Файл: Рабочая программа по историческому краеведению 8 класс срок реализации 1год Разработчик программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятий.
Введение (1ч.)
Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами. Основным учебным пособием является учебник История Оренбурская Злобина Ю.П., Поляков А.Н., Л.И. Футорянского.
Тема 1. Оренбургский край с древнейших
времен до середины16в.
Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края. Древнейшие города: Аркаим, Аландский город.
Дополнительная литература:
1.Газета «Демские зори»
2.Археология Учебное пособие.
3.Атлас Оренбургской области.
4. Геологические памятники природы Оренбургской области.
Тема 2. Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18в.
Причины и характер движения русских на Урал. Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России. Первоначальное освоение края русскими. Социальные отношения, культура и быт населения..
Дополнительная литература:
-
И Уханов. «Рычков». -
В.Г.Синельников «Знакомьтесь Оренбуржье». -
П.И.Сучков. «История родного края». -
Атлас Оренбургской области. -
Газета « Демские зори ». -
Геологические памятники природы Оренбургской области.
Тема 3. Оренбургский край во второй половине 18 в-19 в.
Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района. . Крестьянская война. Реформа М.М.Сперанского. Общественное движение и культура. Декабристы в Оренбургском крае
Дополнительная литература:
-
И.Смольников. «Путешествие Пушкина в оренбургский край».
2.П.И.Сучков. «История родного края».
3.Атлас Оренбургской области.
4.Газета « Демские зори ».
5. Набор открыток «Декабристы».
Тема 4. Оренбургская губерния во второй половине 19 века.
Развитие капитализма в промышленности и положении рабочих, развитие капитализма в сельском хозяйстве. Переселение крестьян из Европейской России. Экономическое развитие этнического населения. Край – место политической ссылки.
Дополнительная литература:
1. А.В.Коваленко. «Гвардии земледельцы»
2.П.И.Сучков. «История родного края».
3.Атлас Оренбургской области.
4.Газета « Демские зори ».
5. Н.Ф.Корсунов « По тебе, Яик, слава добрая».
Тема 5. Край в начале ΧΧ в.
Рост населения, состояние промышленности и сельского хозяйства. Ссылка социал – демократов, революция 1905-1907гг., годы реакции. Столыпинская реформа. Мировая война и Февральская революция.
Дополнительная литература:
-
И.Уханов. «Оренбургский платок». -
Журнал «Уральский следопыт». -
Б.Н.Чистов. «За счастье народное». -
Газета «Степной маяк»
Тема 6. Оренбургская губерния в период воин и социальных потрясений начала 20 века.
Революционное движение, деятельность РСДРП, образование Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов и уездных советов в крае. Результаты крестьянского движения, расстановка политических сил, установление советской власти в Оренбургской губернии. Партийные и комсомольские ячейки в Кваркенском районе. Социалистические преобразования в крае.
Дополнительная литература:
1.Б.Н.Чистов. «За счастье народное».
2.Газета «Степной маяк»
3.Журнал «Гостиный двор».
Тема 7. Край в период гражданской войны и иностранной интервенции.
Белое движение и контрреволюционный переворот ноября 1918г. Диктатура Дутова. Казачье движение. Борьба с Дутовщиной. Восстановление советской власти.
Сражение под Кульмой, под Бриентом.
Дополнительная литература:
1.Б.Н.Чистов. «За счастье народное».
2.Газета «Степной маяк»
3.Журнал «Гостиный двор».
4. П.И.Сучков «История родного края».
Тема 8. Оренбургская губерния в 20-е годы. НЭП и восстановление народного хозяйства
Переход к нэпу, восстановление промышленности и сельского хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Создание МТС и совхозов. Основаниеколхоза в селе. Национальная политика Советской власти в крае. Культурное строительство.
Дополнительная литература:
1.Газета Демские зори »
2.Журнал «Гостиный двор».
3.П.И.Сучков «История родного края».
4.Документы и материалы «Культурное строительство в Оренбуржье».
-
Материалы из школьного музея. -
Б.Т.Уткин «Урал литературный».
Тема 9. Оренбургская область в годы ВОВ.
Край в годы Великой Отечественной войны. Герои и участники В.О.в.
Патриотический подъем населения края. Все для победы над фашистской Германией – промышленность и сельское хозяйство фронту. Эвакуированные в селе.
Дополнительная литература:
-
Н.И.Мячин. «Орденоносное Оренбуржье». -
В.П.Россовский «Солдатская слава». -
Г.Десятов «Герои секретных архивов». -
Газета «Демские зори ». -
Материалы из музея.
Тема 10. Социально политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945-2000г.
Создание промышленности. Реформы сельского хозяйства: Укрупнение колхозов, бригадный хозрасчет. Политическая жизнь края. Социальные преобразования, культурная и спортивная жизнь в селе. Процессы перестройки промышленности и сельского хозяйства края. Наш край сегодня.
Дополнительная литература:
-
А.В.Коваленко «Гвардии земледельцы». -
А Лазукин «Гагарин в Оренбуржье». -
Альбом «Планета Целина». -
Газета «Демские зори ». -
Журнал «Гостиный двор». -
И.Уханов. «Оренбургский платок». -
Материалы из школьного музея.
Контрольный урок
Календарно тематическое планирование
| СОДЕРЖАНИЕ | ЧАС ПО РАЗДЕЛУ | ЧАС ПО ТЕМЕ | ДАТА План/факт | |
1 | Введение. | 1 | | | |
| Глава 1. Оренбургский край с древнейших времен до середины16в. | 4 | | | |
2 3 | Первые обитатели нашего края. Сарматы. | | 2 | | |
4 5 | Оренбургский край в тюркский период. | | 2 | | |
| Глава 2. Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18в. | 4 | | | |
6 7 | Освоение ЮжногоПриуралья яицкими казаками. | | 2 | | |
8 9 | Основание Оренбурга. Заселение оренбургской губернии. | | 2 | | |
| Глава 3. Оренбургский край во второй половине 18 в. | 6 | | | |
10 11 | Оренбургская губерния в 50-е- начале70\хгодов 18в. | | 2 | | |
12 13 | Пугачёвский бунт: начало оренбургского этапа. Осада Оренбурга. | | 2 | | |
14 15 | Оренбуржье во второй половине70-х- 90-хгодах 18в. | | 2 | | |
| Глава 4. Оренбургский край в первой половине 19 века. | 10 | | | |
16 17 | Территория, население, административное устройство и экономика. | | 2 | | |
18 19 | Оренбургский край в Отечественной войне 1812г. | | 2 | | |
20 21 | Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные в губернии. | | 2 | | |
22 23 | В.А.Перовский на посту оренбургского военного губернатора. | | 2 | | |
24 25 | Просвещение , наука и культура в первой половине 19 в. | | 2 | | |
| Глава 5.Оренбургская губерния во второй половине 19 века. | 6 | | | |
26 27 | Административные преобразования. Губерния в период реформ. | | 2 | | |
28 29 | Административное устройство , население и экономика губернии в пореформенный период. | | 2 | | |
30 31 | Образование, культура во второй половине 19в. | | 2 | | |
| Глава 6. Оренбургская губерния в период воин и социальных потрясений начала 20 века. | 8 | | | |
32 33 | Экономика и социальные отношения в начале 20 в. | | 2 | | |
34 35 | Губерния в период русско-японской войны и революции 1905-1907г. | | 2 | | |
36 37 | Оренбуржье в годы Первой мировой войны | | 2 | | |
38 39 | События 1917г. Гражданская война на территории губернии. | | 2 | | |
| Часть2 Глава 1. Оренбургская губерния в 20-е годы. НЭП и восстановление народного хозяйства | 4 | | | |
40 41 | Общественно-политическая жизнь после гражданской войны. НЭП | | 2 | | |
42 43 | Сельское хозяйство, промышленность культурное строительство в Оренбуржье | | 2 | | |
| Глава 2. Оренбуржье в 1930-хначале1940-х годов. | 6 | | | |
44 45 | Общественно -политическая жизнь Оренбуржья (1930-1941г) | | 2 | | |
46 47 | Индустриализация | | 2 | | |
48 49 | Коллективизация, культурное строительство | | 2 | | |
| Глава 3. Оренбургская область в годы ВОВ | 6 | | | |
50 51 | Мобилизация сил на отпор врагу. | | 2 | | |
52 53 | Промышленность, положение сельского хозяйства в годы войны. | | 2 | | |
54 55 | Образование и культура области в годы войны. Участники ВОВ. | | 2 | | |
| Глава 4, 5. Социально политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945-1985г. | 6 | | | |
56 57 | Развитие промышленности и сельского хозяйства Оренбуржья в 1945-1965г. | | 2 | | |
58 59 | Развитие промышленности и сельского хозяйства Оренбуржья в 1965-1985г. | | 2 | | |
60 61 | Развитие культуры, образования | | 2 | | |
| Глава 6. Оренбургская область в период реформирования страны 1985-2000г. | 5 | | | |
62 63 | Политическое и социально- экономическое положение Оренбуржья в конце 20 века. | | 2 | | |
646566 | Промышленность, сельское хозяйство, культура Оренбуржья 1985-2000г. | | 3 | | |
67 | Контрольный срез. | 1 | 1 | | |
68 | Итоговое занятие | 1 | 1 | | |
Методические пояснения по организации занятий.
В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведение человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисков – исследовательский метод, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом.
Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.
Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого.
Посильной и благородной задачей учителей истории и краеведения и их учащихся является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в частности школьный краеведческий музей. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребности во все более глубоком познании окружающего мира. Дети чувствуют свое участие в создании истории родного села, района.
Далеко не все члены клуба станут историками, но интерес к большому делу, сопричастность к которому они ощутили, сохранится надолго. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.
Условия реализации программы
Программа рассчитана:
на обучение и воспитание детей и подростков от 13 лет.
Время реализация программы:
курс рассчитан на 1 год (68 часов).
Процесс обучения условно разделяется на следующие этапы:
-
начально-ознакомительный -
учебно-развивающий -
углубленного – совершенствования, творчества.
Процесс обучения может быть продолжен, если учащиеся проявят желание и интерес. Обучение может проходить в форме факультативна в старших классах, работы в школьном музее, индивидуальных занятий, творческих работ.
Периодичность занятия:
1 год обучения. 68 часов. 2часа в неделю.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
-
кабинет или классная комната, -
фонды сельской библиотеки, -
фонды школьной библиотеки, -
краеведческие источники, -
тесное сотрудничество с различными организациями, -
желание детей заниматься, -
создание фонотеки и видео теки.
Используемая и рекомендуемая литература.
Учебная.
1. Л.И. Футорянский Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 1996г.
2. П.И.Сучков Учебное пособие «История родного края». Челябинское Южно – уральское книжное издательство.1988г.
3.Н.П.Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1976г.
4. М.Н.Мохова. Учебное пособие «Наш край». Южно – Уральское книжное издательство.1972г.
5.Н.А.Надеждина. Пособие для учащихся «Экскурсия по родному краю». Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства
просвещения РСФСР Москва 1963г.
-
Л.И.Футорякский. ,В.А.Лабузов Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 2008г. -
Н.Л.Моргунова Археология Южного Урала, Оренбургское литературное издательство 2007г. -
А.А. Чибилев, Т.В.Краснов, П.В. ВельмовскийКавркенский район Оренбургской области. Краеведческий атлас Институт степи УрОРАН.- Оренбург, 2009г.