Файл: Фольклоризм как основная тенденция развития чеченской музыкальной эстрады.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

Музыкальный факультет

Кафедра эстрадно-джазового пения

Направление подготовки

53.04.02 Вокальное искусство

Направленность (профиль) образовательной программы

Эстрадное пение

Очная форма обучения

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТРА

НА ТЕМУ: «Фольклоризм как основная тенденция развития чеченской музыкальной эстрады»

Выполнил______________ / Дагаева Элина ОТЧЕСТВО

«ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ»
Оглавление



Введение ​ 2

Глава 1. Основные тенденции развития эстрадной музыки в Чечне 6

1.1. Эстрада. Определение эстрадной музыки. 6

1.2. История развития чеченской эстрады в довоенное время. 8

1.3. Проблемы послевоенного становления чеченской эстрады. 14

1.4.Исполнители и творческие коллективы. 19

Глава 2. Фольклоризм как этнический компонент в музыкальной эстраде Чечни 37

2.1. Фольклор в национальной музыкальной культуре чеченцев 37

2.2. Особенности современной Чеченской эстрады 43

Заключение 52

Список используемой литературы 54




Введение ​




Во всём многообразии ныне существующих и подвергающихся философскому осмыслению понятий «эстрада» претендует на особый статус. С течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему миру, структура знания трансформируется, и сам предмет культурологического рассмотрения остается подвижным. Между тем, от
человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на причудливые изгибы философской мысли, понятие красоты и ее восприятие неизменно занимает достойное место в человеческом культурном наследии, варьируя собственное содержание и во многом определяя и другие культурные аспекты, на фоне которых оно проявляется.

В отечественной и зарубежной литературе вопрос влияния народной музыки на современную эстраду чаще всего рассматривается в контексте влияния фольклорной музыки - африканской, арабской и кельтской культур - на современную. Источники, рассматривающие влияние фольклорной музыки на музыку эстрадную глобально, обобщенно, отсутствуют.

Эстрада - это мощный пласт мировой культуры. Эстраду нельзя назвать явлением, появившимся на пустом месте. В данной работе под эстрадой подразумевается исключительно эстрадная музыка. Но, обращая свой взор в глубину веков, мы не можем отрицать связи народной музыки с музыкой эстрадной.

«Какое небо видишь, такие и песни поешь», - говорят в народе. Чеченская республика расположена в живописных местах - на востоке Северного Кавказа в зоне благоприятных климатических условий. Население составляет более 1,4 млн человек, столица — Грозный. Государственные языки: чеченский и русский.

Чечня богата природными ресурсами и культурными достопримечательностями. В Чеченской Республике насчитывается 633

объекта культурного наследия регионального значения и 38 (2 утрачены) объекта культурного наследия федерального значения.

В регионах, подобных Чечне, проще проследить связи и взаимодействие народной и эстрадной музыки.

Проблемы взаимодействия фольклорной музыки с современной музыкальной эстрадой в данной работе рассматриваются на примере народной и эстрадной музыки Чечни - многонационального региона, где национальные традиции и национальная культура оказывают прямое воздействие на жизнь общества. В последнее время научные исследования современной фольклорной российской музыки стали весьма актуальны. Изучение музыкального искусства России, несомненно, помогает осознанию проблем современной Чеченской Республики, стоящих перед ней.

В сегодняшних условиях жизни, необходимо, чтобы у наших народов оставалась возможность,

желание и необходимость культурных, духовных, нравственных связей на основе принципа диалога. На наш взгляд, научный диалог, диалог деятелей культуры особенно помогают поддерживать гармонию между нашими народами. В этом и заключается актуальность нашего исследования, которое посвящено музыкальной эстраде чеченцев как одной из одаренных и по-своему уникальных наций на постсоветском пространстве.
Объектом исследования являются особенности развития чеченской музыкальной эстрады.

Предметом исследования является фольклоризм как этнический компонент в чеченской эстрадной музыке.

Цель моей работы состоит в том, чтоб показать связь национальной фольклорной музыки с современной эстрадой, показать тенденции развития эстрадной музыки, осветить её проблемы.

Структура исследования. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, нотного и аудио приложений.

Задачи исследования:

- проследить историю развития чеченской эстрадной культуры, выявить влияние на нее исторических событий, а именно военных действий на территории республики;

- выявить специфику чеченской музыкальной эстрады;

- рассмотреть фольклоризм как этнический компонент в структуре чеченской музыкальной эстрады;

- проанализировать исполнительские особенности чеченских разножанровых музыкальных произведений.

Методы исследования:

теоретические– изучение искусствоведческой, музыковедческой, культурологической, методической и исторической литературы по теме исследования; систематизация изучаемого материала; обобщение фольклорного опыта;

эмпирические – наблюдение за выступлениями чеченских эстрадных певцов и вокальных ансамблей; изучение продуктов творчества чеченских вокалистов в рамках исследования; анализ чеченских вокальных произведений с целью изучения влияния на них фольклора; метод сравнения и аналогии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыт генезис чеченского музыкального эстрадного искусства; изучены материалы по истории чеченского народного творчества, его традиций и влияния на современную эстраду Чечни.


Практическая значимость состоит в том, что проведена классификация современных чеченских песен; проанализированы особенности их ладово-диалектической структуры, построенной на этнических основах чеченской музыкальной культуры; выявлены мелодико-гармонические особенности звучания современных песен на основе анализа музыкально-этнографического материала и осмысления творческого музыкального наследия.









Глава 1. Основные тенденции развития эстрадной музыки в Чечне

1.1. Эстрада. Определение эстрадной музыки.


Что означает понятие «эстрада», «эстрадная музыка»? Само понятие «эстрада» с течением времени менялось, эволюционировало. В начале 19 века, во времена замечательного исследователя русского языка В. Даля, оно означало «помост, возвышение, например, для музыки». (Толковый словарь Даля онлайн) А в первое десятилетие ХХ в. термин «эстрада» уже предполагает одно из направлений музыкального искусства. Артистов или вокалистов, выступающих на эстрадных подмостках, стали называть эстрадными артистами/певцами.

В более позднее время трактовки термина «эстрада» также варьировались, различаясь нюансами. Согласно музыкальному энциклопедическому словарю «эстрадная музыка – термин, применяемый для обозначения разнообразных форм развлекательной (легкой) музыки в XIX-XX веках. (Музыкальная энциклопедия онлайн)

Понятие «эстрадная музыка» трактуется весьма широко: включает популярные симфонические миниатюры (как правило, в переложении), отрывки из оперетт, песни, марши, различные виды танцевально-бытовой музыки». Из этого определения можно сделать вывод, что понятие «эстрадная музыка» несет в себе отпечаток чего-то несерьезного, сугубо развлекательного. На заре зарождения эстрадного искусства (в середине XIX века), по-видимому, так оно и было. Эстрада начиналась именно с легкой музыки. В дореволюционной России даже довольно широко бытовало понятие «легкие жанры», применительно к эстрадным жанрам.

Но с течением времени понятие «эстрадная музыка» менялась. То, что звучало с эстрады, не всегда было «легким». На это повлияли многие события в жизни страны: революция, Великая Отечественная война, тяжелые годы сталинских репрессий, война в Афганистане и другие события. Все это подтолкнуло к созданию серьезных песен с драматическим сюжетом и глубоким сопереживанием к людским судьбам. Такие песни, как «То, что я должен сказать» А. Вертинского или «Черный тюльпан» А. Розенбаума уже нельзя назвать легкими или развлекательными. Поэтому, думается, было бы справедливо не смешивать понятие «эстрада» с понятием «легкие жанры».