Файл: I. теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бухгалтерия:

1. Подсчитать сумму налога на землю, отведенную под детский сад. Детский сад имеет двор такой формы:

Приложение 15

Т. Громова, О. Быкова [15] процесс работы над созданием творческого проекта представляют в виде таблицы

Этап работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения;

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомят со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации;

б) Определение способов сбора и анализа информации;

в) Определение способа представления результатов (Формы проекта);

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование

а) Сбор и уточнение информации

(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.);

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;

в) Выбор оптимального варианта хода проекта;

г) поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.

4. Выводы

а) Анализ информации;

б) Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом. Анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.


И в виде последовательности шестнадцати шагов, на каждом из которых выделена ведущая роль учеников и учителя.

Формулировка учителем темы проекта (учитель) → Выбор возрастной категории учащихся (учитель) → Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы (учитель) → Формулировка дидактических целей проекта (учитель) → Формулировка дидактических задач (учитель) → Формулировка проблемы или выбор темы индивидуальных исследований учащихся (учащиеся) → Выдвижение гипотез решения проблемы (учащиеся) → Определение творческого названия проекта (учащиеся вместе с учителем) → Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов (учащиеся) → Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе (учащиеся) → Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав (учитель совместно с учениками) → Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе (учащиеся, учитель — консультант) → Самостоятельная работа групп (учащиеся, учитель — консультант) → Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе (учащиеся) → Защита полученных результатов и выводов (учащиеся) → Оценивание результатов проекта школьниками и учителем (учащиеся с учителем).

Пахомова Н.Ю. [39], деятельность каждого участника проектной работы на разных этапах представляют также в виде таблицы.

Учитель

Учащиеся

1-й этап – погружение в проект




Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся)

Осуществляют

1) проблему проекта;

1) личностное присвоение проблемы;

2) сюжетную ситуацию;

2) вживание в ситуацию;

3) цель и задачи;

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач;

2-й этап – организация деятельности




Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы):

Осуществляют:

4) организовать группы;

4)разбивку на группы;

5) распределить амплуа в группах;

5)распределение ролей в группе;

6) спланировать деятельность по решению задач проекта;

6)планирование работы;

7) возможные формы презентации результатов.

7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3-й этап – осуществление деятельности




Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

8) контролирует учащихся по необходимости;

8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

9) ненавязчиво контролирует;

9) консультируются по необходимости;

10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

10) «добывают» недостающие знания;

11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

11) подготавливают презентацию результатов.

4-й этап – презентация




Принимает отчет

Демонстрируют

12) обобщает и резюмирует полученные результаты;

12) понимание проблемы, цели и задач;

13) подводит итоги обучения;

13) умение планировать и осуществлять работу;

14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и т.д.

14) найденный способ решения проблемы;

15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и т.д.

15) рефлексию деятельности и результата;

16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности.





Автор в своей работе подробно рассматривает весь ход осуществления проектной деятельности. Особое внимание уделяет рассмотрению организации первого этапа осуществления проектной деятельности, поскольку именно в ходе реализации этого этапа у учителя возникают наибольшие затруднения.

Приложение 16

Оценивать проектную деятельность И.Д. Чечель предлагает по двум направлениям:

1. Индивидуальный проект. Перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице.

Достигнутый результат

Оформление

(из 15 баллов)

Защита

Процесс проектирования







Представление

(из 15 баллов)

Ответы на вопрос

(из 15 баллов)

Интеллектуальная активность

(из 10 баллов)

Творчество

(из 10 баллов)

Практическая деятельность

(из 10 баллов)

Умение работать в команде

(из 10 баллов)

Самооценка
















Педагог
















Коллеги по команде (классу)
















Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 — 100 баллов — «5»;

70 — 85 баллов — «4»;

50 — 70 баллов — «3»;

менее 50 баллов — «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.


2. Для старшеклассников И.Д. Чечель предлагает более сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским.

Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три). Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно. Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования.

Вот как выглядят критерии оценки .


Оформление и выполнение проекта:

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

5. Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Защита:

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.

2. Объем и глубина знании по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность. Суммарная оценка работы и защиты:

отлично- 155-200 баллов

хорошо- 100-154 балла

удовлетворительно — менее 100 баллов.

Теперь преподавателю следует лишь подготовить упрощенную экспертную таблицу, обозначив критерии номерами от 1 до 10.

Во втором случае речь идет не об оценке выполненного проекта, а о выполнении ряда творческих заданий по курсу «Труд человека», который предлагает П.С. Лернер. Оценивается не конкретное задание, а общее влияние исследовательской поисковой деятельности на образовательный процесс. Здесь также предлагается комплексный вариант, интегрирующий объективную часть (коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса) и часть субъективную, формируемую самим учащимся и преподавателем по всем 12 позициям. Полученную сумму, естественно, следует разделить на три (по числу экспертных групп).