Файл: Рабочая программа по историческому краеведению 8 класс срок реализации 1год Разработчик программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Романовская основная общеобразовательная школа»

Пономаревский район Оренбургская область

«Утверждаю»:

Директор школы: Бегишева О.А.

_____________________________

Приказ №61/1от «29»_августа 2015_года


Рабочая программа

по историческому краеведению

8 класс

срок реализации - 1год


Разработчик программы:

Иванова Людмила Сергеевна,

учитель истории и обществознания,

1 категория, стаж работы- 12лет

Принята:

на заседании РМО

Протокол№_1_

От 27 августа 2015г.


с. Романовка

2015 год

Пояснительная записка.
В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, осваивают декоративно – прикладное искусство, знакомятся с обрядами, играми, праздниками в которых живет дух народа, его многовековая мудрость.

Изучение истории края начинается с древнейших времен, кончается настоящим периодом и основывается на своеобразии освоения и экономического развития края.

В наши дни краеведение имеет огромное значение для общества. По словам Д.С.Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины.

Актуальная проблема современного общества – отсутствие чувства Родины у многих жителей России.

Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.

Важная роль комплексного изучения «локальных точек» - сел, городов – была осознана в России давно. В начале ΧΧ столетия такое изучение обозначили термином краеведение.

Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природы, социокультурной специфики своего села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.

Познание окружающей среды делает более эффективным образовательный процесс. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу


«от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем селе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.
Цель программы:

Дать ориентиры в правильном понимании развития событий в жизни народов края и объективную оценку экономического, социального и культурного развития края, воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за мужественный народ, проживающий на территории края. Создать условия для осознания ребенком значимости поселка и района для себя, для народа:

  1. Освоение ребенком историко-краеведческих знаний как база для осознания:

- поселка как феномен человечества;

- взаимосвязь поселка и человека, наличия у жителей прав и обязанностей;

- сходство, различие, взаимосвязь поселка с другими поселками и городами.

  1. Накопление опыта необходимого для дальнейшего самостоятельного изучения поселка и района:

- рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию;

- пользоваться справочной и краеведческой литературой, добывать информацию в общении с родственниками, односельчанами;

- ориентироваться в сельской среде, по карте, в адресной системе.

  1. Формирование умений, необходимых для применения полученных знаний и опыта в новых ситуациях:

- актуализировать краеведческие знания, накопленные в повседневной жизни, а также в учебном процессе, обобщать и оценивать их;

- характеризовать жизнь и деятельность жителей, рассказывать о них, выражая свое впечатление, давая им свою оценку;

- общаться с одноклассниками, односельчанами (в урочной деятельности, повседневной жизни, исследовательской работе и т.д).

задачи:

Научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки происходившим событиям;

- стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к поселку и району, и к его изучению;

- способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний о поселке, освоению новых;



- формированию новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;

- создавать условия, при которых ребенок сможет применять и углублять знания, умения, оценки в активной самостоятельной деятельности;

Формы и методы ведения уроков:

Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин. Учитель сам определит форму работы по изучению края, по использовании исторической литературы и других материалов, связанных с историей края.

Курс истории Оренбургского края рассчитан на учащихся VΙIIкласса, длительность курса-68ч., из расчета 2 ч. в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся
К концу года обучения учащиеся должны знать:

  • основные краеведческие термины,

  • историю края,

  • природные памятники,

  • экономику и население края,

  • стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь,

  • культуру и быт.


К концу года обучения учащиеся должны уметь:

  • работать с источниками,

  • подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,

  • проводить исследовательскую работу,

  • собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал,

  • выступить с докладом,

  • провести экскурсию.


Оценка результатов обучения детей.

Контроль в учреждении дополнительного образования может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы, участие в конкурсах, выставках, КВН, викторине, открытое занятие.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.
Виды поощрения: Диплом, Грамота, Сертификат об окончании курса «Юный Краевед».

Участие работ в районных и областных конкурсах. Выступление на больших праздниках, конференциях. Поэтому оценивать работу может не только руководитель кружка, но и представители различных организаций.


Если курс исторического краеведения входит в учебный план, проводится, как урок или предметный кружок то целесообразно использовать трёх бальную систему оценок.

Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.

Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.

Оценка « 4 » соответствует I I – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.

Оценка « 5 » соответствует I II – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.

Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.

Ученикам, не усвоившим программу, вручается титул: «Иван - не помнящий родства», который после определенной проделанной работы снимается.

Для вводной диагностики в начале года проводится анкетирование «Что я знаю о своем селе?», пишут сочинения «Для чего нужен предмет краеведение».

В конце года так же необходимо провести проверку качества знаний, глубину умений знаний и навыков. Анкетирование целесообразно проводить не только среди учащихся, но и включать сюда друзей, родителей, учителей, воспитателей – чтобы ребенок почувствовал себя единым целым в краеведческом образовательном процессе.

Оценка рисков реализации программы.

Реализация Программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков.

Внешние риски:

- негативное воздействие экологических и антропогенных факторов на объекты культурного наследия (подтопление территорий, оползни, эрозия, загрязнение окружающей среды, вибрация, атмосферные осадки, не- соответствующее содержание и использование, намеренное уничтожение объекта и т.д.).

-недостаточное научное изучение исторических объектов и событий;

Внутренние риски:

- слабая материально-техническая база;

- недостаточный квалификационный уровень специалистов;

- отсутствие условий хранения объектов культурного наследия.

Основными мерами по снижению рисков реализации Программы является подготовка специалистов, осуществление контроля за использованием объектов истории, комитетом по охране историко-культурного наследия Оренбургской области, проведение конференций по вопросам краеведения с целью привлечения общественного внимания к общим проблемам.


Тематический план



СОДЕРЖАНИЕ

ЧАС ПО РАЗДЕЛУ

1

Введение.

1




Глава 1. Оренбургский край с древнейших

времен до середины16в.

4

2,3

Первые обитатели нашего края. Сарматы.




4,5

Оренбургский край в тюркский период.







Глава 2. Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18в.

4

6,7

Освоение ЮжногоПриуралья яицкими казаками.




8,9

Основание Оренбурга. Заселение оренбургской губернии.







Глава 3. Оренбургский край во второй половине 18 в.

6

10,

11

Оренбургская губерния в 50-е- начале70\хгодов 18в.




12,

13

Пугачёвский бунт: начало оренбургского этапа. Осада Оренбурга.




14,

15

Оренбуржье во второй половине70-х- 90-хгодах 18в.







Глава 4. Оренбургский край в первой половине 19 века.

10

16,

17

Территория, население, административное устройство и экономика.




18,

19

Оренбургский край в Отечественной войне 1812г.




20, 21

Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные в губернии.




22,

23

В.А.Перовский на посту оренбургского военного губернатора.




24,

25

Просвещение , наука и культура в первой половине 19 в.







Глава 5.Оренбургская губерния во второй половине 19 века.

6

26,

27

Административные преобразования. Губерния в период реформ.




28,

29

Административное устройство , население и экономика губернии в пореформенный период.




30,

31

Образование, культура во второй половине 19в.







Глава 6. Оренбургская губерния в период воин и социальных потрясений начала 20 века.

8

32,

33

Экономика и социальные отношения в начале 20 в.




34,

35

Губерния в период русско-японской войны и революции 1905-1907г.




36,

37

Оренбуржье в годы Первой мировой войны




38,

39

События 1917г. Гражданская война на территории губернии.







Часть2 Глава 1. Оренбургская губерния в 20-е годы. НЭП и восстановление народного хозяйства

4

40,

41

Общественно-политическая жизнь после гражданской войны. НЭП




42,

43

Сельское хозяйство, промышленность культурное строительство в Оренбуржье







Глава 2. Оренбуржье в 1930-хначале1940-х годов.

6

44,

45

Общественно -политическая жизнь Оренбуржья (1930-1941г)




46,

47

Индустриализация




48,

49

Коллективизация, культурное строительство







Глава 3. Оренбургская область в годы ВОВ

6

50,

51

Мобилизация сил на отпор врагу.




52, 53

Промышленность, положение сельского хозяйства в годы войны.




54,

55

Образование и культура области в годы войны. Участники ВОВ.







Глава 4, 5. Социально политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945-1985г.

6

56,

57

Развитие промышленности и сельского хозяйства Оренбуржья в 1945-1965г.




58,

59

Развитие промышленности и сельского хозяйства Оренбуржья в 1965-1985г.




60,

61

Развитие культуры, образования







Глава 6. Оренбургская область в период реформирования страны 1985-2000г.

5

62,

63

Политическое и социально- экономическое положение Оренбуржья в конце 20 века.




64,

65,

66

Промышленность, сельское хозяйство, культура Оренбуржья 1985-2000г.




67

Контрольный срез.

1

68

Итоговое занятие

1