Файл: Протокол 1 от 30 августа 2021 г. Согласовано Заместитель директора школы по увр т. Е брянцева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и рекомендована на заседании педагогического совета.

Протокол № 1 от «30» августа 2021 г.


Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР

_________ Т.Е Брянцева

«30».08 2021г


«Утверждена»

Директор

МКОУ Базовская СОШ

__________ А.Н.Колесник

Приказ № 91-О от «10» сентября 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Юный Архимед»

(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ)

МОДИФИЦИРОВАННАЯ

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Составитель программы: Дикая Е.А.

высшаяквалификационная категория

р.п. Ольховатка

п.Б.Базы

2021 год

Пояснительная записка

Наименование программы - «Юный Архимед»

Вид – дополнительная общеразвивающая программа.

Направленность - общеинтеллектуальная

Актуальность программы - программа разработана в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании».

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г . N 373) (далее - ФГОС Н 00).

- Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

- САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

- Письмом от 12.05. 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

- Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г М 761 н « Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей , специалистов и служащих , раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования » ( далее - ЕКС ).

Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Базовская СОШ.

Учебным планом МКОУ Базовская СОШ на 2021-2022 учебный год.


Программой внеурочной деятельности МКОУ Базовская СОШ в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ОООиФГОС СОО для 1-11 классов на 2021-2022 учебный год.

В основу программы по внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Отличительные особенности программы

Курс "Юный Архимед" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

«Юный Архимед» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает

организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Адресат программы – программа разработана для обучающихся 1-4классов. Возраст детей 7-11 лет.

Уровень реализации программы: базовый.

Объем программы

Общее количество часов35;

Формы обучения и виды занятий

В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества. Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.

- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.

-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.

-Выпуск стенгазет.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстра­тивного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более раз­нообразной, эмоционально и информационно насыщенной.


репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

эвристический (проблема формулируется детьми, ими и пред­лагаются способы ее решения).

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим занятий:

1 занятие в неделю по 1 часу.

Цель:развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
ОБУЧАЮЩИЕ: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области чисел;

содействовать умелому использованию символики;

правильно применять математическую терминологию;

развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

внимание на количественных сторонах;

уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

развивать краткости речи.
РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность.

Формировать потребность в самопознании, саморазвитии.

Прививать и развивать смелость в поисках новых форм выражения творческой работы, в проявлении фантазии и умении отстоять свою точку зрения.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Формирование у детей практических навыков, творческой активности в развитии математических способностей .

Формирование у детей таких качеств: усидчивость, аккуратность, ответственное отношение к своему делу, логическое мышление.

Содержание программы

Программа рассчитана на 35 ч. (1 час в неделю).

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание курса «Архимед» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.


Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

содержание темы

количество часов




Вводная часть

1




Числа. Арифметические действия. Величины

14




Мир занимательных задач

6




Геометрическая мозаика

14




ИТОГО

35

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

3

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.