ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Что такое суффикс.
3 класс ( 1 – 4 )
УМК «Школа России»
Учебник: В.П. Канакина,В.Г. Горецкий. «Русский язык. 3 класс»
учитель начальных классов
Котельникова Ю.И.
Цель: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;
- познакомить с признаками суффикса как части слова: служит для образования слов, стоит за корнем;
- способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое мнение, восприятия, связной речи;
- создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса, раздаточный материал.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивационный настрой. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности. | -Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычное занятие - на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей. - А для того, чтобы наш урок прошел интересно, познавательно, я вам предлагаю улыбнуться друг другу, мне, а я с удовольствием улыбнусь вам. -Хорошо. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех. Пожелаю вам удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем. Тихо присаживаемся. - Сегодняшний урок пройдет под девизом: Все разведать, все узнать, Своих ошибок не скрывать! (СЛАЙД №1) -Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть еще одну маленькую тайну русского языка. -Ребята, скажите, а что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким сегодня будет для вас урок? (ответы детей). А для того, чтобы у нас все получилось, давайте все вместе вспомним правила работы на уроке. (ответы детей) -Молодцы! • Проверка готовности к уроку. -Посмотрите, у вас на парте у каждого лежат рабочие листы. Сегодня вы будете работать в них, и сами будете оценивать все свои знания и умения. За каждое выполненное задание вы будете выставлять оценку в виде смайлика: -все получилось -допустил незначительные ошибки -большие затруднения В конце урока мы подведем итоги нашей работы. -Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Но чтобы попасть в грамматическое царство нам нужно выполнить испытания, которые я для вас приготовила. -Готовы! -С какой работы мы начинаем наш урок? (запись «число, кл. работа») Пальчиковая гимнастика. -Положили перед собой рабочие листы, записали «число, кл.работа». СЛАЙД Рабочие листы под наклоном, спина ровная, пишем, стараемся. Хорошо! (рука на локоток) 1 испытание «Минутка чистописания» (СЛАЙД №2) -Сегодня я предлагаю записать букву М , посмотрите на эту букву. Где мы могли ее встретить? (СЛАЙД №3 – БУКВА и КНИГА) -Молодцы! Вот и мы сейчас напишем такую же красивую букву и украсим её росчерком. -Я показываю, а вы вместе со мной прописываем в воздухе. Хорошо. А теперь в рабочих листах. ( ( пишу на доске). - Проверим и оценим работу в листе самооценки. 2 испытание. -С первым заданием вы справились, сейчас вас ждёт другое задание. Ответьте на вопрос: - Какие слова называются однокоренными? - Что такое корень. СЛАЙД_№3.'>Внимание на экран. СЛАЙД №3. - Прочитайте предложение. Родиной мы зовём нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней говорят на родном языке и всё в ней для нас родное. (читает один ученик) - Ребята, а как каждый человек должен относиться к своей родине? - Найдите в этом предложении однокоренные слова. Выпишите их и выделите корень. - Обменяемся листочками и проверим работу у своего товарища. Оцените работу соседа по парте. Молодцы! 3 испытание. -А следующее задание мы выполним в паре. - Какой частью речи является слово « писал»? (СЛАЙД №4) - Почему? - Образуйте от данного глагола другие глаголы при помощи приставок. - Запишите слова с приставками в рабочем листе – за, - вы, -пере, - под.(СЛАЙД 4) -Что у вас получилось. - Проверим и оценим работу. - С какими другими приставками можно употребить глагол «писал»? (списал, описал, написал, исписал, приписал…) -Вот мы с вами и очутились в грамматическом царстве, орфографическом государстве. СЛАЙД ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. | Взаимное приветствие. Приготовить заранее красный, желтый, зеленый карандаши. | Личностные: самоопределение, умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу. |
2. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - Как называется раздел над которым мы уже работаем? - Вспомним, какие части слова мы изучили? - Какая часть слова самая главная? - Что такое корень? Как найти в слове корень? - Какая часть слова участвует в образовании новых слов? - Что такое приставка? Как найти в слове приставку? - Какая часть слова образует форму слова? - Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | - Состав слова.(СЛАЙД6) - Приставка, корень, окончание. (СЛАЙД6) - Корень. - Это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. - Приставка. - Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. - Окончание. - Это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. | Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. |
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. | - Молодцы! Теорию знаете хорошо. - А теперь отгадайте загадку: Большой, просторный, светлый дом. Ребят хороших много в нем. Красиво пишут и читают. Рисуют дети и считают. - Как называют ребенка, который посещает учебные занятия в школе? - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите? - Давайте выделим известные нам части слова. -Какие возникли затруднения? - Почему вы ее никак не обозначили? | - Школа - Школьник (НАПЕЧАТАТЬ, магнитная доска, маркер) - Они однокоренные , т.к у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. (один ученик у доски) - В слове «школьник» есть часть слова (- ник), которую мы никак не обозначили. - Потому, что эта часть не является ни корнем, ни окончанием, ни приставкой) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различие объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
4. Вызов: постановка темы и цели урока. | - Кто уже знает, как называется эта часть слова, - Сформулируйте тему урока. - Какую цель поставим ? | - Суффикс. - Тема урока: Суффикс. - Узнать, что такое суффикс. - Для чего служит в нашем языке. -Где стоит в слове. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема. а) работа в группе | СЛАЙД7.'>Работа в группе.- (выбор ответственного в группе) - Посмотрите на СЛАЙД7. Прочитайте слова. Разделите их на две группы по определенному признаку. Запишите в рабочем листе. Домик, пригород, березка, рыбак, переход, отлет. - Зачитайте первую группу слов, как образовались слова? -вторую, как образовались слова? - Для чего служит суффикс? - В группе слов, которые образованы с помощью суффиксов выделите корень слова. - После какой части слова стоит суффикс? -Выделите в словах суффикс. Молодцы! Проверим и оценим свою работу. (каждая группа представляет свою работу по одному слову) - А где мы можем проверить нашу информацию? Открыли стр…….. | - В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй – с помощью приставок. - Для образования слов. - После корня. «После корня я стою Перед окончанием. Себя я если заменю Другое слово получу. Обозначаюсь уголком (Посмотрите на СЛАЙД) Называюсь… (суффиксом)» - В учебнике | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6. Осмысление (получение новых знаний) | Индивидуальная работа по карточкам. -А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Игра «Составь слово» -У вас с левой стороны корень, а справой суффикс. Составьте слова, выделите суффикс. -Проверьте (некоторые дети отвечают с места), оцените работу. | | Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения а процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. |
7. Закрепление. Создание условий: - для развития умения делать выводы. а) Прием «Кластер» | Работа в группах. - Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс. (Напечатать) -Что вы выбрали? | | Познавательные (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: умение договориться, организовать совместную работу. Взаимопомощь ( работа в группах). |
Итог урока | - А теперь давайте подведем итог нашего урока. -Посмотрите на свои рабочие листы. Если у вас все красные смайлики – 5, если 1-2 желтые, а остальные красные -4, остальные ребята – 3, не расстраиваетесь, в следующий раз у вас все получится. Сегодня на уроке: Я узнал…… Я понял…. Мне понравилось….. Было трудно…. СЛАЙД Д/З: повторить все части речи.Слайд - Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Спасибо за урок. СЛАЙД | Сегодня на уроке: Я узнал…… Я понял…. Мне понравилось….. Было трудно…. | Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе). |