Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1521

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 347 -
10.08.2017 N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних"
(вместе с "Порядком заполнения учетной формы N
030-ПО/у-17 "Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего",
"Порядком заполнения и сроки представления формы статистической отчетности N
030-ПО/о-17 "Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних")
(Зарегистрировано в Минюсте
России 18.08.2017 N 47855) используемыми при занятиях физической культурой и спортом
Краткая аннотация темы
Значение темы. Эксперты ООН и ВОЗ придерживаются мнения, что лица с ограничениями жизненных в социальных функций (так называемые "дезабильные лица" но терминологии ВОЗ) составляют около 10% населения земного шара (более 500 млн. чел.), из них более 150 млн. - это дети и подростки. По оценке экспертов ВОЗ, во всем мире отмечается тенденция неуклонного роста инвалидности в детском возрасте.
Накопление «груза» инвалидности среди детского населения требует привлечения дополнительных медико-социальных ресурсов общества и представляет угрозу национальной безопасности.
Исследование распространенности детской инвалидности в разных странах показало, что их число от всего детского населения составляет: в КНР - 4, 9%, США - 12, 8%, РФ - от 1,
5 -до 4,5%. В среднем в каждой детской поликлинике региона ежегодно под наблюдением находиться от 200 до 300 детей инвалидов, на каждом педиатрическом участке от 10 до 20 детей со статусом «ребенок - инвалид». В структуре причини инвалидности преобладают врожденные аномалии, психические расстройства, болезни нервной системы.
Инвалидность у детей - это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Профилактика детской инвалидности.
Согласно мнению Комитета экспертов ВОЗ, профилактика состоит из трех взаимосвязанных и последовательных уровней:
1) снижение частоты возникновения нарушения функции
(первичная профилактика);
2) ограничение степени или обратное развитие инвалидности, вызванной нарушением функции (вторичная профилактика);
3) предупреждение перехода инвалидности в физические и другие дефекты
(третичная профилактика).


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 348 -
Профилактика детской инвалидности на современном этапе РФ регламентирована
Федеральной программой «Дети России», целевой подпрограммой «Дети-инвалиды» и осуществляется с помощью:
1) создания перинатальной службы и подготовки специалистов;
2) развития центров планирования семьи и репродукции, детских гинекологических центров;
3) профилактической работы со здоровыми детьми, но имеющими различные отклонения в состоянии здоровья;
4) усиления материально-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений.
Существует два вида учреждений МСЭ:
1.
Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) общего профиля.
2.
Главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ) - создается в республиках, краях, областях. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего, специализированного (для проведения медико- социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм, для лиц до 16 лет) или смешанного профиля.
Основные задачи учреждений МСЭ.
1.
Определение группы инвалидности, ее причин, сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалидов в различных видах социальной защиты;
2.
Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
3.
Формирование данных государственной системы учета инвалидов.
4.
Участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности.
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51

Функции бюро МСЭ.
1.
Определение признаков стойкого ограничения трудоспособности и жизнедеятельности и установление группы инвалидности.
2.
Устанавление причины инвалидности.
3.
Определение и установление сроков инвалидности.
4.
Определение времени фактического наступления инвалидности.
5.
Определение степени утраты профессиональной трудоспособности.
6.
Трудовые рекомендации.
7.
Предоставление льгот семье умершего.
8.
Определение потребности инвалидов в видах социальной помощи.
9.
Формирование и коррекция индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
10.
Формирование банка данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу.
11.
Представление в соответствующие военные комиссариаты сведений.
12.
Изучение условий труда работающих инвалидов.
13.
Консультаций по юридическим вопросам и содействие в обеспечении необходимой социальной защиты.
14.
Участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности.
Права учреждений медико-социальной экспертизы.
1.
Направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование.
2.
Запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения.
3.
Проводить контрольные освидетельствования инвалидов.
4.
Направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 349 - изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях.
Направлять граждан на медико-социальную экспертизу имеют право, лечащие врачи лечебно-профилактических учреждений (амбулаторно-поликлинических и стационарных) различных уровней и форм собственности с утверждением направления на МСЭ клинико- экспертной комиссией учреждения. Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки его здоровья и степени ограничения его жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Для направления детей на медико-социальную экспертизу утверждена форма 088/у-06 -
"Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь» приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31.01.2007 г. N 77.
Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничения жизнедеятельности возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности и возникает у лиц, имеющих социальную недостаточность, так как любой ребенок по определению не социализирован и нуждается в социальной защите. Категория "ребенок-инвалид" (лицу до 18 лет) может устанавливаться сроком на 1 год, 2 года, 5 лет и до достижения им 18- летнего возраста.
Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование. Переосвидетельствование инвалидов может осуществляться досрочно, но не более чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности
Критерии определения инвалидности
Инвалидность (социальная недостаточность) - это социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты.
Условиями признания гражданина (в т.ч. ребенка) инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности; в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.
Социальная помощь - это периодические или регулярные меры экономического, социального, правового характера, направленные на ликвидацию либо уменьшение ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.
По степени выраженности ограничений функций различают:
1. значительные функциональные нарушения,
2. выраженные функциональные нарушения,
3. умеренные функциональные нарушения,
4. незначительные функциональные нарушения.
Классификация основных категорий жизнедеятельности
1. способность к самообслуживанию
2. способность к самостоятельному передвижению
3. способность к обучению
4. способность к трудовой деятельности
5. способность к ориентации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 350 -
6. способность к общению
7. способность контролировать свое поведение.
Классификация степеней выраженности ограничений жизнедеятельности.
I степень выраженности:
1.
Ограничение способности к самообслуживанию,
2.
Ограничение способности к ориентации - с использованием вспомогательных средств.
3.
Ограничение способности к самостоятельному передвижению - это способность к передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния.
4.
Ограничение способности к обучению - способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц, кроме обучающего персонала.
5.
Ограничение способности к трудовой деятельности - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или снижения объема производственной деятельности и невозможности выполнения работ по своей профессии.
6.
Ограничение способности к общению - способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации.
7.
Ограничение способности контролировать свое поведение - частичное снижение способности контролировать свое поведение.
II степень выраженности:
1.
Ограничение способности к самообслуживанию
2.
Ограничение способности к самостоятельному передвижению
3.
Ограничение способности к общению - это способность « _____ » с использованием вспомогательных средств и (или) помощи других лиц.
4.
Ограничение способности к обучению - способность обучаться только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях.
5.
Ограничение способности к трудовой деятельности - это способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях, с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места и (или) с помощью других лиц.
6.
Ограничение способности к ориентации - способность к ориентации, требующая помощи других лиц.
7.
Ограничение способности контролировать свое поведение - способность частично или полностью контролировать свое поведение, но только при помощи постороннего лица. III степень выраженности:
Неспособность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
При медико - социальной экспертизе определяются основные категории ограничений жизнедеятельности ребенка на основе комплексной оценки клинико - функциональной, психологической, социальной диагностики.
Классификация нарушений функций организма по степени выраженности
Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 351 - четырех степеней нарушений:
1 степень — незначительные нарушения функций;
2степень — умеренные нарушения функций;
3 степень — выраженные нарушения функций;
4степень — значительно выраженные нарушения функций.
Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности:
Ограничение самообслуживания:
1 степень — способность к самообслуживанию (в соответствии с возрастной нормой) с использованием вспомогательных средств;
2 степень — способность к самообслуживанию (в соответствии с возрастной нормой) с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц (в соответствии с возрастной нормой);
Ограничение способности передвижения:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния (в соответствии с возрастной нормой);
2степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц (в соответствии с возрастной нормой);
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц (в соответствии с возрастной нормой);
Ограничение обучения:
1 степень — способность к обучению (в соответствии с возрастной нормой) в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
2степень —' способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях (в соответствии с возрастной нормой);
3 степень — неспособность к обучению (в соответствии с возрастной нормой).
Ограничение способности к игровой деятельности:
1 степень — трудности в самостоятельном участии в игровой деятельности, требующие более длительной затраты времени, дробности выполнения и сокращение объема (в соответствии с возрастной нормой);
2степень — способность к игровой деятельности с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц (в соответствии с возрастной нормой);
3 степень — неспособность к игровой деятельности (в соответствии с возрастной нормой).
Ограничение ориентации:
1 степень — способность (в соответствии с возрастной нормой) к ориентации при условии использования вспомогательных средств;
2степень — способность к ориентации (в соответствии с возрастной нормой), требующая помощи других лиц;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) (в соответствии с возрастной нормой).
Ограничение общения:
1 степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации (в соответствии с возрастной нормой);