Файл: Исследование и оценка результатов управления формированием комфортной городской среды (на примере Московской области).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования и развития городской среды
1.1. Современные представления о развитии городской среды
1.2. Основные направления развития комфортной городской среды
1.3. Зарубежный опыт формирования и развития городской среды
2. Практика управления формированием и развитием комфортной городской среды Москвы
2.1 Оценка современного состояния развития городской среды в Москве
2.2 Анализ системы управления развитием и формированием комфортной городской среды в Москве
Глава 3. Основные направления формирования и развития комфортной городской среды Москвы
3.1 Предложения по совершенствованию управления развитием комфортной городской среды Москвы
Нью-Йорк имеет два подразделения, ответственных за усовершенствование инфраструктуры. Департамент транспорта занимается короткосрочными проектами, а Департамент проектирования и строительства координирует капитальные проекты, получая поддержку от первого подразделения. Большинство проектов благоустройства финансируется за счет городского бюджета, а для более масштабных проектов может быть привлечен национальный и штатный бюджеты. Малые предприятия могут быть задействованы для выполнения небольших проектов по реконструкции улично-дорожного пространства [6].
Токио. Бюро городского развития осуществляет управление проектами по городскому развитию. В соответствии с законодательством, японцы максимально благоустроят свою территорию, при этом не менее 20% площади застраиваемых участков размером более 1 тысячи квадратных метров должны быть озеленены, а чтобы сэкономить место, используются вертикальные сады и озеленение. Большое внимание уделяется диалогу с жителями для согласования работ в общественных местах. Городские власти, девелоперы и местное сообщество становятся участниками проектов. Местные власти могут устанавливать префектурные и муниципальные налоги для пополнения бюджета, а в случае финансового кризиса местное правительство может выпускать муниципальные облигации, а центральное правительство может выделять средства из центральной казны для поддержания жизнедеятельности общества. Большая часть расходов местных бюджетов идет на строительство, образование и благоустройство территории. Для финансирования проектов активно используются внебюджетные инвестиции и геотермальная энергия [10].
России также есть опыт современного управления городами. Основные задачи разделены между различными субъектами: жителям - улучшение качества городской среды; девелоперам - увеличение стоимости недвижимости; властям - привлечение частных инвестиций для решения задач благоустройства территории, строительства элементов инфраструктуры и выполнения государственных и муниципальных программ. Одной из крупных программ благоустройства является проект "Формирование комфортной городской среды", который начался в 2016 году и нацелен на повышение качества и комфорта городской среды по всей территории России [9].
Программа определяет ряд требований для субъектов, направленных на постепенное и качественное улучшение городской среды. Однако, этот проект также демонстрирует неспособность местных властей решать проблемы создания комфортной городской среды самостоятельно. Причины такой ситуации требуется изучить.
В России городские органы управления, в большинстве случаев, отвечают за содержание территории, но испытывают трудности в этом из-за дефицита местных бюджетных средств. Это особенно проблематично, поскольку услуги по благоустройству предоставляются на бесплатной основе и имеют высокую социальную значимость. Кроме того, решение задач, связанных с уборкой, сбором и удалением отходов, озеленением, освещением и комплексным благоустройством территории, лежит на разных ведомственных службах города, которые отвечают только за свою часть работы. Например, в Нижнем Новгороде это Департамент благоустройства и дорожного хозяйства, в Самаре - Департамент городского хозяйства и экологии, а в Новосибирске и Красноярске - Департаменты транспорта и городского хозяйства соответственно. Необходимо изменить структуру управления, чтобы обеспечить более эффективное распределение бюджетных средств и учет социально-экономического развития городской среды. Этот опыт уже был успешно применен в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Кроме того, необходимо улучшить привлечение внебюджетных средств и вовлечение девелоперов и бизнес-структур в процесс развития городской среды.
Пример управления и содержания парков в Москве показателен. Учреждение "Мосгорпарк", являющееся государственным казенным учреждением, координирует развитие и благоустройство парковых территорий культуры и отдыха в городе Москве. Оно также осуществляет координацию между органами исполнительной власти города, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями в вопросах использования и развития пешеходных зон общегородского значения. Появление этой дирекции обусловлено масштабностью парков и необходимостью привлечения внебюджетных средств. Она также определяет план доходов для парков и выделяет субсидии на модернизацию их инфраструктуры. Кроме того, парки предоставляют услуги для проведения мероприятий, фестивалей и праздников с готовой инфраструктурой. Они также предлагают дополнительные сервисы, такие как аренда территорий для бизнеса и оборудования. Более 50% доходов парков генерируется за счет собственных источников, включая доходы от благоустройства. До 2018 года планируется увеличение этого показателя до 78% [7]. Подчеркнем, что самоокупаемость парков за счет внебюджетных средств может оказаться невозможной, особенно в случае больших территорий, где расходы на содержание могут быть высокими. Этот пример показывает необходимость создания отдельной структуры для управления общественными пространствами, чтобы разгрузить бюджет в части содержания территорий. Из зарубежного опыта и московских преобразований можно сделать вывод о том, что для создания комфортной городской среды и привлечения внебюджетных средств необходимо включить инвесторов и бизнес-структуры в процесс.
Эффективный управленческий субъект в данной сфере должен иметь возможность определять направления социально-экономической политики города, эффективно использовать ресурсы города, включая производственный, научный, трудовой, материальный и финансовый потенциал, для обеспечения нормального функционирования и развития городских систем жизнедеятельности. Также следует представлять интересы малого и среднего бизнеса, заинтересованного во вложении средств в городскую среду.
Для достижения целей управления территорией необходимо вести работу в нескольких направлениях. В частности, требуется:
- Формировать планы по доходности, субсидированию, расчету стоимости содержания и работать с юридическими лицами по привлечению дополнительных средств и реализации политики частно-государственного партнерства на вверенной территории. Также необходимо определять потребности социальных групп в части благоустройства. Эти задачи решаются финансово-аналитическим отделом.
- Формировать проектную концепцию общественных пространств, создавать проекты планировки, формировать места притяжения граждан и осуществлять авторский надзор. Для этого нужен отдел развития городской среды.
- Организовывать и контролировать содержание территорий, находящихся в управлении ведомства. Это осуществляет производственно-технический отдел.
После исследования проблем в области благоустройства городских территорий было определено понимание городской среды как материальной и функциональной структуры и объекта управления. Зарубежный опыт показал, что главными потребителями услуг в сфере благоустройства являются жители города, а проекты благоустройства могут быть реализованы различными институтами с помощью консолидированного или местного бюджета, ГЧП или частных инвестиций. Однако отечественный опыт выявил проблему сосредоточения функций управления и хозяйствования в одном ведомстве. Несмотря на это, существуют показательные примеры управления общественными пространствами.
Предлагается создать управленческий субъект и его структуру, которые могут улучшить имидж городской власти, создать новые рекреационные места для жителей города, повысить доходы бюджета, разработать качественную долгосрочную программу по улучшению городской среды, учитывая потребности адресных групп, выявить бюджетные потребности на
создание и содержание общественных пространств, и более рационально расходовать средства, установить контакты между бизнес-сообществом и городской средой, привлечь внебюджетные средства к комплексному благоустройству города и снизить нагрузку на местный бюджет.
2.2 Анализ системы управления развитием и формированием комфортной городской среды в Москве
В ходе данного исследования был составлен список элементов, входящих в понятие комфортной городской среды в соответствии с трактовкой, принятой в России:
1. Дом и двор - элементы, связанные с местом проживания жителей города;
2. Транзитные пространства - элементы, связанные с перемещением горожан из одного места в другое и обеспечением безопасности при таких перемещениях;
3. Точки притяжения - элементы, связанные с объектами и территориями, которые горожане используют для проведения своего свободного времени вне дома.
Эксперты проанализировали Москву в сравнении с 11 другими мегаполисами, которые находятся на разных континентах, имеют сопоставимый уровень дохода и численность населения. В результате была составлена карта конкурентоспособности Москвы, которая помогла определить ее сильные стороны и потенциал для улучшений. Согласно этой карте, главными конкурентными преимуществами Москвы являются высокий уровень безопасности, привлекательный внешний вид города, благоустроенность общественных пространств и обширные возможности для досуга. Однако, Москва имеет низкие результаты в сфере ЖКХ и отстает по качеству и доступности пешеходной инфраструктуры. Кроме того, инвестиции в инфраструктуру в Москве не используются эффективно в качестве рычага для повышения уровня безопасности, привлекательности, уникальности города и развития досуга, спорта, развлечений и культурной жизни.
С учетом выявленных выводов, была составлена программа развития комфортной городской среды Москвы, которая включает в себя 14 направлений.
Рис.1.
Эксперты Фонда "Институт экономики города" провели встречи и круглые столы с представителями городского актива и органов местного самоуправления в Ижевске, Калининграде, Чебоксарах, Череповце и Улан-Удэ в рамках проекта "Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды". Обсуждалось вовлечение граждан в благоустройство дворов и общественных территорий, а также существующие проблемы и потребности в информации и методиках по вовлечению населения и реализации проектов благоустройства. Результатом обсуждений были выявлены общие проблемы для пилотных городов.