Файл: Исследование и оценка результатов управления формированием комфортной городской среды (на примере Московской области).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования и развития городской среды

1.1. Современные представления о развитии городской среды

1.2. Основные направления развития комфортной городской среды

1.3. Зарубежный опыт формирования и развития городской среды

2. Практика управления формированием и развитием комфортной городской среды Москвы

2.1 Оценка современного состояния развития городской среды в Москве

2.2 Анализ системы управления развитием и формированием комфортной городской среды в Москве

2.3 Проблемы управления и приоритетные направления формирования и развития комфортной городской среды в Москве

Глава 3. Основные направления формирования и развития комфортной городской среды Москвы

3.1 Предложения по совершенствованию управления развитием комфортной городской среды Москвы

Заключение

Список использованной литературы



Несколько крупных европейских городов, таких как Барселона, Берлин и Париж, приняли решение о введении концепции "города без автомобилей". Эта концепция заключается в том, чтобы ограничить или полностью запретить использование автомобилей в центральных районах города, создавая таким образом более чистую и удобную городскую среду для жителей и туристов.

Барселона - один из примеров городов, которые приняли решение ограничить использование автомобилей в центральной части города. В рамках этой концепции, были созданы новые зоны пешеходной доступности, разработаны велосипедные дорожки и построены новые общественные пространства для отдыха жителей. Также были введены различные меры для ограничения автомобильного трафика, такие как введение системы оплаты за въезд в центр города, а также увеличение парковок для велосипедов и введение электромобилей.

Берлин также является примером города, который принимает меры для уменьшения автомобильного трафика в центральных районах города. В последнее время в Берлине были созданы новые зоны пешеходной доступности, велосипедные дорожки и общественные пространства, а также проведена реконструкция некоторых улиц в центре города, с целью увеличения безопасности для пешеходов и велосипедистов.

Париж также является одним из городов, в котором была введена концепция "города без автомобилей". В 2016 году в центре Парижа был запущен эксперимент по созданию "дней без автомобилей", в рамках которого в течение дня было запрещено использование автомобилей в центральной части города. Эта инициатива стала настолько успешной, что в 2018 году власти Парижа объявили о том, что с 2020 года в центральной зоне города будет полностью запрещено движение автомобилей.

Таким образом, концепция "города без автомобилей" уже доказала свою эффективность в некоторых крупных городах Европы, таких как Барселона, Берлин и Париж. В Барселоне, например, был запущен проект "Суперблоки", который предполагает объединение нескольких кварталов в одну зону с ограниченным доступом для автомобилей. В этих зонах преобладает пешеходный и велосипедный транспорт, что способствует снижению выбросов углекислого газа и повышению экологической чистоты воздуха. Аналогичные проекты были запущены и в других городах, таких как Берлин и Париж. В Берлине, например, существует "зеленый пояс", который охватывает центр города и где автомобильный трафик ограничен, а велосипедисты и пешеходы имеют приоритет на дорогах.


Эти проекты также позволяют улучшить качество жизни горожан. Ограничение автомобильного трафика снижает уровень шума, улучшает безопасность на дорогах и способствует формированию более дружественной городской среды для людей. Также ограничение автомобильного трафика улучшает условия для развития малого бизнеса, поскольку люди больше времени проводят на улицах, посещают магазины и кафе, а не сидят в машинах в пробках.

Несмотря на то, что эти проекты требуют значительных инвестиций и усилий со стороны городских властей, они доказали свою эффективность в ряде крупных городов Европы. Они позволяют создать более устойчивую городскую среду, снизить негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду и улучшить качество жизни горожан.

Одним из ключевых трендов в развитии комфортной городской среды является концепция "зеленых городов". Это города, где природная среда сохранена и интегрирована в городскую среду, создавая благоприятную среду для жизни и отдыха горожан.

Примером зеленого города может служить Копенгаген. В этом городе большое внимание уделяется созданию зеленых зон, где жители могут наслаждаться природой прямо в городе. Так, в центре Копенгагена находится "Королевский парк", который является одним из самых больших и красивых парков в городе. Он имеет более 3 км прогулочных дорожек и занимает площадь около 22 гектаров.

Еще одним интересным примером зеленого города является город Мальмё, расположенный на юге Швеции. В городе существует программа посадки деревьев на каждого жителя. Эта программа началась в 1998 году и уже привела к появлению более 50 тысяч деревьев в городе. Также в Мальмё есть много велосипедных дорожек и парков, где можно отдохнуть и насладиться природой.

В целом, концепция "зеленых городов" доказала свою эффективность в создании комфортной городской среды, где сочетаются современные технологии и природная среда. Она не только улучшает качество жизни горожан, но и способствует сохранению окружающей среды и борьбе с изменением климата.

Итак, в данной главе были рассмотрены теоретические основы формирования и развития городской среды. Были описаны основные принципы градостроительного развития городского пространства, а также основные направления развития комфортной городской среды.

Особое внимание уделено зарубежному опыту формирования и развития городской среды. Были рассмотрены примеры городов, которые применяют концепцию "города без автомобилей", такие как Барселона, Берлин и Париж, а

также зеленые города, такие как Копенгаген.

Можно сделать вывод, что создание комфортной городской среды для жителей - это важнейшее направление градостроительного развития. При этом, градостроительная политика должна опираться на современные технологии и инновационные решения, а также учитывать потребности и интересы населения.

2. Практика управления формированием и развитием комфортной городской среды Москвы

2.1 Оценка современного состояния развития городской среды в Москве



Современные города являются центрами развития, где сосредоточены финансы, инновационные технологии, разнообразная инфраструктура и квалифицированные кадры. Чтобы привлечь эти ресурсы, важно создать качественную городскую среду, которая будет комфортной для проживания и удовлетворять различные социальные потребности. Эти факторы являются ключевыми для обеспечения конкурентоспособности муниципальных образований, регионов и страны в целом. В данной статье термин "городская среда" рассматривается с учетом различных подходов.

Городская среда включает созданные человеком строения, сооружения, объекты благоустройства и природные компоненты, соответствующие экологическим и общественно-социальным закономерностям. Компоненты городской среды включают в себя современную застройку, застройку в исторической среде, городской и природный ландшафт. Городская среда также рассматривается как совокупность сосредоточенных масс людей и функционального наполнения. Ее функциональное пространство включает пространство пребывания, проницаемое пространство, пешеходную площадь, курдонер, сквер, зеленый карман, эксплуатируемую кровлю. Городская среда может быть рекреационной, спортивной, торговой, культурно-развлекательной или смешанной. Пространство коммуникаций включает связи между различными объектами.

Городская среда как объект управления. Для Катаевой Ю. В., Котовой Е. А., Муратова А. городская среда - это сфера действия городского управления. Они определяют это понятие как "набор стратегий и политик городского развития, которые позволяют городу и его жителям быть конкурентоспособными на быстро меняющихся рынках услуг, товаров, информации и прочего" [5]. При этом, администрация города должна учитывать интересы различных категорий горожан, создавая условия для творческого взаимодействия между ними. Важно также создавать прецеденты успешного преобразования городских пространств, которые могут стимулировать позитивные изменения и способствовать формированию благоприятной городской среды.


Из вышеизложенного можно заключить, что формирование городской среды является основной задачей городского управления. Это включает не только создание необходимых элементов благоустройства, таких как малые архитектурные формы, утилитарные элементы и дорожные сети, но также формирование функциональной среды, которая учитывает потребности различных социальных групп.

Понимание городской среды требует выявления критериев качества. Существуют различные рейтинги, такие как индикаторы City Blueprint, European Green Capital Award, European Green City Index, Global City Indicators Programme, и критерии оценки Министерства регионального развития Российской Федерации. Эти системы ориентируются на экологические, социальные и экономические показатели. Городская среда и общественные пространства являются объектами социально-экономического развития и управления, и оценка их качества связана с пониманием их материальных благ, но также как систем взаимодействий и взаимоотношений жителей города. Оценка качества городской среды способствует повышению эффективности использования ресурсов города и задает направления долгосрочных стратегий развития.

Изучение общественных пространств началось в середине 1990-х годов благодаря работе философов и социологов. Зарубежный опыт управления городской средой более развит, поэтому рассмотрим несколько примеров его применения в городах Канады, Австралии, Америки и Японии.

Департамент планирования города Торонто отвечает за развитие города и его облик. Он совместно с общественностью и другими департаментами определяет актуальные цели и городскую политику. Финансирование масштабных проектов городского благоустройства происходит за счет консолидированного бюджета и государственных программ, а также может использоваться государственно-частное партнерство. Для небольших проектов могут использоваться как бюджетные средства, так и частные или их комбинация. В Торонто действует 81 зона развития бизнеса, которые получают преференции при вложении в проекты благоустройства. Для разработки дизайн-проектов улиц в Торонто создан онлайн-ресурс «Руководство по уличному ландшафту», доступный для всех пользователей, который содержит рекомендации, требования и варианты обустройства конкретной улицы [6].

В Мельбурне для управления проектами используется трёхчастная система менеджмента, включающая группу управления, координационный комитет по благоустройству улиц и рекомендательную группу. Несмотря на отсутствие единого руководства по благоустройству улиц, все мероприятия и элементы городской среды стандартизированы и нормированы, а также внимание уделяется коммуникации между различными департаментами мэрии. Бюджет для капитальных проектов определяется группой управления и финансируется из городского или национального бюджета. Бюджет для проектов меньшего масштаба определяется координационным комитетом и финансируется из капитального бюджета Мельбурна. Ремонтные работы финансируются из текущего бюджета мэрии [11].