Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1544

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 90 -
9. К СПЕЦИАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ
ДИАГНОСТИКИ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ У ДЕТЕЙ ДО 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ
ОТНОСЯТ
А) элиминационно- провокационные пробы
Б) копрологию
В) кожные пробы с пищевыми аллергенами
10. К КЛИНИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИМ О
ВОЗМОЖНОЙ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ ОТНОСЯТ
А) появление атопического дерматита после приема определенного продукта
Б) частый, жидкий стул с кислым запахом
В) обильный, зловонный, светлый стул 2 и более раз
Г) частые срыгивания после кормления грудью
11. К АНТИГИСТАМИННЫМ ПРЕПАРАТАМ 1 ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСЯТ
А) лоратадин
Б) цетиризин
В) хлорпирамин
Г) астемизол
12. К АНТИГИСТАМИННЫМ ПРЕПАРАТАМ 2 ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСИТСЯ
А) лоратадин
Б) диметинден
В) хифенадин
Г) мебгибролин
13. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НЕМЕДЛЕННОГО ТИПА РАЗВИВАЮТСЯ
А) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Б) через 6-8 часов после воздействия аллергена
В) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
Г) в течение первой недели после контакта с аллергеном
14. ОТСРОЧЕННЫЕ АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ МЕДЛЕННОГО ТИПА
РАЗВИВАЮТСЯ
А) в течение первой недели после контакта с аллергеном
Б) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
В) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Г) через 6-8 часов после воздействия аллергена
15. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЗАМЕДЛЕННОГО ТИПА РАЗВИВАЮТСЯ
А) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Б) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
В) через 6-8 часов после воздействия аллергена
Г) в течение первого месяца после воздействия аллергена
16. ТИП РЕАКЦИЙ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЙСЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИМ
А) цитотоксический
Б) анафилактический
В) гипертермический
Г) иммунокомплексный
17. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАКОГО ПРЕПАРАТА МОГУТ НАБЛЮДАТЬСЯ
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ: ТАХИКАРДИЯ, СУДОРОГИ, ВОЗБУЖДЕНИЕ, РВОТА,
ГИПЕРГЛИКЕМИЯ?
А) магния сульфат
Б) глюконат кальция

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 91 -
В) оксибутират натрия
Г) эуфиллин
18. ДЛЯ КУПИРОВАНИЯ ОСТРОГО ПРИСТУПА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
ПРЕПАРАТОМ ВЫБОРА ЯВЛЯЕТСЯ
А) сальбутамол
Б) преднизолон
В) будесонид
Г) теофиллин внутривенно
19. ЭУФИЛЛИН ДЛЯ СНЯТИЯ ПРИСТУПА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ ВВОДЯТ
В ВИДЕ ____ % РАСТВОРА
А) 2,4
Б) 24
В) 0,24
Г) 12
20. КАКОЙ «ЭКСТРЕННЫЙ» ПРЕПАРАТ ПРИМЕНЯЮТ ПРИ
АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ?
А) эпинефрин
Б) супрастин
В) глюкоза внутривенно
Г) пенициллиназа
21. В какой стадии аллергического заболевания ставятся кожные пробы? (Укажите
один правильный ответ):
1. обострения
2. ремиссии
3. в межприступный период
4. в любой
5. не имеет значения
22. Что такое спирали Куршмана (Укажите один правильный ответ):
1. слепки секрета из мелких бронхов
2. эозинофилы
3. нейтрофилы
4. тромбоциты
5. эритроциты
23. При гипоаллергенной диете следует исключить все, кроме (Укажите один
правильный ответ):
1. кисломолочных продуктов
2. рыбы
3. меда
4. яиц
5. орехов
24. Бронхиальная обструкция при бронхиальной астме обусловлена (Укажите один
правильный ответ):
1. бронхоконстрикцией
2. гиперсекрецией слизи
3. гипосекрецией слизи
4. отеком стенки бронхов


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 92 -
25. Факторами, предрасполагающими к развитию бронхиальной астмы, являются
(Укажите один правильный ответ):
1. атопия
2. гиперреактивность бронхов
3. наследственность
4. вирусы и вакцины
5. химические вещества
26. Диагностика бронхиальной астмы основана на оценке данных (Укажите один
правильный ответ):
1. анамнеза
2. аллергического статуса
3. функции внешнего дыхания
4. связи с причинно значимом аллергеном
5. общего анализа крови
27. Наиболее частой причиной возникновения бронхиальной астмы у детей 1 года
является аллергия (Укажите один правильный ответ):
1. пищевая
2. бытовая, эпидермальнал, грибковая
3. пыльцевая
28. Базисной противовоспалительной терапией при бронхиальной астме лёгкого
персистирующего течения являются (укажите правильные ответы):
1. акромогликат натрия
2. недокромил натрия
3. ингаляционные кортикостероиды
4. системные кортикостероиды
29. При бронхиальной астме приступы легкой и средней тяжести купируются
(укажите правильные ответы):
1. ингаляционными кортикостероидами
2. ингаляционными β
2
-агонистами короткого действия
3. ипратропиума бромидом
4. теофиллином короткого действия
30. Базисной противовоспалительной терапией при бронхиальной астме средней
тяжести являются (укажите правильные ответы):
1. акромогликат натрия
2. недокромил натрия
3. ингаляционные кортикостероиды
4. оральные (системные) кортикостероиды
5. теофиллин пролонгированного действия
31. Приступ бронхиальной астмы характеризуется (укажите правильные ответы):
1. удушьем
2. экспираторной одышкой
3. инспираторной одышкой
4. цианозом губ, акроцианозом
5. кашлем
32. Базисной противовоспалительной терапией при тяжелой бронхиальной астме
являются (укажите правильные ответы):
1. ингаляционные кортикостероиды
2. оральные (системные) кортикостероиды

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 93 -
3. теофиллин пролонгированного действия
4.
β
2
-агонисты пролонгированного действия
5.
β
2
-агонисты короткого действия
33.Проведение специфической иммунотерапии показано детям с атопической
бронхиальной астмой (укажите правильные ответы):
1. легкого и среднетяжелого течения
2. тяжелого течения
3. с доказанной аллергенной причиной
4. при малой эффективности фармакотерапии
5. при невозможности элиминировать причинно-значимые аллергены
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   51

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Мать с мальчиком 8 лет пришла на плановый диспансерный прием к врачу- педиатру участковому с целью оформления инвалидности по поводу бронхиальной астмы.
(Дедушка ребенка по материнской линии страдает бронхиальной астмой.) Ребёнок болен с
6 месяцев, когда впервые был поставлен диагноз обструктивный бронхит. В последующем данное заболевание повторялось с периодичностью в 2-4 месяца. С 2-летнего возраста наблюдались типичные приступы удушья. Один раз перенёс астматический статус.
Неоднократно госпитализировался по ургентным показаниям. В последние 2 года приступы участились (по несколько раз в неделю), последние 3 месяца беспокоят практически ежедневные ночные приступы. Ребёнок обучается на дому. Последний приступ - 2 недели назад. Исследования функции внешнего дыхания проводились месяц назад - стабильное нарушение бронхиальной проходимости по обструктивному типу, объем форсированной ЖЕЛ за 1 сек. - 60-70%, тест на обратимость бронхиальной обструкции с сальбутамолом всегда положителен. Выявлена сенсибилизация к домашней пыли, шерсти животных, березе, некоторым видам трав. При осмотре: объективно ребёнок астенического телосложения, отстаёт в физическом развитии. В контакт вступает неохотно, на вопросы отвечает односложно. Признаков дыхательной недостаточности нет.
Кожа чистая, бледная, периорбитальный цианоз. Дыхание жёсткое, хрипов нет. Частота дыхания - 20 в минуту. Пульс - 90 уд/мин, расщепление II тона с акцентом на лёгочной артерии, АД - 110/65 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, печень +1 см, эластичная, селезёнка не пальпируется.
Ребёнок постоянно получает ингаляционные глюкокортикоиды, р2-адреномиметики.
Вопросы:
1.
Сформулируйте диагноз согласно существующей классификации.
2.
Составьте план диспансерного наблюдения.
3.
Методы реабилитации больных с данным заболеванием. Рекомендации родителям по уходу за ребёнком.
4.
Какие бронхорасширяющие препараты применяются в клинической практике?
Побочные действия этих препаратов.
5.
Какими препаратами необходимо проводить базисную терапию этому ребенку, назовите способ доставки препаратов?
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 94 -
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В детскую поликлинику в отделение оказания неотложной педиатрии поступил вызов: у мальчика 3,5 лет появилось затруднённое дыхание, сильный нарастающий кашель.
При посещении ребёнка на дому дежурным врачом-педиатром отделения было выяснено, что данные признаки появились внезапно на фоне нормальной температуры тела с появления сухого приступообразного кашля и затем затруднения дыхания.
Из анамнеза заболевания установлено следующее: на 2 и 3 году жизни ребёнок до 3 раз в год переносил острый обструктивный бронхит, по поводу чего лечение проводилось в стационаре. За последний год приступы удушья возникают ежемесячно, провоцируются физической нагрузкой и затем самостоятельно купируются. Связь с приёмом аллергенных пищевых продуктов отчётливо не прослеживается. Данное состояние развернулось в период цветения растений.
Наследственный анамнез: у матери мальчика хроническая экзема.
Объективно: состояние тяжёлое. Температура тела 36,6 °С. Бледность, лёгкий цианоз носогубного треугольника. Слышны дистантные хрипы, дыхание через нос затруднено, одышка с удлинённым выдохом до 40 в минуту с участием вспомогательной мускулатуры.
Кожа бледная, слизистые чистые. Перкуторно над лёгкими - коробочный звук.
Аускультативно дыхание в лёгких ослаблено диффузно, рассеянные сухие свистящие хрипы, преимущественно на выдохе. Тоны сердца ритмичные, средней громкости. ЧСС -
120 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень увеличена на 1 см.
Вопросы:
1.
Предположите наиболее вероятный диагноз.
2.
Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3.
Тактика и обоснование действий врача-педиатра отделения неотложной помощи в данной клинической ситуации. Перечислите спектр и цель дополнительных методов исследования у пациента.
4.
Назовите виды медикаментозной терапии купирования синдрома бронхиальной обструкции на госпитальном этапе для данного пациента и критерии эффективности терапии.
5.
Через неделю ребёнок был выписан из стационара. Какова тактика врача-педиатра участкового по дальнейшему наблюдению ребёнка на педиатрическом участке?
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
В детскую поликлинику в отделение оказания неотложной педиатрии поступил вызов: у мальчика 10 лет появился приступ удушья - затруднённое дыхание, кашель.
При посещении ребёнка на дому дежурным врачом-педиатром отделения было выяснено, что больной в течение 4 последних лет наблюдается с диагнозом: бронхиальная астма, атопическая форма, среднетяжёлое персистирующее течение, контролируемая. Получает базисную терапию - Серетид. В течение последних 10 дней базисная терапия не проводилась. Накануне (вчера вечером) развился приступ удушья. Применение
Сальбутамола (2-кратно с перерывом в 4 часа) дало кратковременный эффект. Из анамнеза жизни: в раннем возрасте у ребёнка были проявления атопического дерматита, у матери ребёнка - рецидивирующая крапивница.
Объективно: состояние средней тяжести, обусловленное синдромом дыхательной


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 95 - недостаточности. Пиковая скорость выдоха (ПСВ) составляет 60% от нормы. Сознание ясное. Кожа бледная, температура тела - 36°С. Дистантные хрипы.
Вынужденное положение - ортопноэ. Экспираторная одышка с участием вспомогательной мускулатуры. ЧД - 30 в минуту. Перкуторно над лёгкими коробочный звук; аускультативно дыхание ослаблено, в нижних отделах не прослушивается. Тоны сердца приглушены, тахикардия, ритмичные. ЧСС - 120 в минуту. АД - 110/50 мм рт. ст. Живот мягкий безболезненный, печень увеличена на 1 см. Селезёнка не увеличена.
Вопросы:
1.
Предположите наиболее вероятный диагноз.
2.
Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3.
Тактика и обоснование действий врача-педиатра отделения неотложной помощи в данной клинической ситуации.
4.
Назовите критерии и необходимость госпитализации в данной клинической ситуации. Какова тактика наблюдения за ребёнком в случае отмены госпитализации?
5.
Через неделю симптомы обострения астмы были полностью купированы. Какова тактика врача-педиатра участкового по дальнейшему наблюдению ребёнка на педиатрическом участке?
Контрольный вопросы:
1.
Этиология, патогенез, эпидемиология, классификация бронхиальной астмы у детей.
2.
Клиника БА в различные возрастные периоды.
3.
Диагностика БА, дифференциальная диагностика.
4.
Лечение бронхиальной астмы у детей. Ступенчатая терапияу детей старше 5 лет.
Ступенчатая терапия астмы у детей 5 лет и младше (по GINA 2016г.).
5.
Реабилитация детей с бронхиальной астмой. Применение физических факторов в реабилитации детей с БА. Кинезотерапия, ЛФК. Массаж. Закаливание. Санаторно- курортный этап реабилитации. Профилактика бронхиальной астмы на участке.
6.
Диспансерное наблюдение. Принципы ведения детей с бронхиальной астмой на участке. Профориентация детей с БА. Индивидуальное обучение на дому. Облегченный режим сдачи итоговой аттестации. Вакцинация детей с БА. Оформление инвалидности.
Порядок оформления документации.
7.
Критерии оценки качества медицинской помощи детям с БА. Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми с
БА.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 96 -
Методические рекомендации для студентов к теме: Организация лечебно-
профилактической помощи при патологии иммунитета и аллергических
заболеваниях в условиях поликлиники (часть 1).
Актуальность темы Широкая распространенность аллергических болезней (АБ) (более
20 % населения планеты) превратили аллергию в глобальную медико-социальную проблему. Ежегодно во всем мире регистрируется рост аллергопатологии (до 40 % больных аллергией в популяции, каждый третий житель планеты страдает аллергическим ринитом и каждый десятый — бронхиальной астмой), который охватил большинство стран мира в конце прошлого века и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению в XXI веке. За последние 30 лет распространенность АБ повсеместно удваивалась (каждые 10 лет). По данным ВОЗ, в настоящее время около 5% взрослого населения планеты и 15% детского страдают AБ. Аллерги я — сверхчувствительность иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм К аллергии относятся иммунные реакции
(реакции гиперчувствительности I типа), при которых в организме человека вырабатываются антитела (иммуноглобулины Е) для специфических белков
. Когда эти вещества приводят к гиперчувствительности организма, они называются аллергенами.
На сегодняшний день наиболее распространенными АБ у детей являются бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит. Диспансерному наблюдению подлежат больные с :
• 1)бронхиальной астмой (БА);
• 2)аллергическим ринитом (АР);
• 3)атопическим дерматитом.
Средняя распространенность симптомов АР составляет 8,5% (1,8-20,4%) у 6-7-летних и
14,6% (1,4-33,3%) у 13-14-летних детей (Международное исследование бронхиальной астмы и аллергии в детском возрасте: International Study of Asthma and Allergy in
Childhood (ISAAC) [3]. По результатам исследования, проведенного согласно протоколу
GALLEN (Global Allergy and Asthma European Network — Глобальная сеть по аллергии и астме в Европе) в 2008-2009 гг., распространенность симптомов аллергического ринита у подростков 15-18 лет составила 34,2 %, при проведении углубленного обследования в
10,4% случаев диагноз АР был подтвержден, что примерно в два раза выше данных официальной статистики. Частота симптомов АР в Российской Федерации составляет 18-
38%. Чаще мальчики. В возрастной группе до 5 лет распространенность АР наиболее низкая, заболеваемости отмечают в раннем школьном возрасте.
Цель занятия. Изучить организацию работы и задачи участкового педиатра при работе с детьми, находящимися на диспансерном учете по поводу имеющихся у них заболеваний мочевыделительных органов. Научиться практическому применению знаний для дальнейшей работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Место проведения: учебная комната
Продолжительность: 2 академических часа – 90 минут с 10-минутным перерывом).
Вопросы темы, подлежащие обсуждению.