивать траекторию своей деятельности исходя из поставленной цели;
- анализировать результат своих действий;
-вносить коррективы по ходу выполнения действий, направленных на улучшение результата.
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Обучающий получит возможность научиться:
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- использовать речевые средства для регуляции умственной
деятельности; приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; • Обучаю-щий получит возможность научиться: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПознавательныеУУД
Обучающийся научится:
- находить практическое применение таким понятиям как анализ, синтез, обобщение;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией
или самостоятельно полученными данными;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающий получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причин-о-следственных связей
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Земля во вселенной | 4 |
3 | Природа и население России | 12 |
4 | Хозяйство и районы России | 13 |
5 | Итоговые занятия | 4 |
| итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. Правила работы .
2. Земля во вселенной Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение олимпиадных задач.
3. Природа и население России. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельеф образования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение олимпиадных задач.
4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.
5. Итоговые занятия.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Характеристика основные видов деятельности учащихся | Примечание | |
План | факт | |||||
| | | ||||
| Вводный урок | 1 | | | | |
1 | Вводный урок. Значение географии в жизни человека. Задачи и методы изучения окружающего мира. | 1 | 8.11 | | Постановка задач изучения курса, знакомство с источниками географической информации, поиск информации, фиксация результатов | |
| Земля во вселенной | 4 | | | | |
2 | Великие географические открытия. Материки и океаны. | 1 | 15.11 | | Работа с источниками информации, выполнение практических работ, составление описаний географических объектов, решение задач | |
3 | Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Решение олимпиадных задач | 1 | 22.11 | | ||
4 | Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». | 1 | 29.11 | | ||
5 | Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение олимпиадных задач . | 1 | 5.12 | | ||
| Природа и население России | 12 | 12.12 | | ||
6 | Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. | 1 | 19.12 | | Решение задач на соотношение возраста земной коры, тектонической структуры, формы рельефа и полезными ископаемыми. Решение задач на определение типов климата России по климатограмме, соотнесение ее с территорией России. Прослушивание и просмотр лекций в Интернете, выполнение практических работ, составление комплексных характеристик районов, решение задач различного уровня сложности | |
7 | Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельеф образования. Богатство недр России. | 1 | 26.12 | | ||
8 | Климат. Внутренние воды России. Почвы. | 1 | 10.01 | | ||
9 | Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны.. | 1 | 17.01 | | ||
10 | Многоэтажность природы гор, особенности их природы. | 1 | 24.01 | | ||
11 | Охрана природы и охраняемые территории России. | 1 | 31.01 | | ||
12 | Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. | 1 | 7.02 | | ||
13 | Практика. Работа по карте. | 1 | 14.02 | | | |
14 | Решение олимпиадных задач | 1 | 21.02 | | ||
15 | Решение олимпиадных задач | 1 | 28.02 | | ||
16 | Решение олимпиадных задач | 1 | 7.03 | | ||
17 | Решение олимпиадных задач | 1 | 14.03 | | ||
| Хозяйство и районы России | 13 | 28.03 | | ||
18 | Этапы развития хозяйства. | 1 | 4.04 | | анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Решение задач на зависимость размещения отраслей промышленности от наличия минерально-сырьевой базы; -на определение субъекта РФ по характерным чертам географического положения, особенности природы и населения и хозяйства, | |
19 | Географическое районирование России. | 1 | 11.04 | | ||
20 | Административно-территориальное деление как один из видов районирования.. | 1 | 18.04 | | ||
21 | Отрасли и межотраслевые комплексы | 1 | 25.04 | | | |
22 | Европейская часть России. | 1 | 2.05 | | ||
23 | Азиатская часть России. | 1 | 16.05 | | ||
24 | Занятия по тестам. | 1 | 23.05 | | ||
25 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | ||
26 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | ||
27 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | ||
28 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | ||
29 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | ||
30 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | | |
| Итоговые занятия | | | | ||
31 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. | |
32 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | ||
33 | Решение олимпиадных задач | 1 | | | ||
34 | Решение олимпиадных задач | 1 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2005.
3. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987.
4. Сборники задач по географии. – М.: Просвещение, 1999, 2001.
5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000.
6. Максаковский В.П. Социально-экономическая география мира. Учебник для учащихся 10 класса общеобр. учебных заведений. – М.: Просвещение, 2004.
7. Материалы единого государственного экзамена по географии (контрольно-измерительные материалы), - М.: Просвещение, 2004, 2005, 2006.
8. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Части 1, 2. 10 – 11 класс. АСТ-ПРЕСС, 2004.
9. Родионова Т.А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы (части 1,2) – М.: Дрофа, 2004.
10. Учебные атласы по географии (6 – 10 классы).
11. Холина В.В. География человеческой деятельности. Учеб. пособие для учащихся общеобр. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2004.
12. Справочник по экономической, социальной и политической географии (для студентов и абитуриентов). Под общей редакцией Каледина Н.В. – СПб, 2008.
13. Содружество Независимых Государств: экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие. Под общей редакцией Каледина Н.В., Ятмановой В.В. – СПб, 2008
14. Задачи по географии: пособие для учителей / Под ред. Наумова А.С. – М.: МИРОС, 1993