ВУЗ: Институт гуманитарного образования и информационных технологий
Категория: Ответы на вопросы
Дисциплина: Искусство
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 1224
Скачиваний: 7
-
(50) Драматургия и театр серебряного века.
Блок – создатель литературно- поэтического театра.
«Балаганчик» Блока(где поставили???)(Посвящается Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду )- знать текст ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА : Коломбина. Пьеро. Арлекин. Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях, а потом в масках и маскарадных костюмах. Председатель мистического собрания. Три пары влюбленных. Паяц. Автор. («Незнакомка», «Король на площади») !!!Условные персонажи, условность драматических форм. В театре Комисаржевской Веры Фёдоровны ставил Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Метафоричность языка. Арлекин, Коломбина. Мистики.
«Незнакомка» - упомянуть просто что знаете.
Главное подчеркнуть-«Балаганчик»единственная удачная постановка театра литературно, чем драматически.Станисл.(?) более 240 репетиций «Розу и Крест» невозможно поставить на сцене, не получилось (но в истории сказано "Роза и Крест" -- драма А. Блока, была принята к постановке в Художественном театре в 1916 г. Весной и осенью 1916 г. был проведен ряд репетиций под руководством Лужского и Немировича-Данченко.). Театральная судьба произведений- Блока никто кроме Мейерхольда не ставил! О Комиссаржевской по касательной чуть сказать-«Балаганчик» в театре Комиссаржевской ставил Мейерхольд!!! «Балаганчик» - открытая условн.драматическая форм. Услов.персон.метафор.языка. Театр Серебрянного века.
Здесь же+ Гумилев и его пьеса «Дон Жуан в Египте» ("Дон Жуан в Египте" - первое драматическое произведение Гумилева, если не считать не дошедшей до нас пьесы "Шут короля Батиньоля", законченной в Париже в конце 1906 года. )–миф о Дон Жуане и в современном театре. Гумилевым тема использована – борьба двух начал – стремление к высокому идеалу, к любви, к вечной женственности, к обыденному существованию, крайности обязательно пересекаются и не могут жить без друга+ свободный 19 год+ театр Марджанова. Актер должен быть свободным от делений на жанр. Провал! Марджанов сам- оперетта «название..), Санин «Сорочинская ярмарка», Таиров «Покрывало Пьеретты»+ Таировский театр.Греция. Король Солнце. Современный Кисловодск.
Три режиссера разных: 1. Марджанов Константин Александрович 1913 г (Его «Свободный театр» просуществовал всего один сезон (1913–1914), однако за это время выпустил ряд ярких спектаклей.) Почему своюодный театр- актер свободен от делений по жанрам (Коон в главной роли- к примеру: она не играла, а проживала историю трагической любви, в роли Сакантулы, автора Калидасы «Сакантула»).
2. Александр Акимович Санин МХТ (Он является одним из создателей знаменитого Московского Художественного Театра МХТ. Был актером и режиссером МХТ (с 1899, одновременно с В. Э. Мейерхольдом), сорежиссером К. С. Станиславского по постановке массовых сцен). Санин "Сорочинская ярмарка"!
3. Таиров Александр Яковлевич (Премьера «Покрывала Пьеретты» состоялась 4 ноября 1913 года. Таиров, конечно, угадал в настроениях времени, в сюжете, в молодой двадцатичетырехлетней актрисе со звучным именем Алиса Коонен). Именно поставленные Таировым пантомима «Покрывало Пьеретты» Шницлера и китайская сказка «Желтая кофта» принесли известность Свободному театру. В 1949 Таиров был отстранён от руководства театром, в 1950 в обстановке «борьбы с космополитизмом» театр был закрыт, часть труппы вошла в Московский драматический театр им. Пушкина.
Силуэт Серебряного века
Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Отношение
к Западу для русского общества всегда
было показателем ориентиров в его
поступательном историческом движении.
На протяжении столетий Запад представлялся
не как определенное политическое, а тем
более географическое пространство, а,
скорее, как система ценностей —
религиозных, научных, этических,
эстетических, которые можно либо принять,
либо отвергнуть. Возможность выбора
рождала в истории России сложные коллизии
(вспомним хотя бы противостояние
"никонианцев" и старообрядцев
в
XVII в.). Антиномии "свое" —
"чужое", "Россия" — "Запад"
особенно остро сказывались в переходные
эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно
такой эпохой, и проблема "русской
европейскости" приобрела в это время
особый смысл, образно выраженный в
известных строках А. А. Блока:
Мы любим все — и жар холодных чисел,
И дар божественных видений,
Нам внятно все—и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Идеалы
"русской европейскости", ориентирующие
развитие русского общества по пути
европейских культур, получают достойное
воплощение в просвещении, науке,
искусстве. Русская культура, не теряя
своего национального лица, все более
обретала черты общеевропейского
характера.
Возросли ее связи с другими
странами. Это отразилось на широком
применении новейших достижений
научно-технического прогресса — телефона
и граммофона, автомобиля и кинематографа.
Многие русские ученые вели научную и
педагогическую работу за рубежом. Самое
же важное заключается в том, что
Россия
обогатила мировую культуру достижениями
в самых разнообразных областях.
Важной
чертой развития культуры рубежа веков
является мощный подъем гуманитарных
наук. "Второе дыхание" обрела
история, в которой заблистали имена
В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова
и др. Подлинных вершин достигает
философская мысль, что дало основание
великому философу Н.А.
Бердяеву
назвать эпоху "религиозно-культурным
ренессансом".
Русский
культурный Ренессанс создавался целым
созвездием блестящих гуманитариев —
Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С.
Мережковским, С.Н.
Трубецким, И.А.
Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум,
образованность, романтическая страстность
были спутниками их трудов. В 1909 г.
С.Н.
Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк
и другие философы выпустили сборник
"Вехи",
где призвали интеллигенцию к покаянию
и отречению от разрушительных и
кровожадных революционных планов.
Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно- философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.
Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.
Серебряный век: декадентство или ренессанс?
Образование и просвещение
Система
образования в России рубежа XIX—XX вв.
по-прежнему включала три ступени:
начальную (церковноприходские школы,
народные училища), среднюю
(классические
гимназии, реальные и коммерческие
училища) и высшую школу
(университеты,
институты). По данным 1813 г., грамотные
среди подданных
Российской империи
(за исключением детей моложе 8 лет)
составляли в среднем
38—39 %.
В
значительной мере развитие народного
образования было связано с деятельностью
демократической общественности. Политика
властей в этой области не представляется
последовательной. Так, в 1905 г. министерство
народного просвещения вынесло проект
закона «О введении всеобщего начального
обучения в Российской империи» на
рассмотрение II
Государственной думы,
однако этот проект так и не получил силу
закона.
Растущая
потребность в специалистах способствовала
развитию высшего, в особенности
технического, образования. В 1912 г. в
России было 16 высших технических учебных
заведений. К прежнему числу университетов
прибавился только один, Саратовский
(1909), но количество студентов заметно
выросло — с 14 тысяч в сер. 90-х годов до
35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение
частные высшие учебные заведения
(Вольная высшая школа П.Ф.
Лесгафта,
Психоневрологический институт В.М.
Бехтерева и др.). Университет
Шанявского,
работавший в 1908— 18 гг. на средства
либерального деятеля народного
образования А.Л. Шанявского (1837—1905) и
дававший среднее и высшее образование,
сыграл важную роль в демократизации
высшего образования. В университет
принимались лица обоего пола независимо
от национальной принадлежности и
политических взглядов.
Дальнейшее
развитие в начале XX в. получило высшее
женское образование.
В начале XX в. в
России имелось уже около 30 высших женских
учебных заведений (Женский педагогический
институт в Петербурге, 1903; Высшие женские
сельскохозяйственные курсы в Москве
под руководством Д.Н.
Прянишникова,
1908 и др.). Наконец, право женщин на высшее
образование было признано юридически
(1911).
Одновременно
с воскресными школами стали действовать
новые типы культурно-просветительских
учреждении для взрослых — рабочие
курсы
(например, Пречистенские в
Москве, среди преподавателей которых
были такие выдающиеся ученые, как
физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета
и др.), просветительские рабочие общества
и народные дома — своеобразные клубы
с библиотекой, актовым залом, чайной и
торговой лавкой (Литовский народный
дом графини С.В. Паниной в Петербурге).
Большое
влияние на просвещение оказало развитие
периодической печати и книгоиздательства.
В начале XX в. выходило 125 легальных газет,
в 1913— более 1000. В 1913г. издавалось 1263
журнала. Тираж массового литературно-
художественного и научно-популярного
«тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к
1900
г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По
количеству издаваемых книг
Россия
занимала третье место в мире (после
Германии и Японии). В 1913 г. только на
русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров
книг.
Крупнейшие
книгоиздатели А. С. Суворин (1835— 1912) в
Петербурге и И.Д.
Сытин (1851-1934) в Москве
способствовали приобщению народа к
литературе, выпуская книги по доступным
ценам («Дешевая библиотека»
Суворина,
«Библиотека для самообразования»
Сытина). В 1989—1913 гг. в Петербурге работало
книгоиздательское товарищество «Знание»,
которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С
1904 г. было выпущено 40 «Сборников
товарищества
"Знание"», включавших
произведения выдающихся писателей-реалистов
М.
Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина
и др.
Процесс просвещения был интенсивным и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек.
Не
менее важную роль в развитии культуры
сыграл "иллюзион" — кино, появившееся
в Петербурге буквально через год после
его изобретения во
Франции. К 1914г. в
России уже было 4000 кинотеатров, в которых
шли не только зарубежные, но и отечественные
картины. Потребность в них была настолько
велика, что в период с 1908 по 1917 г. было
снято более двух тысяч новых художественных
фильмов. Начало профессиональному
кинематографу в России положил фильм
"Стенька Разин и княжна" (1908 г., реж.
В.Ф.
Ромашков). В 1911—1913 гг. В.А. Старевич
создал первые в мире объемные
мультипликации. Широкую известность
получили фильмы режиссеров Б.Ф.
Бауэра,
В.Р. Гардина, Протазанова и
др.
Наука
На руб. XIX—XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.
К.Э.
Циолковский (1857—1935) разрабатывал
теоретические основы воздухоплавания,
аэро- и ракетодинамики. Ему принадлежат
обширные исследования по теории и
конструкции цельнометаллического
дирижабля. В 1897 г., построив простейшую
аэродинамическую трубу, совместно с
Жуковским проводил в ней исследования
моделей дирижаблей и крыльев самолетов.
В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот.
Наконец, ученый, обосновывая возможность
межпланетных перелетов, предложил
жидкостно-реактивный двигатель —
ракету
(«Исследование мировых
пространств реактивными приборами»,
1903).
Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева (1866—1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.
Научное
значение трудов великого русского
ученого физиолога И.П.
Павлова
(1849—1934) столь велико, что история
физиологии делится на два больших этапа:
допавловский и павловский. Ученый
разработал и ввел в научную практику
принципиально новые методы исследования
(метод
«хронического» опыта). Наиболее
значительные исследования Павлова
относятся к физиологии кровообращения,
а за исследования в области физиологии
пищеварения первому среди русских
ученых Павлову была присуждена
Нобелевская
премия (1904). Десятилетия последующей
работы по этим направлениям привели к
созданию учения о высшей нервной
деятельности. Еще один русский
естествоиспытатель И. И. Мечников
(1845—1916), вскоре стал
Нобелевским
лауреатом (1908) за исследования в области
сравнительной патологии, микробиологии
и иммунологии. Основы новых наук
(биохимии, биогеохимии, радиогеологии)
заложены В.И. Вернадским (1863—1945). Значение
научного предвидения и ряда основополагающих
научных проблем, поставленных ученым
в начале века, становится ясным только
теперь.
Гуманитарные
науки испытывали большое влияние
процессов, происходивших в естествознании.
В философии получил широкое распространение
идеализм.
Русская религиозная
философия с ее поиском путей соединения
материального и духовного, утверждением
«нового» религиозного сознания явилась
едва ли не самой важной областью не
только науки, идейной борьбы, но и всей
культуры.
Основы
религиозно-философского Ренессанса,
которым отмечен «серебряный век» русской
культуры, были заложены В.С. Соловьевым
(1853—1900). Сын знаменитого историка,
выросший в «суровой и набожной атмосфере»,
царившей в семье (дед его был московским
священником), в гимназические годы (от
14 до
18 лет) он пережил, по его словам,
пору «теоретического отрицания»,
страстного увлечения материализмом, и
от детской религиозности перешел к
атеизму. В студенческие годы — сначала,
в течение трех лет, на естественном,
затем на историко-филологическом
факультетах Московского университета
(1889—73) и, наконец, в Московской духовной
академии (1873—74)
— Соловьев, много
занимаясь философией, а также изучая
религиозно- философскую литературу,
пережил духовный перелом. Именно в это
время начали складываться основы его
будущей системы.