Файл: Лекция эффективность компании, банкротство и безработица.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПАНИИ, БАНКРОТСТВО И БЕЗРАБОТИЦА
Жизненная ситуация 1
Ваша сестра работает менеджером по продажам в небольшой компании. В последнее время фирма почти не имеет прибыли. К тому же сестре кажется, что некоторые действия руководства компании не совсем законны. Чем ей это грозит? Посоветуйте сестре, что делать в данной ситуации.
Жизненная ситуация 2
Ваша компания объявлена банкротом и подлежит ликвидации. Что это значит? Из-за чего это могло произойти? Можете ли вы рассчитывать на выходное пособие? Куда обращаться, если вы не смогли сразу найти новую работу? Как получить пособие по безработице? Как повысить свои шансы на трудоустройство?
-
Что нужно знать о компании, в которой вы работаете
Критерии надёжности компании
Чтобы снизить риск остаться без работы, надо уметь отличать перспективных работодателей от неперспективных и надёжных от ненадёжных.
Первый критерий – осуществление деятельности на законных, честных основаниях. Если фирма уклоняется от налогов, обманывает клиентов, то её могут закрыть и на руководство может быть заведено уголовное дело, а вы потеряете работу. В самом худшем случае вы тоже окажетесь замешанным в преступлении.
Второй критерий – прибыльный и развивающийся бизнес. В растущем бизнесе проще сделать карьеру. Например, если компания открывает новые филиалы и отделения, это шанс получить повышение. С подъёмом по карьерной лестнице будет расти и ваша зарплата.
Если же фирма несёт убытки, она не сможет повышать зарплату сотрудникам, будет пытаться сэкономить, сокращая штат, а в худшем случае обанкротится.
Прибыль – положительная разность между доходами фирмы от реализации товаров и услуг и затратами на их производство. Если затраты превышают доходы, то говорят, что фирма несёт убытки или имеет отрицательную прибыль.
Откуда берётся прибыль
Доходы от реализации товаров и услуг принято называть
выручкой, а затраты в денежном выражении – издержками. Выручка зависит от двух факторов: количества проданной продукции (оказанных услуг) и цены, по которой эта продукция (услуги) была реализована. Чем больше фирма продала и чем выше цена продаж, тем бо льшую выручку она получит.
Издержки состоят из стоимости материалов, зарплаты работников, которые непосредственно изготавливают товар или оказывают услуги, и накладных расходов. В отличие от первых двух статей затрат, накладные расходы не зависят от того, сколько товаров было произведено и сколько услуг оказано: они фиксированы. К накладным расходам, в частности, относятся аренда помещения, стоимость оборудования и лицензии, зарплата руководителей и так называемого back-офиса – бухгалтерии, отдела маркетинга, кадровой службы (отдел HR), IT-специалистов.
Даже если компания будет производить одну единицу товара в месяц, накладные расходы останутся примерно на том же уровне. Поэтому компании ставят перед собой цель увеличить продажи, ведь при тех же накладных расходах выручка вырастет.
Если у компании есть долги, статьёй затрат являются и проценты. На рисунке 8 наглядно показано, из чего состоит прибыль Рис. 8. Прибыль компании Прибыль Выручка (+) Количество (+) Цена (+) Проценты по кредиту (–) Материалы (–) Зарплата (–) Накладные расходы (–) – аренда помещения – оборудование – лицензия – зарплата административного персонала Издержки (–) Зависят от количества Не зависят от количества компании. В скобках указано, как каждый из элементов схемы влияет на прибыль: положительно (+) или отрицательно (–).
Из представленной схемы понятно, почему одни компании имеют высокую прибыль и могут расти и повышать зарплату своим сотрудникам, а другие несут убытки, сокращают штат и даже закрываются. Например, если у ресторана мало посетителей и низкий объём продаж, он не сможет покрыть свои накладные расходы, наибольшим из которых является аренда помещения. Другой пример: если цена продукции фабрики упала, а стоимость материалов и зарплата рабочих остались на прежнем уровне, прибыль сократится или производство даже станет убыточным.
Инвестиции в развитие бизнеса
Важен не только размер прибыли, но и то, как фирма ею распоряжается. Прибыль может распределяться между собственниками (тогда деньги уходят из бизнеса) или инвестироваться в развитие (тогда деньги остаются в обороте).
Сложно понять, как распоряжаются деньгами владельцы большой компании, но в маленькой можно проследить, инвестируют ли они часть прибыли в развитие или нет. Примерами таких инвестиций могут быть закупка современного оборудования, открытие филиалов, освоение новых технологий, повышение квалификации сотрудников с помощью различных курсов и тренингов. Подобные действия компании дают сотрудникам возможности для карьерного роста.
Таким образом, прибыльность бизнеса – залог стабильности вашей работы и зарплаты, а развитие бизнеса – это условие для роста ваших доходов. Если вы работаете в небольшой компании и видите, что владельцы не хотят вкладывать деньги в развитие бизнеса, возможно, имеет смысл поискать более перспективную работу.
Финансовый менеджмент
Для стабильности бизнеса важны такие факторы, как задолженность компании и наличие у неё денежных средств, чтобы выплачивать долги и проценты. Чем выше значение коэффициента, показывающего отношение долга к активам, тем менее стабильно положение компании.
Этоинтересно Корпорация РУСАЛ во время мирового кризиса 2008–2009 гг. В 2008–2009 гг. ухудшилось положение почти всех российских компаний, но больше всех пострадали те, которые к началу кризиса имели высокий уровень долга.
Корпорация «Российский алюминий» (РУСАЛ) – крупнейший производитель алюминия (около 10% мирового рынка). Перед началом кризиса эта компания активно инвестировала в расширение бизнеса, скупая новые активы. Для этого был значительно увеличен уровень задолженности, так что РУСАЛ был обязан производить довольно большие процентные выплаты. Эти выплаты смогли бы уложиться в бюджет компании, если бы рыночная ситуация оставалась стабильной и продажи росли, как в предыдущие годы. Но во всём мире начался экономический спад, и новые активы (равно как и старые) больше не могли приносить достаточно прибыли, чтобы погашать кредиты. РУСАЛ несколько раз нарушал условия по кредитам, и главный кредитор – «Альфа-банк» – обращался в арбитражный суд с просьбой признать дочерние компании корпорации банкротами. В течение 2009 г. сумма долга постоянно росла. Часть долга пришлось конвертировать в акции (что фактически означает продажу доли в компании за долги). Остальную часть удалось реструктурировать – договориться об отсрочке выплаты процентов с российскими и западными банками. Критическая ситуация миновала: в 2010–2012 гг. компания постепенно расплачивалась с кредиторами. Но уровень её задолженности по-прежнему оставался высоким. Акции, выпущенные в 2010 г., за два года упали в цене в 2,5 раза.
В настоящее время РУСАЛ входит в тройку крупнейших производителей алюминия в мире.
Даже фирма с высокой прибылью при неэффективном распоряжении финансами (например, при злоупотреблении кредитами) становится уязвимой. Несколько неудачных лет могут привести к банкротству, в то время как фирмы с грамотным финансовым менеджментом спокойно переживают периоды низкого спроса.
Для чего в компании нужны бухгалтерия и финансовый отдел
Сотрудники бухгалтерии и финансово-экономического отдела выполняют важнейшие функции:
• фиксируют все финансовые операции компании (производство и сбыт продукции, закупку сырья и оборудования и т. д.), сводят их в те элементы, из которых состоит прибыль, и рассчитывают прибыль компании;
• следят за показателями эффективности компании, что позволяет руководству видеть реальную картину бизнеса и принимать адекватные решения;
• рассчитывают, сколько нужно уплатить налогов и какие произвести обязательные отчисления;
• следят за соблюдением финансовых обязательств фирмы перед сотрудниками (зарплата и страховые взносы), государством (налоги) и кредиторами (проценты);
• в случае если фирма нуждается в займе (например, для запуска дорогостоящего проекта), оценивают, где и как это можно сделать максимально дёшево.
-
Банкротство фирмы
Что такое банкротство фирмы
Банкротство – неспособность компании погасить свою задолженность перед кредиторами.
Термин «банкротство» произошел от итальянских слов banco – «скамья» и rotto – «сломанный». Банками в средневековье называли скамьи в центре города, где первые ростовщики проводили свои сделки. Сломанная скамья символизировала разорение ростовщика.
Фирма может сама объявить о своей несостоятельности или один из кредиторов может обратиться в арбитражный суд для признания её банкротом. После этого арбитражный суд и кредиторы могут решить провести ряд мер для финансового оздоровления компании (например, пересмотреть и отсрочить долговые обязательства, чтобы фирма продолжила функционировать и со временем смогла расплатиться с долгами). Если оздоровление невозможно, деятельность фирмы будет остановлена, а её имущество продано, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Ради оздоровления компаний национального значения государство может купить их долю, и уплаченные деньги пойдут на погашение долгов.
Банкротство фирмы часто приводит к её полной ликвидации, в результате чего все сотрудники теряют работу. Если такая компания имела корпоративный пенсионный план или выплачивала бонусы работникам не деньгами, а своими акциями, сотрудники теряют часть своих сбережений.
Как фирма-банкрот расплачивается с долгами
Почему кредитор может просить, чтобы его должника признали банкротом? После ликвидации компании начинается распродажа её имущества, т. е. появляются деньги для оплаты долгов. Когда это происходит, всех кредиторов выстраивают в очередь. Сначала выплачиваются деньги кредиторам первой очереди, затем второй, третьей и т. д.
Кредиторами фирмы являются не только банки и другие коммерческие организации, но и её сотрудники. Им должны быть выплачены выходные пособия (как при сокращении штата). Сотрудники стоят вторыми в очереди кредиторов*. Так что если компания, в которой вы работаете, подвергнется процедуре банкротства и будет ликвидирована, шансы на получение выходного пособия достаточно велики.
* В первую очередь включают лиц, чьей жизни и здоровью фирма нанесла вред и должна за это выплатить компенсацию.
Пример. Допустим, что некое АО обанкротилось. Общая стоимость имущества компании составила 7 млн руб. Суммарный размер выходных пособий оценивается в 3 млн руб., а задолженность перед банком – в 6 млн руб. Претензий за причинение вреда жизни или здоровью и налоговых претензий нет. Текущие расходы в течение процедуры банкротства составили 500 тыс. руб. В этом случае сотрудники получат полностью свои выходные пособия, а банк сможет вернуть только 3,5 млн руб. Первыми будут компенсированы текущие расходы, затем выплачены пособия работникам, и на оплату банковского кредита останется только 3,5 млн руб.
Выходное пособие при ликвидации компании равно среднему месячному заработку (так же как и при сокращении штата). Если в течение следующих двух месяцев вы не сможете устроиться на работу, вам будет выплачена средняя месячная зарплата и за второй месяц.
Чтобы получить пособие за третий месяц, необходимо в течение первых двух недель после увольнения встать на учёт в центре занятости. Служба занятости будет помогать вам в поиске новой работы. Если вы стоите на учёте, это доказывает, что вы действительно ищете новую работу, а не сидите сложа руки в ожидании очередной компенсации от прежнего работодателя.
-
Как фирма решает, сколько сотрудников ей нанять и сколько им платить