Файл: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования центр творческого развития и гуманитарного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комитет по образованию

Администрации Щёлковского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОМАНТИК»

ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ

Принята на методическом совете Директор Центра «Романтик»

Центра «Романтик»
« __ » ______20__ г. протокол №____ « __ » _______ 20___ г.

Дополнительная общеразвивающая программа

по эстрадному пению «Камертон плюс»

художественной направленности

/базовый уровень/


Возраст учащихся: 14 -16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор - составитель:

Калошина Светлана Михайловна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Щёлково

2023 г.

Пояснительная записка

Пение оказывает благотворное влияние на детский организм, способствует развитию речи и голоса, содействует активному развитию основных музыкальных способностей: эмоциональной отзывчивости на музыку, ладо-высотного слуха, музыкально-слуховых представлений, творческих способностей. Кроме того, развитие музыкального слуха помогает более грамотно писать, быстрее осваивать иностранные языки.

В процессе образовательной деятельности дети овладевают техникой эстрадного пения, навыком индивидуального и ансамблевого пения, элементам двухголосия, работе с микрофонами, пению под фонограмму «-1», приобретают опыт концертных выступлений. Программа позволяет осуществить творческое развитие учащихся, обеспечивает условия для социального, умственного и духовного развития личности.

Дополнительная общеразвивающая программа по эстрадному пению «Волшебные нотки» реализуется в рамках комплексной общеобразовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка 5-8 классы», составитель: Сергеева Г. П., Е.Д. Критская.

Направленность программы: художественная.

Программа является модифицированной, создана на основе общеобразовательной программы по предмету «Музыка 5-8 классы», составитель: Сергеева Г. П., Е.Д. Критская. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предмету «Музыка».


Актуальность Программа определяется востребованностью в привлечении наибольшего количества детей к художественному образованию, удовлетворению социального заказа детей и их родителей на обучение эстрадному пению, раскрытию в детях творческих способностей. Программа учитывает специфику развития вокально-музыкальных способностей у детей с разным стартовым уровнем, а также с учётом этапа развития детского голоса и его возрастных особенностей, детской психологии, обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, формирует социальную активность, прививает навыки здорового образа жизни.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).

  2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 403-ФЗ.

  3. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.

  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).

  5. План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)

  6. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.

  7. Федеральный проект Патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 01.01.2021 г.

  8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196).

  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019 г. № 467.

  10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).

  11. Методические рекомендации по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ

(включая разноуровневые программы) (Приложение к



письму Департамента государственной политики в сфере

воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки

РФ от 18.11.2015 № 09–3242).

  1. Примерные требования к программам дополнительного

образования детей (Приложение к письму Департамента

молодежной политики, воспитания и социальной поддержки

детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06–1844).

  1. Устав МАУДО Центр «Романтик» ГОЩ.

Отличительная особенность программы заключается в том, что она предназначена для занятий эстрадным пением с детьми разного уровня вокально-музыкального развития, так как предполагает дифференцированный подход к обучению, учитывая особенности каждого учащегося. Важным в работе является включённость каждого ребёнка в учебный процесс, создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка, построение каждому ребёнку индивидуального «образовательного маршрута».

Обучаясь по программе, дети имеют возможность удовлетворить свои образовательные потребности, реализовать свои способности в области эстрадного пения. При этом интересы детей направлены не только на конечный результат своей деятельности – участие в концертных и конкурсных программах, но и на обретение друзей, организацию наполненного досуга.

Программа имеет базовый уровень, реализуется как базовая, учитывает индивидуальный подход к каждому ученику, даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы, реализовать себя, свои творческие способности в вокальном искусстве. Данная программа является общеразвивающей, модульной.

Адресат программы

Программа адресована учащимся 8- 9 классов (14 -16лет). Принимаются все желающие дети без специального отбора и с любыми вокальными данными.

Развитие голоса ребёнка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать при подборе песенного репертуара, ставя в каждом конкретном случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.

14 -16лет- «предмутационный» период. В организме ребёнка происходит глубокая перестройка. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно, у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания, их голоса явно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. Меняется анатомия гортани, развивается голосовая мышца, она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые к 16 -17 годам приобретают упругость.


В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, мальчики чаще пользуются одним грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть шире нормы.

В «предмутационный» период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. При правильном певческом воспитании этот период называют «расцветом голоса»: у мальчиков он приобретает особую звонкость, а в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.

Объем программы.

Программа состоит из двух модулей:

1 модуль – «Эстрадное творчество».

2 модуль – «Народная песня».

Программа рассчитана на 36 учебных недель (108 учебных часов).

Формы обучения и виды занятий.

Программа реализуется в очной форме.

Используются следующие формы обучения:

- система специальных вокальных упражнений;

- индивидуальная работа с учащимися;

- работа в группах;

- организация практической деятельности;

- творческое выступление, как результат этапа деятельности.

В ходе реализации программы используются следующие виды занятий:

- занятие – беседа- проводится в начале и в конце изучения модуля;

- комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей- образцов, пение учебно – тренировочного материала);

- практические занятия - проводятся как индивидуально, так и в учебных группах. Наполняемость в учебную группу первой ступени – 12 человек;

- публичные выступления - концерты.

Сроки освоения программы – 1 год, 36 недель.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю - 3 академических часа.

Время и место проведения учебных занятий определяются календарным графиком и расписанием детского объединения с учётом выполнения требований САН ПиН 2.4.4. 3048 -13.

В каникулярное время в режим занятий могут вноситься изменения по времени проведения, связанные с концертно-конкурсной деятельностью солистов-вокалистов и коллектива.

Цель и задачи программы

Цель: приобщение детей к музыке, формирование и развитие вокально-исполнительских навыков.

Задачи.

Образовательные:

- изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни;

- освоить приёмы сольного и ансамблевого пения.

Развивающие:

- развивать музыкальные способности обучающихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.

- осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся;

- развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства.

Воспитательные:

- формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

метапредметные:

- развитие творческих способностей учащихся, расширение музыкального кругозора;

- развитие памяти, внимания, творческого мышления, воображения, фантазии;

- привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия, коллективного взаимодействия;

предметные:

- знакомство с основными средствами музыкальной выразительности;

- развитие вокально-хоровых и певческих навыков (певческое дыхание, звукообразование, дикция и артикуляция, унисон)

- формирование навыка двухголосного ансамблевого пения;

- приобретение опыта концертных выступлений.

Содержание программы

Содержание программы «Камертон плюс» направлено на формирование у учащихся певческой культуры творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний. Умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством в вокальном пении.

По завершению программы обучающиеся должны: