Файл: Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования речевой компетенции учащихся 59 классов на уроках английского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что они думают по этому поводу, могут поискать ответ в дополнительной литературе или в интернете. На данном этапе могут быть использованы приемы синквейн, дискуссия и эссе.

«Дискуссия» – это исследование, разбор или обсуждение какого-либо вопроса. При помощи дискуссии учитель включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающая активную напряженную мыслительную деятельность, в процессе которой учащиеся делятся друг с другом знаниями, соображениями и доводами.

«Эссе» – довольно сложный вид работы, который удается не каждому ребенку. Данный прием используется как небольшое письменное задание на стадии осмысления, обработки прочитанного материала. В целом, эссе – замечательное задание для обучающегося, направленное на лучшее понимание текста.

В ходе работы на уроке школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим

Таким образом, данная технология представляется очень эффективной в процессе обучения школьников английскому языку, потому что она предлагает многообразные приёмы, пробуждающие интерес к изучаемому материалу, учит с ним работать и обобщать. Данная технология направлена на создание условий для свободного развития личности. У ребят возрастает самооценка, развивается рефлексия, возникает потребность в познании нового. Технология развития критического мышления через чтение и письмо даёт возможность учителю обучать ребенка решению проблем, а это уже задел для реализации проблемного обучения. Предлагаемые приемы вполне возможно использовать и вне технологии развития критического мышления через чтение и письмо как достаточно самостоятельные упражнения. Их применение сделает урок более интересным, повысит мотивацию учащихся к активному изучению языка.

Необходимо признать, что использование некоторых приёмов требует от нас, учителей, больших затрат времени на подготовку урока, оценки учебного материала с точки зрения обоснованности их применения. Но результат того стоит.
Раздел III

Результативность опыта



Результативность профессиональной деятельности характеризуется успеваемостью учащихся – 100%, более 57% учащихся в течение трех лет обучаются на «4» и «5».


Из таблицы видна положительная динамика роста качества знаний учащихся. Кроме того, школьники активно участвуют в конкурсах и интернет-олимпиадах, становятся призерами и победителями региональных и муниципальных конкурсов, что говорит о сформированности речевой компетенции в чтении и письме.

Библиографический список


  1. Байбородова, Л.В. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2015.

  2. Бутенко, А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие. - М.: Мирос, 2012.

  3. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития. -М.: Скифия, 2013.

  4. Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

  5. Клустер, Д.Н. Критическое мышление и новые виды грамотности – М.: ЦГЛ, 2015.

  6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2013.

  7. Хаяперн, Д.Г. Психология критического мышления. – М.: Просвещение, 2020.

Приложения
Приложение 1. Функции технологии развития критического мышления.

Приложение 2. Примеры методических приёмов технологии развития критического мышления на разных этапах урока.

Приложение 3. Структура синквейна.

Приложение 4. Прием «Fishbone».

Приложение 5. Приём «Корзина идей».

Приложение 6. Приёмы «Cluster», «Верные и неверные утверждения», «Знаю-хочу узнать - узнал», «Пометки на полях».

Приложение 7. Приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Ключевые слова», «Лови ошибку».

Приложение 8. Разработка урока английского языка в 5 классе на основе технологии развития критического мышления.

17

Приложение 1



Вызов

Осмысление содержания

Рефлексия



Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к

теме)
Информационная (вызов

«на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный

обменмнениями)



Информационная

(получение новой информации по теме)
Систематизационная

(классификация полученной информации по категориям знания)



Коммуникационная

(обмен мнениями о новой информации)
Информационная

(приобретение нового знания)
Мотивационная

(побуждение к дальнейшему расширению

информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,

оценка процесса)


Функции технологии развития критического мышления


1

Приложение 2
Примеры методических приемов технологии развития критического мышления на разных этапах урока


Тип урока

Работа с информацион-ным текстом

Работа с художественнымтестом

Взаимо-обучение

Урок-иссле-дование

Вызов

Мозговой штурм, кластер, рассказ,

подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.

Рассказ-предположение по ключевым словам

(по заголовку),

графическая

система-

тизация

материала (кластеры и таблицы),верные и неверные утверждения, пере-путанные

логические цепочки,

словарная работа,

рассматривание

иллюстраций

ит.п.

Верные-неверные

суждения,корзина

идей

ит.д.

Мозговойштурм

Осмысление

Маркировка

текста,

ведение

различных

записей типа

двойных

дневников,

бортовых

журналов

и т.п.

Чтение с остановками, маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Зигзаг

(мо-заика)

Заполнение

таблицы,

поиск ответов

на

поставлен-

ные

в

первой

части

урока

вопросы

Рефлексия

Возвращение

к

кластеру

Кластер, составление

словаря по тексту

произведения,

написание

сочинения,

исследование

по отдельным

вопросам

Своднаятаблица

Предсказание

Приложение 3
Структура синквейна

Одна из художественных форм письменной рефлексии – синквейн. «Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева).



Стро-ка

The synquane is a special form of the poem, which consists of 5 lines

Это стихотворение,

состоящее из пяти строк

1


one word title, a noun that tells what your poem is about;

заявляется тема или предмет (одно существительное);

2

two adjectives that describe what you're writing about;

дается описание предмета (два прилагательных или причастия);

3

three- ing participles that describe what your poem is about;

характеризуются действия предмета (3 глагола);

4

a phrase that tells more about what you're writing about;

приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;  

5

a synonym for your title, another noun that  tells what your poem is about.

синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 




3

Приложение 4

Прием «Fishbone»


Данный приём позволяет раздробить проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этого приёма выглядит как «рыбная кость», расположенная вертикально. Эффективно используется на любом этапе урока по данной технологии. Работать можно индивидуально и в группах. В «голове» этого скелета названа тема текста. На верхних и нижних косточках отражаются главные проблемы текста и факты, отражающие суть этих проблем.

Даже при условии, что текст у ребят одинаковый, у всех учащихся составление схем происходит индивидуально. Если берутся разные тексты по одной проблеме, то текст читается индивидуально, но схемы составляются в группах. На схемах оставляется место для обмена информацией. При объединении учащихся разного уровня обученности для работы над общим заданием можно осуществить взаимоконтроль и консультирование детей с низким уровнем.

4

Приложение 5
Прием «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

  1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

  2. Обмен информацией в парах или группах.

  3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

  4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

  5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.



5

Приложение 6
Прием «Cluster»

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом «Корзина идей». Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Знаю–хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).

Учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Прием «Пометки на полях»

Этот прием работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

6

Приложение 7

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Данный прием может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Прием «Ключевые слова»

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.