Файл: Рабочая программа по историческому краеведению 8 класс срок реализации 1год Разработчик программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Романовская основная общеобразовательная школа»
Пономаревский район Оренбургская область
«Утверждаю»:
Директор школы: Бегишева О.А.
_____________________________
Приказ №61/1от «29»_августа 2015_года
Рабочая программа
по историческому краеведению
8 класс
срок реализации - 1год
Разработчик программы:
Иванова Людмила Сергеевна,
учитель истории и обществознания,
1 категория, стаж работы- 12лет
Принята:
на заседании РМО
Протокол№_1_
От 27 августа 2015г.
с. Романовка
2015 год
Пояснительная записка.
В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, осваивают декоративно – прикладное искусство, знакомятся с обрядами, играми, праздниками в которых живет дух народа, его многовековая мудрость.
Изучение истории края начинается с древнейших времен, кончается настоящим периодом и основывается на своеобразии освоения и экономического развития края.
В наши дни краеведение имеет огромное значение для общества. По словам Д.С.Лихачева, оно способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины.
Актуальная проблема современного общества – отсутствие чувства Родины у многих жителей России.
Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.
Важная роль комплексного изучения «локальных точек» - сел, городов – была осознана в России давно. В начале ΧΧ столетия такое изучение обозначили термином краеведение.
Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природы, социокультурной специфики своего села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.
Познание окружающей среды делает более эффективным образовательный процесс. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу
«от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем селе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.
Цель программы:
Дать ориентиры в правильном понимании развития событий в жизни народов края и объективную оценку экономического, социального и культурного развития края, воспитать чувство патриотизма и национальной гордости за мужественный народ, проживающий на территории края. Создать условия для осознания ребенком значимости поселка и района для себя, для народа:
-
Освоение ребенком историко-краеведческих знаний как база для осознания:
- поселка как феномен человечества;
- взаимосвязь поселка и человека, наличия у жителей прав и обязанностей;
- сходство, различие, взаимосвязь поселка с другими поселками и городами.
-
Накопление опыта необходимого для дальнейшего самостоятельного изучения поселка и района:
- рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию;
- пользоваться справочной и краеведческой литературой, добывать информацию в общении с родственниками, односельчанами;
- ориентироваться в сельской среде, по карте, в адресной системе.
-
Формирование умений, необходимых для применения полученных знаний и опыта в новых ситуациях:
- актуализировать краеведческие знания, накопленные в повседневной жизни, а также в учебном процессе, обобщать и оценивать их;
- характеризовать жизнь и деятельность жителей, рассказывать о них, выражая свое впечатление, давая им свою оценку;
- общаться с одноклассниками, односельчанами (в урочной деятельности, повседневной жизни, исследовательской работе и т.д).
задачи:
Научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки происходившим событиям;
- стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к поселку и району, и к его изучению;
- способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний о поселке, освоению новых;
- формированию новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;
- создавать условия, при которых ребенок сможет применять и углублять знания, умения, оценки в активной самостоятельной деятельности;
Формы и методы ведения уроков:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин. Учитель сам определит форму работы по изучению края, по использовании исторической литературы и других материалов, связанных с историей края.
Курс истории Оренбургского края рассчитан на учащихся VΙIIкласса, длительность курса-68ч., из расчета 2 ч. в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу года обучения учащиеся должны знать:
-
основные краеведческие термины, -
историю края, -
природные памятники, -
экономику и население края, -
стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь, -
культуру и быт.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
-
работать с источниками, -
подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе, -
проводить исследовательскую работу, -
собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал, -
выступить с докладом, -
провести экскурсию.
Оценка результатов обучения детей.
Контроль в учреждении дополнительного образования может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы, участие в конкурсах, выставках, КВН, викторине, открытое занятие.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.
Виды поощрения: Диплом, Грамота, Сертификат об окончании курса «Юный Краевед».
Участие работ в районных и областных конкурсах. Выступление на больших праздниках, конференциях. Поэтому оценивать работу может не только руководитель кружка, но и представители различных организаций.
Если курс исторического краеведения входит в учебный план, проводится, как урок или предметный кружок то целесообразно использовать трёх бальную систему оценок.
Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.
Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.
Оценка « 4 » соответствует I I – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.
Оценка « 5 » соответствует I II – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.
Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.
Ученикам, не усвоившим программу, вручается титул: «Иван - не помнящий родства», который после определенной проделанной работы снимается.
Для вводной диагностики в начале года проводится анкетирование «Что я знаю о своем селе?», пишут сочинения «Для чего нужен предмет краеведение».
В конце года так же необходимо провести проверку качества знаний, глубину умений знаний и навыков. Анкетирование целесообразно проводить не только среди учащихся, но и включать сюда друзей, родителей, учителей, воспитателей – чтобы ребенок почувствовал себя единым целым в краеведческом образовательном процессе.
Оценка рисков реализации программы.
Реализация Программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков.
Внешние риски:
- негативное воздействие экологических и антропогенных факторов на объекты культурного наследия (подтопление территорий, оползни, эрозия, загрязнение окружающей среды, вибрация, атмосферные осадки, не- соответствующее содержание и использование, намеренное уничтожение объекта и т.д.).
-недостаточное научное изучение исторических объектов и событий;
Внутренние риски:
- слабая материально-техническая база;
- недостаточный квалификационный уровень специалистов;
- отсутствие условий хранения объектов культурного наследия.
Основными мерами по снижению рисков реализации Программы является подготовка специалистов, осуществление контроля за использованием объектов истории, комитетом по охране историко-культурного наследия Оренбургской области, проведение конференций по вопросам краеведения с целью привлечения общественного внимания к общим проблемам.
Тематический план
| СОДЕРЖАНИЕ | ЧАС ПО РАЗДЕЛУ |
1 | Введение. | 1 |
| Глава 1. Оренбургский край с древнейших времен до середины16в. | 4 |
2,3 | Первые обитатели нашего края. Сарматы. | |
4,5 | Оренбургский край в тюркский период. | |
| Глава 2. Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18в. | 4 |
6,7 | Освоение ЮжногоПриуралья яицкими казаками. | |
8,9 | Основание Оренбурга. Заселение оренбургской губернии. | |
| Глава 3. Оренбургский край во второй половине 18 в. | 6 |
10, 11 | Оренбургская губерния в 50-е- начале70\хгодов 18в. | |
12, 13 | Пугачёвский бунт: начало оренбургского этапа. Осада Оренбурга. | |
14, 15 | Оренбуржье во второй половине70-х- 90-хгодах 18в. | |
| Глава 4. Оренбургский край в первой половине 19 века. | 10 |
16, 17 | Территория, население, административное устройство и экономика. | |
18, 19 | Оренбургский край в Отечественной войне 1812г. | |
20, 21 | Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные в губернии. | |
22, 23 | В.А.Перовский на посту оренбургского военного губернатора. | |
24, 25 | Просвещение , наука и культура в первой половине 19 в. | |
| Глава 5.Оренбургская губерния во второй половине 19 века. | 6 |
26, 27 | Административные преобразования. Губерния в период реформ. | |
28, 29 | Административное устройство , население и экономика губернии в пореформенный период. | |
30, 31 | Образование, культура во второй половине 19в. | |
| Глава 6. Оренбургская губерния в период воин и социальных потрясений начала 20 века. | 8 |
32, 33 | Экономика и социальные отношения в начале 20 в. | |
34, 35 | Губерния в период русско-японской войны и революции 1905-1907г. | |
36, 37 | Оренбуржье в годы Первой мировой войны | |
38, 39 | События 1917г. Гражданская война на территории губернии. | |
| Часть2 Глава 1. Оренбургская губерния в 20-е годы. НЭП и восстановление народного хозяйства | 4 |
40, 41 | Общественно-политическая жизнь после гражданской войны. НЭП | |
42, 43 | Сельское хозяйство, промышленность культурное строительство в Оренбуржье | |
| Глава 2. Оренбуржье в 1930-хначале1940-х годов. | 6 |
44, 45 | Общественно -политическая жизнь Оренбуржья (1930-1941г) | |
46, 47 | Индустриализация | |
48, 49 | Коллективизация, культурное строительство | |
| Глава 3. Оренбургская область в годы ВОВ | 6 |
50, 51 | Мобилизация сил на отпор врагу. | |
52, 53 | Промышленность, положение сельского хозяйства в годы войны. | |
54, 55 | Образование и культура области в годы войны. Участники ВОВ. | |
| Глава 4, 5. Социально политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945-1985г. | 6 |
56, 57 | Развитие промышленности и сельского хозяйства Оренбуржья в 1945-1965г. | |
58, 59 | Развитие промышленности и сельского хозяйства Оренбуржья в 1965-1985г. | |
60, 61 | Развитие культуры, образования | |
| Глава 6. Оренбургская область в период реформирования страны 1985-2000г. | 5 |
62, 63 | Политическое и социально- экономическое положение Оренбуржья в конце 20 века. | |
64, 65, 66 | Промышленность, сельское хозяйство, культура Оренбуржья 1985-2000г. | |
67 | Контрольный срез. | 1 |
68 | Итоговое занятие | 1 |