Файл: Фольклоризм как основная тенденция развития чеченской музыкальной эстрады.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные тенденции развития эстрадной музыки в Чечне
1.1. Эстрада. Определение эстрадной музыки.
1.2. История развития чеченской эстрады в довоенное время.
1.3. Проблемы послевоенного становления чеченской эстрады.
Глава 2. Фольклоризм как этнический компонент в музыкальной эстраде Чечни
2.1. Фольклор в национальной музыкальной культуре чеченцев
жирха.
Барабан с корпусом цилиндрической формы называется вота. На нём обычно играют деревянными палками, но иногда и пальцами. Вота является неотъемлемой принадлежностью оркестра народных инструментов.
Наряду с горской гармоникой – кехат-пондуром, горской балалайкой – дечиг-пондуром, в музыке Чечни можно услышать и звучание горской скрипки – адхоку-пондура.
Песенная культура чеченцев не менее богата и разнообразна. Жанр героико-эпических песен называется илли. В илли воспеваются подвиги героев, дружба, верность и любовь. Традиция исполнения илли - речитативная под аккомпанемент дечиг-пондура. Назмаш – песни религиозного характера, которые часто исполнялись a capella. Узамаш - вокальные импровизации, белхамаш – плачи, обрядовые песни… Сохранила песенная традиция Чечни и многие другие песенные жанры самого различного характера и содержания.
Необычайно богата чеченская танцевальная культура. Женский танец – грациозный, плавный с красивыми движениями рук. Мужской, напротив, - очень энергичный, яркий, темпераментный. Часто народные танцевальные мелодии, начинающиеся в умеренном или медленном движении, при постепенном ускорении темпа переходят в быстрый, стремительный танец.
Танец – душа чеченского народа. И потому не случайно одним из наиболее уважаемых деятелей чеченской музыкальной культуры стал танцор Махмуд Эсамбаев.
Махмуд Эсамбаев родился в 1924 году в селе Старые Атаги. Природный талант к танцу проявился у него практически с рождения. Как впоследствии говорил сам артист: “Когда я был младенцем на руках матери, я уже танцевал”.
Вскоре без него не обходился ни один праздник, ни одна свадьба. Вся округа села Старые Атаги знала весёлого парнишку. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать он мог без устали, ведь это занятие было его любимым делом.
Отец Махмуда Эсамбаева считал профессию танцора недостойным выбором для настоящего мужчины. Однако наперекор воле отца, он стал артистом. В пятнадцать лет Махмуд Эсамбаев – уже солист Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, а в девятнадцать – артист театра Пятигорской оперетты.
Во время войны его талант пригодился на фронте. В перерывах между боями для солдат устраивали концерты. Бойцы называли его ласково Миша. «Танцуй, Миша!» - говорили они и просили показать свои любимые номера.
В военные годы Эсамбаев танцевал и в военных госпиталях, и на строительстве оборонительных сооружений, и во фронтовой концертной бригаде на передовой. Во время одного из выступлений он был ранен в ногу. В полевом госпитале артисту сделали операцию. Приговор врачей был неумолим: танцевать он больше не сможет.
Но Эсамбаев не мог представить своей жизни без танца. Невероятными усилиями воли он продолжал тренироваться и вскоре, вопреки мнению врачей, действительно смог вернуться к своей любимой профессии.
Уже после войны Махмуд Эсамбаев создал целую галерею танцевальных образов, в которых отразилась культура не только Чечни, но и многих других народов мира. На основе хореографических новелл, таких как испанский танец "Ля-коррида", индийский ритуальный танец "Золотой бог", таджикский "Танец с ножами" впоследствии был снят художественный фильм. С программой "Танцы народов мира" он покорил не только нашу страну, но и весь мир.
Не получив классического хореографического образования, Махмуд Эсамбаев, тем не менее выступал и в ведущих партиях самых известных балетных спектаклей. Роли злой феи Карабос или волшебника Ротбарта в балетах Чайковского «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» в его исполнении до сих пор считаются одними из лучших.
Чеченская музыкальная культура, история которой насчитывает несколько тысячелетий, профессионально начала изучаться только с середины XIX века. Первая нотная запись чеченских песен была сделана Иваном Андреевичем Клингером в 1847 году. Этот русский офицер провел в плену у чеченцев несколько лет. Позднее текст двух чеченских песен был записан русским писателем Львом Николаевичем Толстым со слов своих друзей-чеченцев, Садо Мисербиева и Балты Исаева. Песни были переведены на русский язык поэтом Афанасием Фетом, который был восхищен глубоким смыслом и философской наполненностью их содержания.
Ты, горячая пуля, смерть носишь с собой;
Но не ты ли была моей верной рабой?
Земля чёрная, ты ли покроешь меня?
Не тебя ли топтал я ногами коня?
Холодна ты, о смерть! Даже смерть храбреца,
Но я был властелином твоим до конца;
Своё тело в добычу земле отдаю,
Но за то небеса примут душу мою.
Профессиональные музыканты Чеченской республики:
музыкальная династия Димаевых
Одним из первых чеченских композиторов, чьё творчество было непосредственно связано с чеченской народной музыкой, был Умар Димаев, создавший более тридцати оригинальных произведений и сотни обработок различных чеченских мелодий. Ещё в юном возрасте он начал играть на гармони и к 15 годам стал одним м из самых популярных гармонистов в Чечне. Его игра была настолько виртуозной, что он стал легендой. Его музыка веселила и вдохновляла, заставляла плакать суровых мужчин и даже врачевала.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Умар Димаев так же как и Махмуд Эсамбаев работал в составе фронтовых музыкальных бригад, участвовал в концертах для бойцов Красной Армии.
В 1954 году Умар Димаев был приглашен в качестве солиста-инструменталиста в Чечено-Ингушский ансамбль песни и танца. В этот период он создал свои самые известные музыкальные произведения, в том числе «Танец, посвященный Махмуду Эсамбаеву».
Сын Умара Димаева – Саид Димаев – также стал профессиональным композитором. В 1963 году он окончил музыкальное училище в Грозном, а затем композиторское отделение Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. В 1970 году Саид Димаев стал художественным руководителем Чечено-Ингушской государственной филармонии, затем главным дирижером и художественным руководителем оркестра народных инструментов Госкомитета ЧИАССР по телевидению и радиовещанию. При этом он активно работал как композитор в самых разных музыкальных жанрах — сочинял песни, романсы, симфонические и камерные произведения, музыку к кинофильмам и театральным пьесам, музыку для детей. Саид Димаев был прекрасным аранжировщиком. В 2001 году вышел сборник «Сто мелодий из рук Умара Димаева», в котором он опубликовал мелодии своего отца в собственной обработке.
Певец и композитор Али Димаев - средний сын Умара Димаева - является сегодня одним из популярнейших чеченских музыкантов. Будучи ещё школьником, он создал первый в республике рок-ансамбль «Вайнахи», который исполнял песни «Битлз», композиции советских, в том числе и чеченских, авторов. Али пишет и свою музыку. Его песни «Друзьям», «Берегите матерей», «Танцевальная картинка» пользуются огромной популярностью в республике и за ее пределами. В 1981 году Али Димаев создал рок-группу «Зама», главным музыкальным достижением которой был синтез традиционной народной музыки и современного рока. В последние годы композитор выступает как сольный исполнитель собственных песен.
Можно выделить три особенности чеченской эстрады:
- Ограничение музыкальных стилей, и направлений;
- Влияние кавказских традиций, и обычаев.
- Влияние политики Чеченской республики на эстраду.
На чеченской эстраде, так же как на мировой эстраде, безусловно, доминирует песенный жанр. Причем песня сливается с танцем, с элементами шоу. Она представляет собой теперь единое неделимое целое, где зрелищная сторона приобретает огромное значение, а зачастую, доминирующее.
Некоторые жанры, весьма популярны в российской, и мировой эстраде, на чеченской эстраде совершенно отсутствуют. Например, нет таких жанров как шансон, тюремная, дворовая песня. Причины этого лежат в чеченской культурной традиции: ограниченность музыкальных стилей, выражается в отсутствии многих молодежных стилей, таких как рэп, техно, рейв, хард- рок, хэви метал.
Эти стили для Чечни являются неперспективными, у них нет будущего, так как все они основываются на духе бунтарства, молодежного протеста. В традициях же кавказских народов одно из основных правил - уважение к людям старшего поколения, почитание старших, как людей умудренных богатым опытом, которого еще нет у молодежи. Очень важно то, что у народов Кавказа не была разорвана связь поколений. Поэтому бунтарские мотивы, взросшие на почве конфликтов отцов и детей, здесь не актуальны.
Отличительной чертой чеченской эстрады является манера поведения на сцене и особенности костюма. Вероисповедание, традиции, и обычаи обусловили сдержанность сценического поведения для артистов. Поэтому в чеченскую эстраду не проникла столь характерная для мировой практики достаточно свободная манера танца; артисты поют, обычно стоя неподвижно, или совершая движения заимствованные из традиционных народных танцев.
В сценическом костюме также проявляется связь с национальными традициями. Сценический костюм, даже если он не является национальным, бывает выдержан в народном стиле. Для женщины или девушки недопустимы брюки, шорты, короткие юбки.
Особенностью чеченской эстрады можно считать определенную ограниченность тем, жанров и музыкальных стилей. Все что выноситься на сцену, проходит тщательный отбор на соответствие этическим нормам чеченского общества. Это касается и тематики песен. Здесь характерна следующая ситуация: есть несколько основных тем, которые разрабатываются почти всеми исполнителями. Есть очень маленькая группа, авторских, эксклюзивных тем, которые поднимаются единичными авторами, и есть темы, вообще не как не затрагиваются.
Барабан с корпусом цилиндрической формы называется вота. На нём обычно играют деревянными палками, но иногда и пальцами. Вота является неотъемлемой принадлежностью оркестра народных инструментов.
Наряду с горской гармоникой – кехат-пондуром, горской балалайкой – дечиг-пондуром, в музыке Чечни можно услышать и звучание горской скрипки – адхоку-пондура.
Песенная культура чеченцев не менее богата и разнообразна. Жанр героико-эпических песен называется илли. В илли воспеваются подвиги героев, дружба, верность и любовь. Традиция исполнения илли - речитативная под аккомпанемент дечиг-пондура. Назмаш – песни религиозного характера, которые часто исполнялись a capella. Узамаш - вокальные импровизации, белхамаш – плачи, обрядовые песни… Сохранила песенная традиция Чечни и многие другие песенные жанры самого различного характера и содержания.
Необычайно богата чеченская танцевальная культура. Женский танец – грациозный, плавный с красивыми движениями рук. Мужской, напротив, - очень энергичный, яркий, темпераментный. Часто народные танцевальные мелодии, начинающиеся в умеренном или медленном движении, при постепенном ускорении темпа переходят в быстрый, стремительный танец.
Танец – душа чеченского народа. И потому не случайно одним из наиболее уважаемых деятелей чеченской музыкальной культуры стал танцор Махмуд Эсамбаев.
Махмуд Эсамбаев родился в 1924 году в селе Старые Атаги. Природный талант к танцу проявился у него практически с рождения. Как впоследствии говорил сам артист: “Когда я был младенцем на руках матери, я уже танцевал”.
Вскоре без него не обходился ни один праздник, ни одна свадьба. Вся округа села Старые Атаги знала весёлого парнишку. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать он мог без устали, ведь это занятие было его любимым делом.
Отец Махмуда Эсамбаева считал профессию танцора недостойным выбором для настоящего мужчины. Однако наперекор воле отца, он стал артистом. В пятнадцать лет Махмуд Эсамбаев – уже солист Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, а в девятнадцать – артист театра Пятигорской оперетты.
Во время войны его талант пригодился на фронте. В перерывах между боями для солдат устраивали концерты. Бойцы называли его ласково Миша. «Танцуй, Миша!» - говорили они и просили показать свои любимые номера.
В военные годы Эсамбаев танцевал и в военных госпиталях, и на строительстве оборонительных сооружений, и во фронтовой концертной бригаде на передовой. Во время одного из выступлений он был ранен в ногу. В полевом госпитале артисту сделали операцию. Приговор врачей был неумолим: танцевать он больше не сможет.
Но Эсамбаев не мог представить своей жизни без танца. Невероятными усилиями воли он продолжал тренироваться и вскоре, вопреки мнению врачей, действительно смог вернуться к своей любимой профессии.
Уже после войны Махмуд Эсамбаев создал целую галерею танцевальных образов, в которых отразилась культура не только Чечни, но и многих других народов мира. На основе хореографических новелл, таких как испанский танец "Ля-коррида", индийский ритуальный танец "Золотой бог", таджикский "Танец с ножами" впоследствии был снят художественный фильм. С программой "Танцы народов мира" он покорил не только нашу страну, но и весь мир.
Не получив классического хореографического образования, Махмуд Эсамбаев, тем не менее выступал и в ведущих партиях самых известных балетных спектаклей. Роли злой феи Карабос или волшебника Ротбарта в балетах Чайковского «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» в его исполнении до сих пор считаются одними из лучших.
Чеченская музыкальная культура, история которой насчитывает несколько тысячелетий, профессионально начала изучаться только с середины XIX века. Первая нотная запись чеченских песен была сделана Иваном Андреевичем Клингером в 1847 году. Этот русский офицер провел в плену у чеченцев несколько лет. Позднее текст двух чеченских песен был записан русским писателем Львом Николаевичем Толстым со слов своих друзей-чеченцев, Садо Мисербиева и Балты Исаева. Песни были переведены на русский язык поэтом Афанасием Фетом, который был восхищен глубоким смыслом и философской наполненностью их содержания.
Ты, горячая пуля, смерть носишь с собой;
Но не ты ли была моей верной рабой?
Земля чёрная, ты ли покроешь меня?
Не тебя ли топтал я ногами коня?
Холодна ты, о смерть! Даже смерть храбреца,
Но я был властелином твоим до конца;
Своё тело в добычу земле отдаю,
Но за то небеса примут душу мою.
Профессиональные музыканты Чеченской республики:
музыкальная династия Димаевых
Одним из первых чеченских композиторов, чьё творчество было непосредственно связано с чеченской народной музыкой, был Умар Димаев, создавший более тридцати оригинальных произведений и сотни обработок различных чеченских мелодий. Ещё в юном возрасте он начал играть на гармони и к 15 годам стал одним м из самых популярных гармонистов в Чечне. Его игра была настолько виртуозной, что он стал легендой. Его музыка веселила и вдохновляла, заставляла плакать суровых мужчин и даже врачевала.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Умар Димаев так же как и Махмуд Эсамбаев работал в составе фронтовых музыкальных бригад, участвовал в концертах для бойцов Красной Армии.
В 1954 году Умар Димаев был приглашен в качестве солиста-инструменталиста в Чечено-Ингушский ансамбль песни и танца. В этот период он создал свои самые известные музыкальные произведения, в том числе «Танец, посвященный Махмуду Эсамбаеву».
Сын Умара Димаева – Саид Димаев – также стал профессиональным композитором. В 1963 году он окончил музыкальное училище в Грозном, а затем композиторское отделение Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. В 1970 году Саид Димаев стал художественным руководителем Чечено-Ингушской государственной филармонии, затем главным дирижером и художественным руководителем оркестра народных инструментов Госкомитета ЧИАССР по телевидению и радиовещанию. При этом он активно работал как композитор в самых разных музыкальных жанрах — сочинял песни, романсы, симфонические и камерные произведения, музыку к кинофильмам и театральным пьесам, музыку для детей. Саид Димаев был прекрасным аранжировщиком. В 2001 году вышел сборник «Сто мелодий из рук Умара Димаева», в котором он опубликовал мелодии своего отца в собственной обработке.
Певец и композитор Али Димаев - средний сын Умара Димаева - является сегодня одним из популярнейших чеченских музыкантов. Будучи ещё школьником, он создал первый в республике рок-ансамбль «Вайнахи», который исполнял песни «Битлз», композиции советских, в том числе и чеченских, авторов. Али пишет и свою музыку. Его песни «Друзьям», «Берегите матерей», «Танцевальная картинка» пользуются огромной популярностью в республике и за ее пределами. В 1981 году Али Димаев создал рок-группу «Зама», главным музыкальным достижением которой был синтез традиционной народной музыки и современного рока. В последние годы композитор выступает как сольный исполнитель собственных песен.
2.2. Особенности современной Чеченской эстрады
Можно выделить три особенности чеченской эстрады:
- Ограничение музыкальных стилей, и направлений;
- Влияние кавказских традиций, и обычаев.
- Влияние политики Чеченской республики на эстраду.
На чеченской эстраде, так же как на мировой эстраде, безусловно, доминирует песенный жанр. Причем песня сливается с танцем, с элементами шоу. Она представляет собой теперь единое неделимое целое, где зрелищная сторона приобретает огромное значение, а зачастую, доминирующее.
Некоторые жанры, весьма популярны в российской, и мировой эстраде, на чеченской эстраде совершенно отсутствуют. Например, нет таких жанров как шансон, тюремная, дворовая песня. Причины этого лежат в чеченской культурной традиции: ограниченность музыкальных стилей, выражается в отсутствии многих молодежных стилей, таких как рэп, техно, рейв, хард- рок, хэви метал.
Эти стили для Чечни являются неперспективными, у них нет будущего, так как все они основываются на духе бунтарства, молодежного протеста. В традициях же кавказских народов одно из основных правил - уважение к людям старшего поколения, почитание старших, как людей умудренных богатым опытом, которого еще нет у молодежи. Очень важно то, что у народов Кавказа не была разорвана связь поколений. Поэтому бунтарские мотивы, взросшие на почве конфликтов отцов и детей, здесь не актуальны.
Отличительной чертой чеченской эстрады является манера поведения на сцене и особенности костюма. Вероисповедание, традиции, и обычаи обусловили сдержанность сценического поведения для артистов. Поэтому в чеченскую эстраду не проникла столь характерная для мировой практики достаточно свободная манера танца; артисты поют, обычно стоя неподвижно, или совершая движения заимствованные из традиционных народных танцев.
В сценическом костюме также проявляется связь с национальными традициями. Сценический костюм, даже если он не является национальным, бывает выдержан в народном стиле. Для женщины или девушки недопустимы брюки, шорты, короткие юбки.
Особенностью чеченской эстрады можно считать определенную ограниченность тем, жанров и музыкальных стилей. Все что выноситься на сцену, проходит тщательный отбор на соответствие этическим нормам чеченского общества. Это касается и тематики песен. Здесь характерна следующая ситуация: есть несколько основных тем, которые разрабатываются почти всеми исполнителями. Есть очень маленькая группа, авторских, эксклюзивных тем, которые поднимаются единичными авторами, и есть темы, вообще не как не затрагиваются.