Файл: Что такое суффикс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Что такое суффикс.

3 класс ( 1 – 4 )

УМК «Школа России»

Учебник: В.П. Канакина,В.Г. Горецкий. «Русский язык. 3 класс»

учитель начальных классов

Котельникова Ю.И.

Цель: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;

- познакомить с признаками суффикса как части слова: служит для образования слов, стоит за корнем;

- способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое мнение, восприятия, связной речи;

- создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса, раздаточный материал.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивационный настрой.

Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.

-Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычное занятие - на нашем уроке присутствуют гости.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

- А для того, чтобы наш урок прошел интересно, познавательно, я вам предлагаю улыбнуться друг другу, мне, а я с удовольствием улыбнусь вам.

-Хорошо.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех.

Пожелаю вам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем.

Тихо присаживаемся.

- Сегодняшний урок пройдет под девизом:

Все разведать, все узнать,

Своих ошибок не скрывать!

(СЛАЙД №1)

-Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть еще одну маленькую тайну русского языка.
-Ребята, скажите, а что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким сегодня будет для вас урок? (ответы детей).

А для того, чтобы у нас все получилось, давайте все вместе вспомним правила работы на уроке.

(ответы детей)

-Молодцы!

• Проверка готовности к уроку.

-Посмотрите, у вас на парте у каждого лежат рабочие листы. Сегодня вы будете работать в них, и сами будете оценивать все свои знания и умения. За каждое выполненное задание вы будете выставлять оценку в виде смайлика:

-все получилось

-допустил незначительные ошибки

-большие затруднения

В конце урока мы подведем итоги нашей работы.

-Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Но чтобы попасть в грамматическое царство нам нужно выполнить испытания, которые я для вас приготовила.

-Готовы!
-С какой работы мы начинаем наш урок? (запись «число, кл. работа»)

Пальчиковая гимнастика.

-Положили перед собой рабочие листы, записали «число, кл.работа». СЛАЙД

Рабочие листы под наклоном, спина ровная, пишем, стараемся. Хорошо! (рука на локоток)
1 испытание «Минутка чистописания» (СЛАЙД №2)

-Сегодня я предлагаю записать букву М , посмотрите на эту букву. Где мы могли ее встретить? (СЛАЙД №3 – БУКВА и КНИГА)

-Молодцы! Вот и мы сейчас напишем такую же красивую букву и украсим её росчерком.

-Я показываю, а вы вместе со мной прописываем в воздухе. Хорошо. А теперь в рабочих листах. ( ( пишу на доске).

- Проверим и оценим работу в листе самооценки.

2 испытание.

-С первым заданием вы справились, сейчас вас ждёт другое задание. Ответьте на вопрос:

- Какие слова называются однокоренными?

- Что такое корень.

СЛАЙД_№3.'>Внимание на экран. СЛАЙД №3.

- Прочитайте предложение.

Родиной мы зовём нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней говорят на родном языке и всё в ней для нас родное.

(читает один ученик)

- Ребята, а как каждый человек должен относиться к своей родине?

- Найдите в этом предложении однокоренные слова. Выпишите их и выделите корень.

- Обменяемся листочками и проверим работу у своего товарища. Оцените работу соседа по парте.

Молодцы!

3 испытание.

-А следующее задание мы выполним в паре.

- Какой частью речи является слово

« писал»? (СЛАЙД №4)

- Почему?

- Образуйте от данного глагола другие глаголы при помощи приставок.

- Запишите слова с приставками в рабочем листе

– за, - вы, -пере, - под.(СЛАЙД 4)

-Что у вас получилось.

- Проверим и оценим работу.

- С какими другими приставками можно употребить глагол «писал»? (списал, описал, написал, исписал, приписал…)

-Вот мы с вами и очутились в грамматическом царстве, орфографическом государстве.

СЛАЙД

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


Взаимное приветствие.

Приготовить заранее красный, желтый, зеленый карандаши.


Личностные: самоопределение, умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу.

2. Подведение к теме.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Как называется раздел над которым мы уже работаем?

- Вспомним, какие части слова мы изучили?

- Какая часть слова самая главная?

- Что такое корень? Как найти в слове корень?


- Какая часть слова участвует в образовании новых слов?

- Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

- Какая часть слова образует форму слова?

- Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

- Состав слова.(СЛАЙД6)
- Приставка, корень, окончание.

(СЛАЙД6)

- Корень.

- Это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
- Приставка.
- Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.

- Окончание.

- Это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова.

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.


- Молодцы! Теорию знаете хорошо.

- А теперь отгадайте загадку:

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нем.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают.

- Как называют ребенка, который посещает учебные занятия в школе?
- Что вы можете сказать об этих словах? Докажите?

- Давайте выделим известные нам части слова.

-Какие возникли затруднения?

- Почему вы ее никак не обозначили?



- Школа

- Школьник

(НАПЕЧАТАТЬ, магнитная доска, маркер)
- Они однокоренные , т.к у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.
(один ученик у доски)

- В слове «школьник» есть часть слова (- ник), которую мы никак не обозначили.

- Потому, что эта часть не является ни корнем, ни окончанием, ни приставкой)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различие объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества.

4. Вызов: постановка темы и цели урока.

- Кто уже знает, как называется эта часть слова,

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель поставим ?


- Суффикс.

- Тема урока: Суффикс.

- Узнать, что такое суффикс.

- Для чего служит в нашем языке.

-Где стоит в слове.


Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

5. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема.
а) работа в группе

СЛАЙД7.'>Работа в группе.- (выбор ответственного в группе)

- Посмотрите на СЛАЙД7.

Прочитайте слова. Разделите их на две группы по определенному признаку. Запишите в рабочем листе.

Домик, пригород, березка, рыбак, переход, отлет.
- Зачитайте первую группу слов, как образовались слова?

-вторую, как образовались слова?

- Для чего служит суффикс?
- В группе слов, которые образованы с помощью суффиксов выделите корень слова.
- После какой части слова стоит суффикс?

-Выделите в словах суффикс.

Молодцы!

Проверим и оценим свою работу.

(каждая группа представляет свою работу по одному слову)
- А где мы можем проверить нашу информацию?

Открыли стр……..


- В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй – с помощью приставок.

- Для образования слов.

- После корня.

«После корня я стою

Перед окончанием.

Себя я если заменю

Другое слово получу.

Обозначаюсь уголком

(Посмотрите на СЛАЙД)

Называюсь… (суффиксом)»


- В учебнике

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6. Осмысление (получение новых знаний)

Индивидуальная работа по карточкам.

-А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно.

Игра «Составь слово»

-У вас с левой стороны корень, а справой суффикс. Составьте слова, выделите суффикс.

-Проверьте (некоторые дети отвечают с места), оцените работу.




Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения а процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

7. Закрепление. Создание условий: - для развития умения делать выводы.
а) Прием «Кластер»

Работа в группах.

- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.

(Напечатать)
-Что вы выбрали?





Познавательные (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: умение договориться, организовать совместную работу. Взаимопомощь ( работа в группах).

Итог урока

- А теперь давайте подведем итог нашего урока.

-Посмотрите на свои рабочие листы. Если у вас все красные смайлики – 5, если 1-2 желтые, а остальные красные -4, остальные ребята – 3, не расстраиваетесь, в следующий раз у вас все получится.

Сегодня на уроке:

Я узнал……

Я понял….

Мне понравилось…..

Было трудно….

СЛАЙД
Д/З: повторить все части речи.Слайд

- Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Спасибо за урок.

СЛАЙД

Сегодня на уроке:

Я узнал……

Я понял….

Мне понравилось…..

Было трудно….


Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).