Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1571
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 210 -
1) жажда
2) полиурия
3) гипогликемия
4) похудание
19.
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ САХАРНОГО ДИАБЕТА НЕ ВАЖЕН ЛАБОРАТОРНЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ:
1) гипербилирубинемия
2) гипергликемия
3) глюкозурия
4) наличие ацетона в моче
20.
ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ДИАГНОЗА САХАРНОГО ДИАБЕТА У РЕБЕНКА
ВАЖНО НАЛИЧИЕ СЛЕДУЮЩЕГО ПРИЗНАКА:
1) увеличение СОЭ
2) гиперкалиемия
3) низкий удельный вес мочи
4) глюкозурия
21.
У БОЛЬНОГО САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ ЧАСТО НАБЛЮДАЕТСЯ ОДИН ИЗ
ПРИЗНАКОВ:
1) потливость
2) чувство песка в глазах
3) сухость кожи и слизистых
4) плаксивость
22.
ГЛЮКОЗОТОЛЕРАНТНЫЙ ТЕСТ ПРОВОДИТСЯ ПРИ ПОКАЗАТЕЛЯХ
САХАРА КРОВИ ИЛИ МОЧИ:
1)
3,33-5,55 ммоль/л
2)
8,0 ммоль/л
3)
0,5 % сахара в моче
4) более 1 % сахара в моче
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Основная часть
В отделение интенсивной терапии поступил мальчик 5 лет.
Ребёнок от второй беременности, протекавшей с нефропатией, вторых срочных родов, родился с массой 4000 г, ростом 52 см.
Из анамнеза известно, что ребёнок часто болеет острыми респираторными заболеваниями.
После перенесённого стресса в течение последних 1,5 месяцев отмечалась слабость, вялость. Ребёнок похудел, начал много пить и часто мочиться. На фоне заболевания гриппом состояние ребёнка резко ухудшилось, появилась тошнота, переходящая в повторную рвоту, боли в животе, фруктовый запах изо рта, сонливость.
Мальчик поступил в отделение интенсивной терапии в тяжёлом состоянии, без сознания.
Дыхание шумное (типа Куссмауля). Кожные и ахилловы рефлексы снижены. Кожные покровы сухие, тургор тканей и тонус глазных яблок снижен, черты лица заострены, выраженная гиперемия кожных покровов в области щёк и скуловых дуг. Пульс учащен до
140 ударов в минуту, АД - 75/40 мм рт. ст. Язык обложен белым налётом. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Живот при пальпации напряжён. Мочеиспускание обильное.
Общий анализ крови: НЬ - 135 г/л, эритроциты - 4,1*10 /л, лейкоциты - 8,5*10 /л; нейтрофилы: палочкоядерные - 4%, сегментоядерные - 50%; эозинофилы - 1%,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 211 - лимфоциты - 35%, моноциты - 10%, СОЭ - 10 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет - жёлтый, прозрачность - слабо мутная; удельный вес - 1035, реакция - кислая; белок - нет, сахар - 10%, ацетон +++.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 28,0 ммоль/л, натрий - 132,0 ммоль/л, калий - 5,0 ммоль/л, общий белок - 70,0 г/л, холестерин - 5,0 ммоль/л.
КОС: рН - 7,1; рО
2
- 92 мм рт. ст.; рСО
2
- 33,9 мм рт. ст.
Вопросы:
1.
Предположите наиболее вероятный диагноз.
2.
Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3.
Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента.
4.
Обоснуйте необходимую терапию данному больному.
5.
Нуждается ли больной в дальнейшем в гормональной терапии?
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 51
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
Девочка А., 10 лет. Ребенок от 2-й беременности, протекавшей без особенностей, первых срочных родов. При рождении масса 4500 г, рост - 49 см. Из анамнеза известно, что после перенесенного стресса в течение последних 1,5 месяцев отмечается вялость, слабость.
Ребенок похудел, начал много пить и часто мочиться. При осмотре: состояние средней тяжести, кожные покровы сухие, бледные. По органам и системам - без патологии. В
ОАМ: сахар - 2 %, ацетон ++, относительная плотность мочи 1032, глюкоза крови 15 ммоль/л.
Вопросы:
1.
Ваш диагноз.
2.
Необходимые дополнительные исследования и ожидаемые результаты.
3.
Какие осложнения могут возникнуть при заболевании и принципы лечения.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.
Алеша М., 5 лет. Ребенок от 2-й беременности, протекавшей с нефропатией, 2 срочных родов, родился с массой 4000 г, рост 52 см. Из анамнеза известно
, что ребенок часто болеет острыми респираторными заболеваниями. После перенесенного стресса в течение последних 1,5 месяцев отмечалась слабость, вялость. Ребенок похудел, начал много пить и часто мочиться. На фоне заболевания гриппом состояние ребенка резко ухудшилось, появилась тошнота, переходящая в повторную рвоту, боли в животе, фруктовый запах изо рта, сонливость.
Мальчик поступил в отделение интенсивной терапии в тяжелом состоянии, без сознания.
Дыхание шумное (типа Куссмауля). Кожные и ахилловы рефлексы снижены. Кожные покровы сухие, тургор тканей и тонус глазных яблок снижен, черты лица заострены, выраженная гиперемия кожных покровов в области щек и скуловых дуг. Пульс учащен до
140 ударов в минуту, АД 75/40 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Живот при пальпации напряжен. Мочеиспускание обильное.
Общий анализ крови: Нb - 135 г/л, Эр - 4,lxl0 12
/л, Лейк - 8,5х10 9
/л; п/я - 4%, с/я - 50%; э - 1%, л - 35%, м - 10%, СОЭ - 10 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность - слабо мутная; удельный вес 1035, реакция - кислая; белок - нет, сахар - 10%, ацетон - +++.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 28,0 ммоль/л, натрий -132,0 ммоль/л, калий - 5,0 ммоль/л, общий белок - 70,0 г/л, холестерин -5,0 ммоль/л.
КОС: рН - 7,1; р0 2
- 92 мм рт.ст.; рСО
2
- 33,9 мм рт.ст.
1.
Ваш предположительный диагноз?
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 212 -
2.
Что привело к развитию данного состояния? Каковы патогенетические механизмы развития данного состояния?
3.
Оцените лабораторные показатели.
4.
Как проводится инфузионная терапия у детей с данной патологией?
5. акие осложнения могут возникнуть в процессе инфузионной терапии?
Контрольные вопросы:
9.
Структура заболеваний эндокринных органов у детей.
10.
Определение, этиология и патогенез СД I типа, диагностические критерии, классификация СД I типа. Кинические проявления СД I типа, методы лабораторного исследования.
Лечение СД I типа в амбулаторных условиях
11.
Гипогликемия, патогенез ее развития, степень выраженности. Ведение больных СД
I типа при интеркуррентных заболеваниях, показания для госпитализации. Оперативные вмешательства у больных СД .
12.
Осложнения СД у детей и подростков, факторы риска. Диабетическая ретинопатия.
Диабетическая нефропатия. Классификация, основной метод скринига. Диабетическая нейропатия..
13.
Врожденный гиперинсулинизм (ВГИ), этиопатогенез, клиника, лабораторная диагностика ВГИ, генетическое обследование, дифференциальная диагностика фокальной и диффузной форм. Лечение больных с ВГИ, медикаментозная терапия ВГИ, Протокол динамического наблюдения. Обучение родителей.
14.
Социальная адаптация, профориентация детей с СД I типа. Индивидуальное обучение на дому. Облегченный режим сдачи итоговой аттестации. Показания к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной и др. методов реабилитации, в т.ч. санаторно-курортного лечения. Порядок оформления документации.
15.
Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми, с СД I типа.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 213 -
Методические рекомендации для студентов к теме: Организация лечебно- профилактической помощи при патологии эндокринной системы в условиях поликлиники. Диспансерное наблюдение (часть 1).
Актуальность темы. Эндокринная патология представляет собой один из ведущих разделов патологии детского возраста. Эндокринология постоянно пополняется новыми научными фактами, концепциями, существенно меняющими устоявшиеся предаствления, касающиеся этиологии, патогенеза, методических подходов к лечению многих болезней эндокринной системы. Диагностика эндокринных заболеваний в детском возрасте имеет сосбое значение. От своевременной диагностики и терапии заболевания зависит не только длительность течения болезни, но и физиологические темпы роста, развития и интеллектуальная работоспособность ребенка.
Распространенность заболеваний щитовидной железы имеет постоянную тенденцию к росту. В йоддефицитных регионах возрастает доля больных с аутоиммунным тиреоидитом, болезни Грейвса, ведущие к нарушениям физического и интеллектуального развития, инвалидизации больных. Таким образом, знание подходов к диагностике данных нарушений позволяет эффективно и вовремя их коррегировать. а профилактика ведет к снижению отклонений в функционировании щитовидной железы.
В эндемичных районах дети в 2,6 раза чаще болеют инфекционными и соматическими заболеваниями, в 2,3 раза чаще имеют низкие показатели роста, в 2 раза чаще не усваивают программу общей школы. В йоддефицитных регионах возрастает доля больных с аутоиммунным тиреоидитом, исходом которого является приобретенный гипотиреоз, ведущий к нарушениям физического развития, изменениям в репродуктивной сфере.
Диспансерному наблюдению подлежат:
1)дети с сахарным диабетом (СД);
2)врожденный гиперинсулинизм (ВГИ);
3)дети с заболеваниями щитовидной железы;
4) дети с ожирением и метаболическим синдромом;
5)дети с нарушением полового развития.
Цель занятия. Изучить организацию работы и задачи участкового педиатра при работе с детьми, находящимися на диспансерном учете по поводу имеющихся у них заболеваний эндокринных органов. Научиться практическому применению знаний для дальнейшей работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Место проведения: учебная комната
Продолжительность: 2 академических часа – 90 минут с 10-минутным перерывом).
Вопросы темы, подлежащие обсуждению.
1. Патология щитовидной железы у детей.
2.
Синдром гипотиреоза. Классификация гипотиреоза. Патогенез гипотиреоза .
3.
Клинические проявления и диагностика врожденного гипотиреоза. Неонатальный скрининг.
4.
Лечение гипотиреоза.
5.
Эндемический зоб (по данным консенсуса 2005 года). Йододефицитные заболевания.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 214 -
6.
Диффузный токсический зоб у детей. Этиология и патогенез тиреотоксикоза у детей. Клиника. Офтальмопатия Грейвса. Диагностика тиреотоксикоза. Лечение тиреотоксикоза. Показания к хирургическому лечению.
7.
Классификация йоддефицитных заболеваний щитовидной железы. Йоддефицитные заболевания: клиническая картина, критерии диагноза. Специфическая и не специфическая профилактика йоддефицита
8.
Метаболический синдром (МС). Определение. Клинические проявления.
Ожирение. Факторы, предрасполагающие к ожирению. Критические периоды по ожирению.
Патогенез ожирения.
Классификация ожирения.
Диагностика и дифференциальная диагностика. Лечение ожирения у детей.
9. Метаболические и клинические признаки (маркёры), которые можно рассматривать в рамках
МС только при наличии инсулинорезистентности. Инсулинорезистентность. Дислипидемия.
Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет 2-го типа. Синдром гиперандрогении.
Нарушения со стороны свёртывающей системы крови. Гиперурикемия. Психологические и
кардиоваскулярные нарушения у детей и подростков с метаболическим синдромом.
Необходимые дополнительные исследования. Критерии диагностики метаболического
синдрома. Неполные формы метаболического синдрома. Полные формы метаболического синдрома.
10.
Принципы лечения МС. Группа риска по развитию МС. Вопросы экспертизы
детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом
9.
. Диспансерное наблюдение. Обучение родителей.
10.
Социальная адаптация, профориентация детей с МС и ожирением. Индивидуальное обучение на дому. Облегченный режим сдачи итоговой аттестации. Показания к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной и др. методов реабилитации, в т.ч. санаторно-курортного лечения. Порядок оформления документации.
11.
Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми, с МС и ожирением. а) Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".
б) Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 908н (ред. от 25.03.2014) "Об утверждении
Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2012 N 26216). в) «Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению врожденного гипотиреоза у детей» Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению болезни Грейвса у детей и подростков» Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению ожирения у детей и подростков» Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
Задачи занятия:
1.
Изучить вопросы этиологии, патогенеза, диагностики и дифференциальной диагностики заболеваний щитовидной железы. Изучить стандарты диагностики заболеваний щитовидной железы на участке. инновационные методы диагностики и критерии их применения. Критерии использования высокотехнологичных методов диагностики
(молекулярно-биологические, генетические, радиоизотопные,