Файл: Протокол 1 от 30 августа 2021 г. Согласовано Заместитель директора школы по увр т. Е брянцева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрена и рекомендована на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от «30» августа 2021 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР _________ Т.Е Брянцева «30».08 2021г | «Утверждена» Директор МКОУ Базовская СОШ __________ А.Н.Колесник Приказ № 91-О от «10» сентября 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Юный Архимед»
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ)
МОДИФИЦИРОВАННАЯ
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Составитель программы: Дикая Е.А.
высшаяквалификационная категория
р.п. Ольховатка
п.Б.Базы
2021 год
Пояснительная записка
Наименование программы - «Юный Архимед»
Вид – дополнительная общеразвивающая программа.
Направленность - общеинтеллектуальная
Актуальность программы - программа разработана в соответствии с:
Законом Российской Федерации «Об образовании».
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г . N 373) (далее - ФГОС Н 00).
- Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Письмом от 12.05. 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
- Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г М 761 н « Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей , специалистов и служащих , раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования » ( далее - ЕКС ).
Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Базовская СОШ.
Учебным планом МКОУ Базовская СОШ на 2021-2022 учебный год.
Программой внеурочной деятельности МКОУ Базовская СОШ в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ОООиФГОС СОО для 1-11 классов на 2021-2022 учебный год.
В основу программы по внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Отличительные особенности программы
Курс "Юный Архимед" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
«Юный Архимед» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает
организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Адресат программы – программа разработана для обучающихся 1-4классов. Возраст детей 7-11 лет.
Уровень реализации программы: базовый.
Объем программы
Общее количество часов – 35;
Формы обучения и виды занятий
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.
-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
-Выпуск стенгазет.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий:
1 занятие в неделю по 1 часу.
Цель:развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
ОБУЧАЮЩИЕ: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
развивать краткости речи.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развитие деловых качеств: самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность.
Формировать потребность в самопознании, саморазвитии.
Прививать и развивать смелость в поисках новых форм выражения творческой работы, в проявлении фантазии и умении отстоять свою точку зрения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Формирование у детей практических навыков, творческой активности в развитии математических способностей .
Формирование у детей таких качеств: усидчивость, аккуратность, ответственное отношение к своему делу, логическое мышление.
Содержание программы
Программа рассчитана на 35 ч. (1 час в неделю).
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Содержание курса «Архимед» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | содержание темы | количество часов |
| Вводная часть | 1 |
| Числа. Арифметические действия. Величины | 14 |
| Мир занимательных задач | 6 |
| Геометрическая мозаика | 14 |
| ИТОГО | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. |
2 | Мир занимательных задач. | Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). |
3 | Геометрическая мозаика. | Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. |