Файл: Рабочая программа по историческому краеведению 8 класс срок реализации 1год Разработчик программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание занятий.
Введение (1ч.)

Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами. Основным учебным пособием является учебник История Оренбурская Злобина Ю.П., Поляков А.Н., Л.И. Футорянского.
Тема 1. Оренбургский край с древнейших

времен до середины16в.
Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края. Древнейшие города: Аркаим, Аландский город.
Дополнительная литература:

1.Газета «Демские зори»

2.Археология Учебное пособие.

3.Атлас Оренбургской области.

4. Геологические памятники природы Оренбургской области.

Тема 2. Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18в.

Причины и характер движения русских на Урал. Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация, присоединение Оренбургской области к России. Первоначальное освоение края русскими. Социальные отношения, культура и быт населения..
Дополнительная литература:

  1. И Уханов. «Рычков».

  2. В.Г.Синельников «Знакомьтесь Оренбуржье».

  3. П.И.Сучков. «История родного края».

  4. Атлас Оренбургской области.

  5. Газета « Демские зори ».

  6. Геологические памятники природы Оренбургской области.


Тема 3. Оренбургский край во второй половине 18 в-19 в.

Численность и этнический состав населения, экономическое развитие поселка и района. . Крестьянская война. Реформа М.М.Сперанского. Общественное движение и культура. Декабристы в Оренбургском крае

Дополнительная литература:

  1. И.Смольников. «Путешествие Пушкина в оренбургский край».

2.П.И.Сучков. «История родного края».

3.Атлас Оренбургской области.

4.Газета « Демские зори ».

5. Набор открыток «Декабристы».
Тема 4. Оренбургская губерния во второй половине 19 века.

Развитие капитализма в промышленности и положении рабочих, развитие капитализма в сельском хозяйстве. Переселение крестьян из Европейской России. Экономическое развитие этнического населения. Край – место политической ссылки.

Дополнительная литература:

1. А.В.Коваленко. «Гвардии земледельцы»

2.П.И.Сучков. «История родного края».

3.Атлас Оренбургской области.

4.Газета « Демские зори ».

5. Н.Ф.Корсунов « По тебе, Яик, слава добрая».
Тема 5. Край в начале ΧΧ в.

Рост населения, состояние промышленности и сельского хозяйства. Ссылка социал – демократов, революция 1905-1907гг., годы реакции. Столыпинская реформа. Мировая война и Февральская революция.

Дополнительная литература:

  1. И.Уханов. «Оренбургский платок».

  2. Журнал «Уральский следопыт».

  3. Б.Н.Чистов. «За счастье народное».

  4. Газета «Степной маяк»


Тема 6. Оренбургская губерния в период воин и социальных потрясений начала 20 века.

Революционное движение, деятельность РСДРП, образование Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов и уездных советов в крае. Результаты крестьянского движения, расстановка политических сил, установление советской власти в Оренбургской губернии. Партийные и комсомольские ячейки в Кваркенском районе. Социалистические преобразования в крае.
Дополнительная литература:

1.Б.Н.Чистов. «За счастье народное».

2.Газета «Степной маяк»

3.Журнал «Гостиный двор».
Тема 7. Край в период гражданской войны и иностранной интервенции.

Белое движение и контрреволюционный переворот ноября 1918г. Диктатура Дутова. Казачье движение. Борьба с Дутовщиной. Восстановление советской власти.

Сражение под Кульмой, под Бриентом.
Дополнительная литература:

1.Б.Н.Чистов. «За счастье народное».

2.Газета «Степной маяк»

3.Журнал «Гостиный двор».

4. П.И.Сучков «История родного края».
Тема 8. Оренбургская губерния в 20-е годы. НЭП и восстановление народного хозяйства

Переход к нэпу, восстановление промышленности и сельского хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Создание МТС и совхозов. Основаниеколхоза в селе. Национальная политика Советской власти в крае. Культурное строительство.
Дополнительная литература:

1.Газета Демские зори »

2.Журнал «Гостиный двор».

3.П.И.Сучков «История родного края».

4.Документы и материалы «Культурное строительство в Оренбуржье».

  1. Материалы из школьного музея.

  2. Б.Т.Уткин «Урал литературный».


Тема 9. Оренбургская область в годы ВОВ.

Край в годы Великой Отечественной войны. Герои и участники В.О.в.

Патриотический подъем населения края. Все для победы над фашистской Германией – промышленность и сельское хозяйство фронту. Эвакуированные в селе.


Дополнительная литература:


  1. Н.И.Мячин. «Орденоносное Оренбуржье».

  2. В.П.Россовский «Солдатская слава».

  3. Г.Десятов «Герои секретных архивов».

  4. Газета «Демские зори ».

  5. Материалы из музея.


Тема 10. Социально политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945-2000г.

Создание промышленности. Реформы сельского хозяйства: Укрупнение колхозов, бригадный хозрасчет. Политическая жизнь края. Социальные преобразования, культурная и спортивная жизнь в селе. Процессы перестройки промышленности и сельского хозяйства края. Наш край сегодня.
Дополнительная литература:


  1. А.В.Коваленко «Гвардии земледельцы».

  2. А Лазукин «Гагарин в Оренбуржье».

  3. Альбом «Планета Целина».

  4. Газета «Демские зори ».

  5. Журнал «Гостиный двор».

  6. И.Уханов. «Оренбургский платок».

  7. Материалы из школьного музея.

Контрольный урок
Календарно тематическое планирование




СОДЕРЖАНИЕ

ЧАС ПО РАЗДЕЛУ

ЧАС ПО ТЕМЕ

ДАТА

План/факт

1

Введение.

1













Глава 1. Оренбургский край с древнейших

времен до середины16в.

4










2

3

Первые обитатели нашего края. Сарматы.




2







4

5

Оренбургский край в тюркский период.




2










Глава 2. Оренбургский край во второй половине 16в. – первая половина18в.

4










6

7

Освоение ЮжногоПриуралья яицкими казаками.




2







8

9

Основание Оренбурга. Заселение оренбургской губернии.




2










Глава 3. Оренбургский край во второй половине 18 в.

6










10

11

Оренбургская губерния в 50-е- начале70\хгодов 18в.




2







12

13

Пугачёвский бунт: начало оренбургского этапа. Осада Оренбурга.




2







14

15

Оренбуржье во второй половине70-х- 90-хгодах 18в.




2










Глава 4. Оренбургский край в первой половине 19 века.

10










16

17

Территория, население, административное устройство и экономика.




2







18

19

Оренбургский край в Отечественной войне 1812г.




2







20

21

Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные в губернии.




2







22

23

В.А.Перовский на посту оренбургского военного губернатора.




2







24

25

Просвещение , наука и культура в первой половине 19 в.




2










Глава 5.Оренбургская губерния во второй половине 19 века.

6










26

27

Административные преобразования. Губерния в период реформ.




2







28

29

Административное устройство , население и экономика губернии в пореформенный период.




2







30

31

Образование, культура во второй половине 19в.




2










Глава 6. Оренбургская губерния в период воин и социальных потрясений начала 20 века.

8










32

33

Экономика и социальные отношения в начале 20 в.




2







34

35

Губерния в период русско-японской войны и революции 1905-1907г.




2







36

37

Оренбуржье в годы Первой мировой войны




2







38

39

События 1917г. Гражданская война на территории губернии.




2










Часть2 Глава 1. Оренбургская губерния в 20-е годы. НЭП и восстановление народного хозяйства

4










40

41

Общественно-политическая жизнь после гражданской войны. НЭП




2







42

43

Сельское хозяйство, промышленность культурное строительство в Оренбуржье




2










Глава 2. Оренбуржье в 1930-хначале1940-х годов.

6










44

45

Общественно -политическая жизнь Оренбуржья (1930-1941г)




2







46

47

Индустриализация




2







48

49

Коллективизация, культурное строительство




2










Глава 3. Оренбургская область в годы ВОВ

6










50

51

Мобилизация сил на отпор врагу.




2







52

53

Промышленность, положение сельского хозяйства в годы войны.




2







54

55

Образование и культура области в годы войны. Участники ВОВ.




2










Глава 4, 5. Социально политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945-1985г.

6










56

57

Развитие промышленности и сельского хозяйства Оренбуржья в 1945-1965г.




2







58

59

Развитие промышленности и сельского хозяйства Оренбуржья в 1965-1985г.




2







60

61

Развитие культуры, образования




2










Глава 6. Оренбургская область в период реформирования страны 1985-2000г.

5










62

63

Политическое и социально- экономическое положение Оренбуржья в конце 20 века.




2







646566

Промышленность, сельское хозяйство, культура Оренбуржья 1985-2000г.




3







67

Контрольный срез.

1

1







68

Итоговое занятие

1

1








Методические пояснения по организации занятий.
В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведение человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисков – исследовательский метод, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом.

Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.

Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого.

Посильной и благородной задачей учителей истории и краеведения и их учащихся является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий.

Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в частности школьный краеведческий музей. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребности во все более глубоком познании окружающего мира. Дети чувствуют свое участие в создании истории родного села, района.


Далеко не все члены клуба станут историками, но интерес к большому делу, сопричастность к которому они ощутили, сохранится надолго. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.


Условия реализации программы
Программа рассчитана:

на обучение и воспитание детей и подростков от 13 лет.
Время реализация программы:

курс рассчитан на 1 год (68 часов).
Процесс обучения условно разделяется на следующие этапы:

  • начально-ознакомительный

  • учебно-развивающий

  • углубленного – совершенствования, творчества.


Процесс обучения может быть продолжен, если учащиеся проявят желание и интерес. Обучение может проходить в форме факультативна в старших классах, работы в школьном музее, индивидуальных занятий, творческих работ.
Периодичность занятия:

1 год обучения. 68 часов. 2часа в неделю.
Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • кабинет или классная комната,

  • фонды сельской библиотеки,

  • фонды школьной библиотеки,

  • краеведческие источники,

  • тесное сотрудничество с различными организациями,

  • желание детей заниматься,

  • создание фонотеки и видео теки.



Используемая и рекомендуемая литература.

Учебная.

1. Л.И. Футорянский Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 1996г.

2. П.И.Сучков Учебное пособие «История родного края». Челябинское Южно – уральское книжное издательство.1988г.

3.Н.П.Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1976г.

4. М.Н.Мохова. Учебное пособие «Наш край». Южно – Уральское книжное издательство.1972г.

5.Н.А.Надеждина. Пособие для учащихся «Экскурсия по родному краю». Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства

просвещения РСФСР Москва 1963г.

  1. Л.И.Футорякский. ,В.А.Лабузов Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 2008г.

  2. Н.Л.Моргунова Археология Южного Урала, Оренбургское литературное издательство 2007г.

  3. А.А. Чибилев, Т.В.Краснов, П.В. ВельмовскийКавркенский район Оренбургской области. Краеведческий атлас Институт степи УрОРАН.- Оренбург, 2009г.